Спад в мировой экономике, вызванный пандемией коронавируса, оказался более серьёзным, чем кризис 2008–2009 гг. Тогда, в 2008-м, рост мирового ВВП замедлился до 1,83%, а в 2009 г., впервые после Второй мировой войны, — на 2,3%. Сейчас точные цифры станут известны, когда будут подведены итоги года. Пока, по предварительной оценке, сделанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в докладе от 1 декабря 2020 г., спад мировой экономики в 2020 г. должен составить 4,2%. Оценка Всемирного банка (ВБ) на начало декабря была ещё жёстче — 5,2%. Впрочем, в том же докладе приведена оценка падения мирового ВВП по ППС (паритету покупательной способности) — 4,1%.
Рис. 1. Источники данных для построения диаграммы: https://www.vsemirnyjbank.org/ и http://www.oecd.org/economic-outlook/december-2020/
Итоги года по отдельным странам в декабрьских прогнозах ВБ и ОЭСР выглядят следующим образом.
Рис. 2. Источник данных для построения диаграммы: http://www.oecd.org/economic-outlook/december-2020/
Рис. 3. Источник данных для построения диаграммы: https://www.vsemirnyjbank.org/
Во всех этих прогнозах делалось предположение о более или менее стабильной ситуации в связи с распространением коронавируса. Резкий рост количества заболевших в странах Евросоюза в декабре и введение дополнительных ограничений вплоть до жёстких карантинов должны сказаться негативным образом на итогах года по этим странам. При этом с марта 2020 г. правительствами большинства государств начали применяться меры поддержки экономики, спектр и объём которых постоянно расширялись.
Как только стало понятно, что пандемия серьёзно отразится на состоянии экономики и доходах граждан, правительства многих стран начали реализовывать программы стимулирования экономики и поддержки населения.
Поддержка хозяйствующих субъектов
Предприятиям предоставлялись отсрочки по уплате налогов. Малому и среднему бизнесу давали льготы по арендным платежам и оплате коммунальных услуг. В ряде стран бюджет прямо дотировал электроснабжение предприятий малого бизнеса, пострадавших из-за введённых ограничений.
Для поддержания занятости в разных странах компаниям выделялись очень льготные (или даже беспроцентные) кредиты на выплату заработной платы, но при условии, что они не будут сокращать персонал или обойдутся минимальными сокращениями.
Для крупных предприятий, которые из-за пандемии могли попасть в сложное финансовое положение, так же создавались различные программы финансовой поддержки: это и госгарантии обеспечения кредитов для банков, и прямая покупка центробанками корпоративных облигаций.
На уровне Евросоюза были одобрены несколько форматов госпомощи предприятиям: прямые гранты, выборочные налоговые льготы и авансовые платежи. Члены ЕС смогут разработать схемы предоставления компаниям до 800 тыс. евро на срочные нужды по ликвидности. Кроме того, было одобрено выделение госгарантий по кредитам, взятым компаниями у банков.
Поддержка населения
Во время пандемии рост безработицы и катастрофическое сокращение доходов самозанятых и работающих неофициально, особенно в периоды жёстких карантинных мер, заставило правительства принять меры по поддержке населения.
В странах с высоким уровнем среднедушевых доходов значительное сокращение платёжеспособности населения вызывает дополнительный стагнационный шок. Поэтому многие страны в условиях борьбы с коронавирусом не только увеличили пособия по безработице, но и производили прямые выплаты населению.
В США в начале пандемии потерявшим доходы американцам выплачивалось в среднем в месяц по 1200 долл. на взрослого члена семьи и по 500 долл. на ребёнка. В декабре из-за проблем с утверждением новой программы помощи в Конгрессе размер выплат был снижен до 600 долл. на взрослого получателя, хотя Трамп и пытался наложить вето и добиться существенно большего размера выплат.
В России, помимо мер по поддержке занятости через помощь предпринимателям и компаниям, был повышен размер пособия по безработице, облегчён порядок получения этого пособия, а также установлены разовые выплаты в размере 10 тыс. руб. всем семьям, имеющим детей до 16 лет. Правда, граждан, работавших до пандемии неофициально, большинство мер поддержки не коснулось.
Разная механика стимулирующих мер
В странах с высоким уровнем среднедушевых доходов и значительной долей сферы услуг (а значит, малого и среднего бизнеса) поддержка покупательной способности населения становится довольно эффективной мерой поддержки общей экономической активности. С этой точки зрения наша страна, в экономике которой преобладают госкомпании и крупные холдинги, меньше потеряла по макроэкономическим показателям из-за убытков малого и среднего бизнеса. Поэтому и меры поддержки были направлены в основном на сохранение экономической активности больших предприятий. Поддержка семей с детьми — а 10 тыс. руб. эквивалентно примерно 135 долл. — с этой точки зрения имеет скорее гуманитарное, а не экономическое значение.
В США на меры прямой поддержки было выделено 2,2 трлн долл. (то есть более 50% всего ВВП России, составляющего, по оценке Всемирного банка, по паритету покупательной способности 4,282 трлн долл.). А если учитывать и другие меры финансового стимулирования экономики, в том числе пресловутое количественное смягчение, представляющее прямую эмиссию доллара, то общий объём вливания в экономику США в 2020 г. оценивают в 6–7 трлн долл.
Действия американской администрации критиковали за то, что большая часть этих денег оказалась на фондовом рынке, что привело к росту котировок, несмотря на коронавирус и проблемы в реальном секторе. Но на самом деле в таком подходе есть свой смысл. Большинство американцев среднего класса (особенно его верхнего слоя) откладывают сбережения, инвестируя их на фондовом рынке или доверяя управление ими инвестиционным фондам, которые, в свою очередь, сами вкладываются в ценные бумаги. И потребительское поведение этих людей во многом определяется состоянием их сбережений: если сбережения заметно сократились, то они начнут больше экономить и меньше тратить. А если сбережения растут, то нет необходимости ограничивать себя. А для тех, у кого сбережений нет, была программа прямых выплат.
Для страны — эмиссионного центра мировой резервной валюты — такая стратегия эффективна. И спад ВВП в США существенно меньше, чем в Европе, хотя удар пандемии коронавируса по населению страны был не слабее, а наоборот.
В Европе эмиссионная накачка экономики как инструмента макроэкономической политики до сих пор была под фактическим запретом. И те меры количественного смягчения, которые применял ЕЦБ после кризиса 2008–2009 гг., были гораздо более скромными по масштабам, чем в США, и более завуалированными. Сейчас повторяется то же самое. Пакет чрезвычайной экономической помощи размером более 900 млрд евро ещё предстоит сформировать. Скорее всего, это будет сделано за счёт ослабления долговой дисциплины. До сих пор Брюссель жёстко ограничивал для стран-членов размер долга и дефицит бюджетов в процентах к ВВП. Но принятие решений такого рода обычно проходит в Евросоюзе с большим трудом, поскольку разрыв между уровнем благосостояния и уровнем развития экономики разных стран ЕС очень велик, а страны-доноры не горят желанием помогать отстающим, подрывая собственную экономику. Роль фондового рынка в макроэкономических процессах в Европе несколько другая, чем в США. Но поддержка покупательной способности населения, при том уровне сектора услуг и той доле малого и среднего бизнеса, которые достигнуты в Европе, — важный фактор стимулирования экономики. Поэтому сторонникам жёсткой монетарной политики, скорее всего, придётся пойти на уступки.
Практические выводы, которые можно сделать из вышесказанного, просты: вложения на развивающихся рынках в ближайший период будут более рискованными, чем на развитых, хотя в среднем развитые экономики пострадали больше развивающихся.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рис. 1. Источники данных для построения диаграммы: https://www.vsemirnyjbank.org/ и http://www.oecd.org/economic-outlook/december-2020/
Итоги года по отдельным странам в декабрьских прогнозах ВБ и ОЭСР выглядят следующим образом.
Рис. 2. Источник данных для построения диаграммы: http://www.oecd.org/economic-outlook/december-2020/
Рис. 3. Источник данных для построения диаграммы: https://www.vsemirnyjbank.org/
Во всех этих прогнозах делалось предположение о более или менее стабильной ситуации в связи с распространением коронавируса. Резкий рост количества заболевших в странах Евросоюза в декабре и введение дополнительных ограничений вплоть до жёстких карантинов должны сказаться негативным образом на итогах года по этим странам. При этом с марта 2020 г. правительствами большинства государств начали применяться меры поддержки экономики, спектр и объём которых постоянно расширялись.
Как только стало понятно, что пандемия серьёзно отразится на состоянии экономики и доходах граждан, правительства многих стран начали реализовывать программы стимулирования экономики и поддержки населения.
Поддержка хозяйствующих субъектов
Предприятиям предоставлялись отсрочки по уплате налогов. Малому и среднему бизнесу давали льготы по арендным платежам и оплате коммунальных услуг. В ряде стран бюджет прямо дотировал электроснабжение предприятий малого бизнеса, пострадавших из-за введённых ограничений.
Для поддержания занятости в разных странах компаниям выделялись очень льготные (или даже беспроцентные) кредиты на выплату заработной платы, но при условии, что они не будут сокращать персонал или обойдутся минимальными сокращениями.
Для крупных предприятий, которые из-за пандемии могли попасть в сложное финансовое положение, так же создавались различные программы финансовой поддержки: это и госгарантии обеспечения кредитов для банков, и прямая покупка центробанками корпоративных облигаций.
На уровне Евросоюза были одобрены несколько форматов госпомощи предприятиям: прямые гранты, выборочные налоговые льготы и авансовые платежи. Члены ЕС смогут разработать схемы предоставления компаниям до 800 тыс. евро на срочные нужды по ликвидности. Кроме того, было одобрено выделение госгарантий по кредитам, взятым компаниями у банков.
Поддержка населения
Во время пандемии рост безработицы и катастрофическое сокращение доходов самозанятых и работающих неофициально, особенно в периоды жёстких карантинных мер, заставило правительства принять меры по поддержке населения.
В странах с высоким уровнем среднедушевых доходов значительное сокращение платёжеспособности населения вызывает дополнительный стагнационный шок. Поэтому многие страны в условиях борьбы с коронавирусом не только увеличили пособия по безработице, но и производили прямые выплаты населению.
В США в начале пандемии потерявшим доходы американцам выплачивалось в среднем в месяц по 1200 долл. на взрослого члена семьи и по 500 долл. на ребёнка. В декабре из-за проблем с утверждением новой программы помощи в Конгрессе размер выплат был снижен до 600 долл. на взрослого получателя, хотя Трамп и пытался наложить вето и добиться существенно большего размера выплат.
В России, помимо мер по поддержке занятости через помощь предпринимателям и компаниям, был повышен размер пособия по безработице, облегчён порядок получения этого пособия, а также установлены разовые выплаты в размере 10 тыс. руб. всем семьям, имеющим детей до 16 лет. Правда, граждан, работавших до пандемии неофициально, большинство мер поддержки не коснулось.
Разная механика стимулирующих мер
В странах с высоким уровнем среднедушевых доходов и значительной долей сферы услуг (а значит, малого и среднего бизнеса) поддержка покупательной способности населения становится довольно эффективной мерой поддержки общей экономической активности. С этой точки зрения наша страна, в экономике которой преобладают госкомпании и крупные холдинги, меньше потеряла по макроэкономическим показателям из-за убытков малого и среднего бизнеса. Поэтому и меры поддержки были направлены в основном на сохранение экономической активности больших предприятий. Поддержка семей с детьми — а 10 тыс. руб. эквивалентно примерно 135 долл. — с этой точки зрения имеет скорее гуманитарное, а не экономическое значение.
В США на меры прямой поддержки было выделено 2,2 трлн долл. (то есть более 50% всего ВВП России, составляющего, по оценке Всемирного банка, по паритету покупательной способности 4,282 трлн долл.). А если учитывать и другие меры финансового стимулирования экономики, в том числе пресловутое количественное смягчение, представляющее прямую эмиссию доллара, то общий объём вливания в экономику США в 2020 г. оценивают в 6–7 трлн долл.
Действия американской администрации критиковали за то, что большая часть этих денег оказалась на фондовом рынке, что привело к росту котировок, несмотря на коронавирус и проблемы в реальном секторе. Но на самом деле в таком подходе есть свой смысл. Большинство американцев среднего класса (особенно его верхнего слоя) откладывают сбережения, инвестируя их на фондовом рынке или доверяя управление ими инвестиционным фондам, которые, в свою очередь, сами вкладываются в ценные бумаги. И потребительское поведение этих людей во многом определяется состоянием их сбережений: если сбережения заметно сократились, то они начнут больше экономить и меньше тратить. А если сбережения растут, то нет необходимости ограничивать себя. А для тех, у кого сбережений нет, была программа прямых выплат.
Для страны — эмиссионного центра мировой резервной валюты — такая стратегия эффективна. И спад ВВП в США существенно меньше, чем в Европе, хотя удар пандемии коронавируса по населению страны был не слабее, а наоборот.
В Европе эмиссионная накачка экономики как инструмента макроэкономической политики до сих пор была под фактическим запретом. И те меры количественного смягчения, которые применял ЕЦБ после кризиса 2008–2009 гг., были гораздо более скромными по масштабам, чем в США, и более завуалированными. Сейчас повторяется то же самое. Пакет чрезвычайной экономической помощи размером более 900 млрд евро ещё предстоит сформировать. Скорее всего, это будет сделано за счёт ослабления долговой дисциплины. До сих пор Брюссель жёстко ограничивал для стран-членов размер долга и дефицит бюджетов в процентах к ВВП. Но принятие решений такого рода обычно проходит в Евросоюзе с большим трудом, поскольку разрыв между уровнем благосостояния и уровнем развития экономики разных стран ЕС очень велик, а страны-доноры не горят желанием помогать отстающим, подрывая собственную экономику. Роль фондового рынка в макроэкономических процессах в Европе несколько другая, чем в США. Но поддержка покупательной способности населения, при том уровне сектора услуг и той доле малого и среднего бизнеса, которые достигнуты в Европе, — важный фактор стимулирования экономики. Поэтому сторонникам жёсткой монетарной политики, скорее всего, придётся пойти на уступки.
Практические выводы, которые можно сделать из вышесказанного, просты: вложения на развивающихся рынках в ближайший период будут более рискованными, чем на развитых, хотя в среднем развитые экономики пострадали больше развивающихся.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу