Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Получите, распишитесь! » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Получите, распишитесь!

2 сентября 2020 finversia.ru Чайка Федор
Или про что на самом деле закон о категоризации инвесторов.

Сколько копий было сломано из-за этого закона за более чем 2 года обсуждений. Причём копья ломали и тупили мечи в этой эпической битве все, а не только бизнес, как это обычно принято. Принято, что проигрывают люди. Ключевое слово тут эпической, потому что результатом битвы стала победа для всех. И тогда возникает закономерный вопрос, а ради чего всё это затевали? Попробую посчитать, если продолжать военную тему, трофеи доставшейся каждой из сторон.

Банки-брокеры
Главное, что они отстояли – это возможность и дальше продавать ИСЖ. Напомню, что ИСЖ один из самых доходных продуктов, которые банки продают за комиссию и одновременно самый скандальный по количеству жалоб от клиентов. Конечно, картина меняется в лучшую сторону, но вряд ли вчерашние вкладчики хорошо понимают и будут в будущем понимать, как эта штука, созданная из опциона и иностранного биржевого индекса, работает. А, на минуточку, именно против опционов и иностранных акций изначально выступал ЦБ. В смысле хотел максимально ограничить к ним доступ. Банки, вероятно, самые крупные бенефициары принятого закона. И не только потому, что приводят на биржу больше клиентов, чем классические брокеры. Но и потому, что именно за ними самое последнее слово. Веское, как выяснилось. Я наблюдал, какими несговорчивым с брокерами были переговорщики из ЦБ до тех пор, пока к ним на помощь не пришли банкиры. И тут, буквально в одночасье, были разрешены и иностранные акции и всё остальное. Только после тестирования.

Тесты самое главное в законе – настолько, что в самом ЦБ говорят, что закон не про категории, а про тестирование. Но стоило появится идее с тестами, как вокруг неё немедленно возникли мифы и загадки. И на прямой вопрос о том, какие же там будут вопросы, посвященные с трудом подбирают слова. Я много раз в этом убедился. Общее в ответах: «вы, главное, не беспокойтесь», «вопросы несложные», «не в вопросах дело». А теперь ясно, что вопросы будут не только доступными, но чуть ли не официально опубликованными. И это правильно, нет смысла прятать то, что так усиленно ищут. И да, это будут, действительно, несложные вопросы.

От создателей закона мы слышим многочисленные эвфемизмы, пространные обтекаемые объяснения, фразы… вместо прямого, честного, но, как водится, жёсткого признания. Тесты нужны для того, чтобы человек поставил свою юридически значимую подпись под тем, что покупает. Чтобы потом не было никаких жалоб. Получите, распишитесь. И в этом смысле, как ни странно, победу одержали либералы от финансов. Либеральная формула проста: не надо ничего запрещать – достаточно предупредить. Как на пачках сигарет: курение опасно потому, что...

Биржа
Помнится, как брокеры отстаивали свою позицию, выкладывая статистику и результаты многочисленных опросов. Аргументы оказались малоубедительными, зато очень информативными. Когда ЦБ предлагал ввести ценовой ценз – ограничения на покупку менее определённой суммы на депозите – брокеры продемонстрировали бессмысленность этого ценза. Но когда ЦБ ополчился на иностранные акции, про статистику как-то забыли. И вот в августе, уже после третьего чтения в Госдуме, в НАУФОРе рассказали, что по итогам 2019 года доля иностранных акций в среднем портфеле частного инвестора составляла 3,5%, а по итогам первого полугодия 2020 года – уже 8%. Тут совершенно очевидно, что буржуйских акций люди накупили со страху. Чему поспособствовали, разумеется, и брокеры – говорили клиентам примерно следующее: ребята, мало-ли что там в очередной раз запретят наши неправильные пчёлы – закон обратной силы не имеет, так что почему бы вам сейчас не прикупить, скажем, Apple?

И да. Перефразируя Жан-Поль Сартра, всякий человек, насмехающийся над отечественным рынком, либо дурак, либо подлец. Либо просто не в курсе дел, то есть, первое. Что с того, что акции ВТБ по ликвидности можно сравнить с четвёртой или даже с пятой сотней из индекса S&P-500? Дело ведь в результате. Тому масса примеров. Финам, кстати, нередко на свои баттлы приглашает трейдеров, торгующих исключительно на российском рынке и зачастую торгующих несколькими акциями. Даже одной (!). История со стратегией «Хомяк разумный» тому прекрасный пример – трейдер в год делает несколько сотен процентов.

Согласно закону, без тестов нашим инвесторам будут доступны 4 тысячи иностранных акций, в том числе 40 индексов на основе этих акций. И, очевидно, несколько десятков ETF, сформированных из этого списка. Некоторые уже успели пожаловаться, мол, «несколько десятков» – мало. Либо дураки, либо подлецы. Мода на ETF привела к тому, что зарегистрировать свой фонд сейчас может любая управляющая компания. Поэтому количество ETF растёт быстрее цен на акции Tesla, и таких фондов уже тысячи, если не десятки тысяч. Но вот количество ETF, копирующих основные индексы, сырьё, сектора и даже основные стратегии (консервативные, акции роста, акции будущего, дивидендные акции и тому подобные), вряд ли насчитывает более сотни.

Недовольные найдутся всегда, дай им не 4, а 10 тысяч бумаг: А где голубые фишки из Буркино-Фасо?! Непорядок! Уйду к буркинофасовному брокеру! Если кто ещё не понял: торгуют не акциями, не опционами – торгуют стратегиями.

Но вернёмся к тестам. Помнится, брокеры пугали Банк России, что оскорблённые тестированием клиенты пойдут искать иностранные юрисдикции. Если таковые теперь и остались, то накажут они только себя. Накажут высокими комиссиями, в первую голову. Ну а биржа вряд ли почувствует снижение оборотов хотя бы потому, что количество открытых брокерских счетов ежегодно, как минимум, удваивается. И не первый год. По итогам 2020 года будет больше 7 млн счетов, к весне 2022 года, к моменту вступления в силу закона, не удивлюсь, что будет уже 20 млн. Биржа просто не почувствует разницы. 20 млн – это почти каждый пятый трудоспособный гражданин, это огромный по меркам нашей молодой биржи рынок. И уже довольно привлекательный для разнообразных стартапов, ориентированных как на частных инвесторов, так и на брокеров. И уже всё больше привлекательный для компаний, желающих провести IPO.

Классические брокеры
Закон открывает большие возможности для честной игры. Хотя, зачем нужен закон для того, чтобы играть честно? Оксюморон, как обычно, но так по-русски, согласитесь? Продолжительность жизни брокерского счёта, впрочем, как и раньше, находится всецело в руках брокеров, вне зависимости от их принадлежности к банку или независимости от какого-либо банка. Не зря же авторы закона призывают их добавлять свои вопросы к утверждённым тестам. А также регулировать в каждом конкретном случае плечо. Как совершенно верно заметил Алексей Тимофеев, глава НАУФОР, именно здесь собака зарыта: люди куда чаще теряют деньги на больших плечах и на слишком частых сделках. Закон этот нюанс обошёл стороной. Наконец, как сказал Владислав Кочетков, глава Финама, качество корпоративного управления «зачастую значительно бОльшая угроза для неквалифицированного инвестора, чем какие-то иные факторы». Указанные беды не снимают ответственности брокеров за срок «фондовой» жизни клиента, ведь все помнят трагические истории трейдеров из Robinhood? Да, количество открытых счетов у этого брокера больше, чем у всех его конкурентов вместе взятых. Но чем дальше, тем больше вся эта история напоминает пузырь. Как те модные акции, которые инвесторы покупают за сотни годовых прибылей.

Есть одно неоспоримое достоинство закона. Дискуссия вокруг него вышла за пределы обычного междусобойчика профессионалов. Теперь это не нишевая экзотика, но массовое явление. Дождались. Вот про это и закон.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу