26 ноября 2020 investing.com Семенов Дмитрий
На эту статью меня вдохновил читатель, попросивший сравнить компанию Nio c компанией Tesla. И тут Остапа понесло... Решил я взглянуть на весь рынок в целом.
Но для начала небольшое вступление:
Друзья, я хочу, чтобы вы понимали смысл моих статей. Я пытаюсь донести, что покупка "хороших" и даже "прекрасных" компаний по высокой цене — дело опасное.
Нужно понимать, за что вы отдаете свои деньги. Позвольте привести просто пример.
Условный пример несуществующей компании:
1. Капитализация компании — 10 000 рублей.
2. Чистая стоимость активов компании — 1000 рублей.
3. Количество акций в обращении — 10 штук. Рыночная цена каждой акции, соответственно — 1000 рублей. Но стоимость реальных активов, которые приходятся в перерасчете на каждую акцию — 100 рублей.
Покупая акцию такой компании по цене 1000 рублей, вы очень рискуете. Ведь в случае банкротства или иных проблем компании, все, на что вы сможете рассчитывать — это 100 рублей. Потому что это реальная стоимость этих акций. А вы заплатили в 10 раз больше.
Смысл инвестирования в том, чтобы получить больше, чем вы заплатили.
А теперь по теме, как говорится. Ни для кого не секрет, что рынок электромобилей сейчас на подъеме. За 2019 год рынок вырос на 123%. И будет продолжать расти. Это сейчас тренд.
Но тренд — это очень опасная вещь. Это игра, в которой вы не можете ничего спрогнозировать. Не можете предугать лидера рынка и рост компаний. НО! Почему-то большинство готовы платить за будущую прибыль, что с учетом невозможности ее прогнозирования является абсурдом!
Ну и, так как я являюсь сторонником стоимостного анализа, я приведу разборы этих компаний на основе последних балансовых отчетов.
Для этого обзора я взял самые крупные компании-производители электромобилей, чтобы сравнить их между собой с точки зрения инвестиций. При этом важно было, чтобы доступ к этим акциям был через наши биржи.
1. Tesla (NASDAQ:TSLA)
Ну просто..."гигант отрасли". Огромнейшая компания. Рост акций за этот год в 6.5 раз!
Капитализация компании — $520 млрд.
А что реально находится за такой ценой?
Чистая прибыль последние 4 квартала — 698 миллионов. P/E — 745! (сюда бы подошел ржущий смайлик, потому что я назвал статью "покупки из 2030", но тут даже не из 2030, а из 3000).
Ладно, что дальше?
Посмотрим банасовый отчет. Активы — $45,69 млрд. С начала года выросли на 33%.
Из них обязательства — $28 млрд (с начала года подросли на 7.4%) и капитал — $16 млрд (подрос почти в 2.5 раза с начала года).
Неплохо вроде, да? Капитал вырос в 2.5 раза. Хороший рост компании.
Но...
Во-первых, до этого года компания показывала чистые операционные убытки. А во-вторых, рыночная цена в 32.5 раза превышает реальную стоимость компании в виде чистых активов — капитала.
Это не нормально.
С текущей ценой получается, что те, кто покупает акции этой компании, платят не за то, что есть у компании сейчас, а за то, насколько она планирует вырасти. А если не вырастет? Вы понимаете, что в случае проблем компании, реального капитала на акцию приходится где-то 17 долларов? А никак не 550?
Да и как можно быть уверенным в том, что компания справится с конкуренцией, которая уже сейчас растет со всех сторон — Ford, Toyota (T:7203), Honda (T:7267), BMW, Nissan (T:7201), Volkswagen (DE:VOWG) — это лишь крупнейшие производители. Огромные компании с большими мощностями. Сколько Tesla сможет удерживать рынок? И какую долю? Даже учитывая высокие темпы роста. 25%? 20%? Уже сейчас Tesla занимает 15.6% рынка. А когда подтянутся другие огромные компании, сколько рынка сможет удержать Tesla?
Невозможность ответить на подобные вопросы наталкивает на мысль, что невозможно определить спрос на продукцию компании Tesla, а соответственно, и спрогнозировать ее рост. Ведь в какой-то момент спрос с предложением сойдутся, и компания перестанет расти такими темпами, которыми растет сейчас. Когда это будет — никто не знает. Но учитывая то, что инвесторы покупают показатели бизнеса на 10 лет вперед, когда этот момент произойдет, это очень сильно разочарует инвесторов. И я думаю, это будет в ближайшие 2-3 года, ведь, во-первых, электромобили — удовольствие не из дешевых, что сразу снижает круг потенциальных клиентов, а во-вторых, думаю, за 2-3 года мощности нарастят более крупные компании. Возможно, быстрее.
Так что, есть ли смысл переплачивать за компанию столько, я не знаю. Решать вам. Я воздержусь от подобных сделок.
2. Nio (NYSE:NIO)
Китайская молодая компания, основанная в 2014 году. Её специализация как раз — электромобили, поэтому это самый прямой конкурент Tesla.
Общие активы компании выросли почти в 2.5 раза в этом году и составляют $5 млрд.
Из них обязательства — $2,98 млрд (рост на 7%).
И капитал — $2,02 млрд, который появился только в этом году. До этого обязательства превышали активы, что говорило о высокой закредитованности компании.
Но при этом, опять же. Рыночная капитализация компании — $63 млрд.
Соответственно, рыночная цена компании в 32 раза выше ее реальной стоимости. А P/E вообще посчитать невозможно ввиду убытков компании.
Так что на вопрос читателя, действительно ли Nio недооценена в сравнении с Tesla, ответ — нет. Не недооценена.
Хотя за этот год она выросла почти в 20 раз.
Что я могу сказать по этим двум компаниям? В этом году на них хайп. Причем очень сильный. Люди стали покупать бизнес, которого не существует, разогнав цену в десятки раз. Что Тесла, что Нио — это лишь плоды хайпа. Они не показывают хороших и стабильных результатов, и реальная стоимость бизнеса в десятки раз ниже, чем их рыночная стоимость. Сколько ещё это продлится — я не знаю, но точно могу сказать, что подобные инвестиции стоит обходить стороной.
3. BMW (DE:BMWG)
Ну и давайте же посмотрим на крутую компанию, бренд которой существует уже долгие годы. Тут есть маленький нюанс. Компания торгуется в евро.
Я обратил на нее внимание ещё летом, когда цена была €50, сейчас она €75, но компания до сих пор интересная.
Во-первых, это старая добрая компания, акции которой не произвели такого фуррора, как 2 предыдущие.
Во-вторых, на данный момент стоимость акций только восстановилась после обвала. И давайте посмотрим на баланс.
Капитализация компании — €50 млрд.
Активы — €221. За этот год снизились на 3%. Из них обязательства — €161 млрд, капитал — €60.
И это первая компания в нашем списке, которая продается дешевле своей реальной стоимости. И при этом, в прошлом году BMW поставила 9 тысяч электромобилей. А лидер рынка Tesla всего вдвое больше — 20к.
При этом, компания показывает стабильные хорошие результаты. Средний показатель P/E за последние 6 лет — 8.
Ну и нельзя не отметить дивиденды в размере 3-4%. В евро.
Так что если вы хотите запрыгнуть в поезд электромобилей, покупайте сильный и надежный бизнес. Например, такой, как BMW. Который до сих пор продается дешевле своей реальной стоимости.
4. Ford (NYSE:F) и General Motors (NYSE:GM)
Решил их обеъдинить в один пункт, потому что статья и так очень уж затяжная вышла.
Тут кратко. Это 2 крупнейшие компании американского сектора авто. И при этом, очень старые. Обе продаются немного дороже своей реальной стоимости.
Ford
Капитализация — $37,5 млрд.
Капитал — $33 млрд.
При этом, в последние 2 года у компании огромные проблемы. Сокращение производства, падение показателей.
Интересно понаблюдать, что будет с компанией в ближайшие 2 года, но сейчас это очень рисковый актив.
General Motors
Капитализация — $66 млрд.
Капитал — $48 млрд.
При этом хороший показатель P/E. Средний за последние 5 лет — 12.
В целом, компания очень даже ничего, но на данный момент дороговата. Если будет обвал, как в марте, то это другой вопрос. Потому что после обвала в марте, рыночная цена компании уже выросла в 3 раза.
Так что думайте головой, товарищи. И всегда задавайтесь вопросом: "Что вы покупаете, и что вы за это получаете?".
Это важно. Понапокупать сейчас, пока все на хайпе — можно. Может быть, у кого-то даже получится заработать. А потом что? Рано или поздно, рынок всегда стремится к справедливой стоимости.
Поэтому думайте головой.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Но для начала небольшое вступление:
Друзья, я хочу, чтобы вы понимали смысл моих статей. Я пытаюсь донести, что покупка "хороших" и даже "прекрасных" компаний по высокой цене — дело опасное.
Нужно понимать, за что вы отдаете свои деньги. Позвольте привести просто пример.
Условный пример несуществующей компании:
1. Капитализация компании — 10 000 рублей.
2. Чистая стоимость активов компании — 1000 рублей.
3. Количество акций в обращении — 10 штук. Рыночная цена каждой акции, соответственно — 1000 рублей. Но стоимость реальных активов, которые приходятся в перерасчете на каждую акцию — 100 рублей.
Покупая акцию такой компании по цене 1000 рублей, вы очень рискуете. Ведь в случае банкротства или иных проблем компании, все, на что вы сможете рассчитывать — это 100 рублей. Потому что это реальная стоимость этих акций. А вы заплатили в 10 раз больше.
Смысл инвестирования в том, чтобы получить больше, чем вы заплатили.
А теперь по теме, как говорится. Ни для кого не секрет, что рынок электромобилей сейчас на подъеме. За 2019 год рынок вырос на 123%. И будет продолжать расти. Это сейчас тренд.
Но тренд — это очень опасная вещь. Это игра, в которой вы не можете ничего спрогнозировать. Не можете предугать лидера рынка и рост компаний. НО! Почему-то большинство готовы платить за будущую прибыль, что с учетом невозможности ее прогнозирования является абсурдом!
Ну и, так как я являюсь сторонником стоимостного анализа, я приведу разборы этих компаний на основе последних балансовых отчетов.
Для этого обзора я взял самые крупные компании-производители электромобилей, чтобы сравнить их между собой с точки зрения инвестиций. При этом важно было, чтобы доступ к этим акциям был через наши биржи.
1. Tesla (NASDAQ:TSLA)
Ну просто..."гигант отрасли". Огромнейшая компания. Рост акций за этот год в 6.5 раз!
Капитализация компании — $520 млрд.
А что реально находится за такой ценой?
Чистая прибыль последние 4 квартала — 698 миллионов. P/E — 745! (сюда бы подошел ржущий смайлик, потому что я назвал статью "покупки из 2030", но тут даже не из 2030, а из 3000).
Ладно, что дальше?
Посмотрим банасовый отчет. Активы — $45,69 млрд. С начала года выросли на 33%.
Из них обязательства — $28 млрд (с начала года подросли на 7.4%) и капитал — $16 млрд (подрос почти в 2.5 раза с начала года).
Неплохо вроде, да? Капитал вырос в 2.5 раза. Хороший рост компании.
Но...
Во-первых, до этого года компания показывала чистые операционные убытки. А во-вторых, рыночная цена в 32.5 раза превышает реальную стоимость компании в виде чистых активов — капитала.
Это не нормально.
С текущей ценой получается, что те, кто покупает акции этой компании, платят не за то, что есть у компании сейчас, а за то, насколько она планирует вырасти. А если не вырастет? Вы понимаете, что в случае проблем компании, реального капитала на акцию приходится где-то 17 долларов? А никак не 550?
Да и как можно быть уверенным в том, что компания справится с конкуренцией, которая уже сейчас растет со всех сторон — Ford, Toyota (T:7203), Honda (T:7267), BMW, Nissan (T:7201), Volkswagen (DE:VOWG) — это лишь крупнейшие производители. Огромные компании с большими мощностями. Сколько Tesla сможет удерживать рынок? И какую долю? Даже учитывая высокие темпы роста. 25%? 20%? Уже сейчас Tesla занимает 15.6% рынка. А когда подтянутся другие огромные компании, сколько рынка сможет удержать Tesla?
Невозможность ответить на подобные вопросы наталкивает на мысль, что невозможно определить спрос на продукцию компании Tesla, а соответственно, и спрогнозировать ее рост. Ведь в какой-то момент спрос с предложением сойдутся, и компания перестанет расти такими темпами, которыми растет сейчас. Когда это будет — никто не знает. Но учитывая то, что инвесторы покупают показатели бизнеса на 10 лет вперед, когда этот момент произойдет, это очень сильно разочарует инвесторов. И я думаю, это будет в ближайшие 2-3 года, ведь, во-первых, электромобили — удовольствие не из дешевых, что сразу снижает круг потенциальных клиентов, а во-вторых, думаю, за 2-3 года мощности нарастят более крупные компании. Возможно, быстрее.
Так что, есть ли смысл переплачивать за компанию столько, я не знаю. Решать вам. Я воздержусь от подобных сделок.
2. Nio (NYSE:NIO)
Китайская молодая компания, основанная в 2014 году. Её специализация как раз — электромобили, поэтому это самый прямой конкурент Tesla.
Общие активы компании выросли почти в 2.5 раза в этом году и составляют $5 млрд.
Из них обязательства — $2,98 млрд (рост на 7%).
И капитал — $2,02 млрд, который появился только в этом году. До этого обязательства превышали активы, что говорило о высокой закредитованности компании.
Но при этом, опять же. Рыночная капитализация компании — $63 млрд.
Соответственно, рыночная цена компании в 32 раза выше ее реальной стоимости. А P/E вообще посчитать невозможно ввиду убытков компании.
Так что на вопрос читателя, действительно ли Nio недооценена в сравнении с Tesla, ответ — нет. Не недооценена.
Хотя за этот год она выросла почти в 20 раз.
Что я могу сказать по этим двум компаниям? В этом году на них хайп. Причем очень сильный. Люди стали покупать бизнес, которого не существует, разогнав цену в десятки раз. Что Тесла, что Нио — это лишь плоды хайпа. Они не показывают хороших и стабильных результатов, и реальная стоимость бизнеса в десятки раз ниже, чем их рыночная стоимость. Сколько ещё это продлится — я не знаю, но точно могу сказать, что подобные инвестиции стоит обходить стороной.
3. BMW (DE:BMWG)
Ну и давайте же посмотрим на крутую компанию, бренд которой существует уже долгие годы. Тут есть маленький нюанс. Компания торгуется в евро.
Я обратил на нее внимание ещё летом, когда цена была €50, сейчас она €75, но компания до сих пор интересная.
Во-первых, это старая добрая компания, акции которой не произвели такого фуррора, как 2 предыдущие.
Во-вторых, на данный момент стоимость акций только восстановилась после обвала. И давайте посмотрим на баланс.
Капитализация компании — €50 млрд.
Активы — €221. За этот год снизились на 3%. Из них обязательства — €161 млрд, капитал — €60.
И это первая компания в нашем списке, которая продается дешевле своей реальной стоимости. И при этом, в прошлом году BMW поставила 9 тысяч электромобилей. А лидер рынка Tesla всего вдвое больше — 20к.
При этом, компания показывает стабильные хорошие результаты. Средний показатель P/E за последние 6 лет — 8.
Ну и нельзя не отметить дивиденды в размере 3-4%. В евро.
Так что если вы хотите запрыгнуть в поезд электромобилей, покупайте сильный и надежный бизнес. Например, такой, как BMW. Который до сих пор продается дешевле своей реальной стоимости.
4. Ford (NYSE:F) и General Motors (NYSE:GM)
Решил их обеъдинить в один пункт, потому что статья и так очень уж затяжная вышла.
Тут кратко. Это 2 крупнейшие компании американского сектора авто. И при этом, очень старые. Обе продаются немного дороже своей реальной стоимости.
Ford
Капитализация — $37,5 млрд.
Капитал — $33 млрд.
При этом, в последние 2 года у компании огромные проблемы. Сокращение производства, падение показателей.
Интересно понаблюдать, что будет с компанией в ближайшие 2 года, но сейчас это очень рисковый актив.
General Motors
Капитализация — $66 млрд.
Капитал — $48 млрд.
При этом хороший показатель P/E. Средний за последние 5 лет — 12.
В целом, компания очень даже ничего, но на данный момент дороговата. Если будет обвал, как в марте, то это другой вопрос. Потому что после обвала в марте, рыночная цена компании уже выросла в 3 раза.
Так что думайте головой, товарищи. И всегда задавайтесь вопросом: "Что вы покупаете, и что вы за это получаете?".
Это важно. Понапокупать сейчас, пока все на хайпе — можно. Может быть, у кого-то даже получится заработать. А потом что? Рано или поздно, рынок всегда стремится к справедливой стоимости.
Поэтому думайте головой.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу