Владимир Грозный » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Владимир Грозный

Итоги. Два года назад у руля Федеральной службы по финансовым рынкам встал новый человек, от которого напрасно не ждали больших сюрпризов
18 мая 2009
Итоги. Два года назад у руля Федеральной службы по финансовым рынкам встал новый человек, от которого напрасно не ждали больших сюрпризов.


Владимир Миловидов, назначенный руководителем ФСФР в мае 2007 года, начал воплощать в жизнь неожиданные инициативы, добавил веса своему ведомству в системе органов власти, зато нажил недоброжелателей среди участников рынка, мнение которых он внимательно выслушивает, а руководствуется собственным.



Изобретение велосипедов. До кризиса одной из самых громких идей, озвученных Владимиром Миловидовым, стала организация торговли зарубежными ценными бумагами на российской территории. Чтобы понять всю ее соль, надо вспомнить о многолетней работе прежнего состава ФСФР над законодательной базой для российских депозитарных расписок (РДР) – местного заменителя иностранных акций и облигаций. Никто даже не помышлял о том, чтобы впустить в страну сами чужие финансовые инструменты. Считалось, что государство не сможет защитить права инвесторов. Ведь эмитенты находятся за пределами России и абсолютно неподконтрольны властям.

Как выяснилось, у Владимира Миловидова на сей счет другая позиция. Как у Минфина, которому захотелось покупать иностранные бумаги через российские биржи и хранить их в российских депозитариях. И в тот момент, когда было сформировано законодательство для выпуска РДР, их существование потеряло всякий смысл.

Прямой допуск иностранных ценных бумаг затем отлично вписался в концепцию создания в Москве международного финансового центра, которую поддержали первые лица государства. Многие свои начинания ФСФР связывала именно с этой идеей, потускневшей только на фоне разразившегося кризиса.

Деликатные вопросы руководитель ФСФР затрагивал поначалу осторожно, прощупывая почву. Так, тему объединения ММВБ и РТС он «вбросил в массы» летом 2007 года, а потом регулярно к ней возвращался. А вот с наследием предшественников обошелся без церемоний. Например, готовый законопроект о Центральном депозитарии, который Госдума собиралась рассматривать во втором чтении, в итоге выброшен в корзину. Снят искусственный запрет на «удлиненное» время торгов на ММВБ. Подарка ждали саморегулируемые организации. Их влияние должно было существенно вырасти. Но этого не произошло.



Рынок всегда прав. Вплоть до минувшей осени Владимир Миловидов обычно опирался в своей деятельности на мнение участников рынка. Он создал общественный совет при ФСФР, да и без него постоянно консультировался с практиками. И рынку нравились многие выдвигаемые предложения. Чего стоило снижение до нуля налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги. Прошлой весной Владимир Миловидов включил его в проект стратегии до 2012 года. Правда, в итоговый документ (до 2020 года) этот пункт не вошел.

ФСФР никогда не отличалась большим влиянием в высоких кабинетах, и наблюдатели были шокированы той скоростью, с которой довольно спорные документы стали проходить согласование в министерствах. Если раньше процедура растягивалась из-за прохладных отношений между госструктурами, то с приходом Владимира Миловидова сроки резко сократились. Например, тема иностранных ценных бумаг впервые была затронута в конце августа 2007 года, а уже в октябре готовый законопроект одобрили Минфин и Минэкономразвития. В дальнейшем Владимир Миловидов много раз проделывал аналогичные фокусы с ускорением.

Свое умение убеждать и договариваться он продемонстрировал, вмешавшись в конфликт между двумя расчетными депозитариями – ДКК и НДЦ. После переговоров с участием ФСФР последний все-таки одобрил увеличение капитала своего единственного конкурента, в котором ему принадлежит крупный пакет.



Розовые тона меркнут. Параллельно с исполнением пожеланий Владимир Миловидов стал медленно, но верно закручивать гайки. Это не всегда ему удавалось. Например, служба потребовала от акционерных обществ, самостоятельно ведущих реестры, принять в штат по аттестованному специалисту. А ведь тысячам карликовых ОАО невыгодно содержать сотрудника ради такой пустяковой функции, как контроль над списком акционеров, в котором годами не происходит никаких изменений. Им пришлось бы передать реестры регистраторам – специализированным организациям. И именно их интересам отвечало нововведение. Однако Верховный суд его отменил, уличив ФСФР в превышении полномочий.

Такими мерами, как приостановка, отзыв лицензий и запрет операций, служба начала пользоваться намного активнее. Досталось всем: брокерам, управляющим, регистраторам, НПФ. И даже товарным биржам, часть которых представляют собой машинки для легализации монопольно высоких цен.

Владимир Миловидов заставил профучастников раскрывать своих владельцев для ФСФР, а также ужесточил требования к собственному капиталу. Новая методика расчета вызвала много нареканий, притом что усложнила формирование дутого показателя. После ее введения собственный капитал компаний рухнул на десятки процентов, а в отдельных случаях он вообще мог уйти в отрицательную зону. А ведь по этому показателю инвесторы скоро будут судить о надежности своих партнеров. С 1 июля его придется публиковать на сайтах.

Запретив короткие продажи и ограничив размер кредитного плеча, Владимир Миловидов вызвал еще большее раздражение участников рынка. При этом ФСФР долго игнорировала просьбы НАУФОР, «брокерского профсоюза» об отмене запретов и смягчении приостановок биржевых торгов. Опрошенные «Ф.» брокеры считают эти драконовские меры в октябре-ноябре самыми большими просчетами руководителя ведомства. По их словам, короткие продажи и маржинальная торговля подпитывают ликвидность, а не только помогают посредникам получше зарабатывать на клиентах, теряющих деньги в периоды волатильности.



Просчеты. При всей своей влиятельности Владимир Миловидов не смог или не захотел остановить расходование госсредств для искусственной поддержки котировок. А накануне биржевого коллапса убеждал президента Дмитрия Медведева, что «ситуация на российском рынке поправимая» и нужно принимать «не срочные, а стратегические меры». Вероятно, он мог предотвратить демонстративное снятие должности президента ММВБ Александра Потемкина – тот поплатился за развитие рынка репо, который и сейчас продолжает действовать на бирже в прежнем виде.

За два года так и не заработало большинство крупных законов из давно планировавшихся – об инсайде, о биржах, о клиринге и т. д. Все они находятся на разных стадиях обсуждения и рассмотрения. И даже законодательство по зарубежным ценным бумагам, на которое было брошено столько сил, до конца не сформировано. Пожалуй, из старого списка приняты только поправки, ужесточающие ответственность за манипулирование и прочие нарушения. Нормативная база, да и участники рынка оказались не готовы к разделению инвесторов на квалифицированных и обычных.

Кризис высветил множество проблем, остающихся нерешенными. Например, как быть с институтом ОФБУ, который себя дискредитировал на примере фондов известного банка? По-прежнему отсутствуют механизмы защиты розничных инвесторов. Пирамиды и форексные структуры продолжают зазывать клиентов, прикрываясь лицензиями за подписью руководителя ФСФР.

Владимир Грозный


Олег Мальцев

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter