25 ноября 2024 The Economist | DXY
В 1971 году Джон Конналли, занимавший на тот момент должность министра финансов США, заявил своим европейским коллегам, что доллар — «наша валюта, но ваша проблема». За последующие полвека мировая экономика преобразилась, однако фраза Конналли по-прежнему актуальна: несмотря на то, что стоимость доллара по-прежнему в значительной степени определяется внутренними событиями в Америке, его колебания почти всегда вызывают рябь по всему миру. Одно из таких значимых колебаний может произойти уже в ближайшее время, поскольку экономическая политика, обещанная Дональдом Трампом, избранным президентом США, способна резко поднять курс доллара. Это несет риски для роста в остальном мире.
Пока не ясно, какие именно из запланированных Трампом экономических изменений он захочет и сможет реализовать, но головокружение на американских фондовых рынках уже дает подсказки относительно того, чего ожидают инвесторы (индекс S&P 500, в частности, неоднократно бил рекордные уровни в ноябре). Трейдеры полагают, что новая администрация увеличит прибыль американских предприятий за счет снижения налогов и дерегулирования, поскольку государственные заимствования стремительно растут. Сочетание более высокого дефицита и возобновившейся инфляции, в свою очередь, может заставить центральный банк страны удерживать процентные ставки выше, чем они могли бы быть, если бы Трампа не было у власти.
В результате, более высокая ключевая ставка увеличит привлекательность долларовых ценных бумаг, обеспечивая попутный ветер для доллара. И часть этого сценария уже отыгрывается.
Так, 7 ноября Федрезерв США, как и ожидалось, снизил свою базовую процентную ставку на четверть процентного пункта, понизив ее до диапазона в 4,5–4,75%. Однако глава регулятора Джером Пауэлл намекнул на то, что остается возможность того, что ФРС сохранит ставки на своем декабрьском заседании, а не продолжит их снижать. Показательно, что в заявлении Комитета по открытым рынкам больше не говорилось о «большой уверенности в том, что инфляция устойчиво движется к 2%», как в предыдущем заявлении, которое было сделано по итогам заседания в сентябре. Перспектива более высоких ставок в США подтолкнула стоимость доллара вверх на 1,5% по отношению к широкой корзине валют за последние четыре недели (см. график).
Рост доллара зачастую идет рука об руку с ухудшением перспектив мировой экономики. Одна из причин этого заключается в том, что во времена экономических потрясений инвесторы склонны распродавать свои рискованные активы и вкладываться в те, которые они считают безопасными, в частности, в доллар и американские казначейские облигации. В то время как ухудшение перспектив, как правило, повышает курс доллара, рост доллара часто также ухудшает перспективы. Исследование МВФ, опубликованное в 2023 году, показало, что 10%-ный рост стоимости доллара спустя год снижает объем производства в развивающихся экономиках на 1,9 процентных пункта. При этом богатые страны страдают меньше, но все равно видят, что их объем производства сокращается на 0,6 процентных пункта. Облегчение наступает медленно: согласно статье, пагубные последствия могущества доллара, как правило, сохраняются в течение двух с половиной лет для развивающихся экономик и в течение года для богатых стран.
Колебания стоимости доллара сотрясают мировую экономику через два основных канала: торговлю и финансы. Более 40% мировой торговли, большая часть которой не связана с США, осуществляется в долларах. Более сильный доллар повышает издержки для импортеров, что снижает спрос на товары из-за рубежа и сокращает общие объемы торговли. Таким образом, в большинстве стран Азии и Латинской Америки изменения стоимости доллара имеют большее значение, чем поведение местных валют. Одно академическое исследование, опубликованное в 2020 году, показало, что рост стоимости доллара на 1% по отношению ко всем валютам предсказывает снижение торговли между странами остального мира на 0,6% после учета других факторов. По данным Банка международных расчетов, клуба центральных банков, более сильный доллар также повышает издержки для покупателей промежуточных товаров, создавая риск краха длинных цепочек поставок.
Не менее важным являются и финансы. Для стран и фирм, которые брали займы в долларах, но не имеют источников долларовых доходов, рост доллара механически раздувает их долговое бремя и увеличивает их процентные расходы. Более высокие процентные ставки в США в сочетании с ростом доллара также делают инвестиции в остальной мир менее привлекательными. Капитал имеет тенденцию к оттоку из развивающихся рынков, что вынуждает их также повышать процентные ставки, ужесточая денежно-кредитные условия как раз в тот момент, когда их экономика и без того начинает страдать от замедления торговли.
«Магнитное притяжение» уже очевидно, стоимость облигаций других стран зависит от стоимости заимствования в США. Ранним утром 6 ноября, когда стали известны результаты выборов, доходность американских казначейских облигаций резко выросла. То же самое произошло и с доходностью австралийских, новозеландских и японских государственных облигаций. С тех пор динамика несколько изменилась в ответ на снижение ставки ФРС, но передышка может оказаться лишь временной. Любой отскок доходности был бы неудачным: многие центральные банки пытаются поддержать вялый рост внутри страны, снижая процентные ставки и облегчая кредитование.
Сохранится ли сила доллара, еще предстоит увидеть. Сам Дональд Трамп давно сетовал, что могучий доллар вредит отечественным производителям и стоит американских рабочих мест. Но он не может легко заставить центральный банк снизить ставки. И пока ставки остаются высокими, американская валюта останется убежищем для инвесторов, а также острой проблемой для остального мира.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба