24 марта 2021 Project Syndicate
Оказавшись в ловушке антикитайских настроений, команда президента США Джо Байдена, похоже, продолжает курс, выработанный предыдущей администрацией. Между тем, странам лучше же вернуться к решению экономических и торговых вопросов, которые долгое время подкрепляли американо-китайские отношения
Когда высокопоставленные американские и китайские чиновники собрались в Анкоридже, на Аляске, чтобы попытаться восстановить отношения после четырех лет конфликта, холодной оказалась не только погода. К сожалению, встреча больше напоминала времена холодной войны, а не начало новых отношений. И ситуацию нужно быстро менять — пока не стало слишком поздно.
Столкнувшись с ростом антикитайских настроений со стороны обеих партий, команда президента Джо Байдена, похоже, продолжает следовать курсом администрации Трампа. Они не только обострили торговый и технологический конфликт, но и надавили на такие аспекты, как права человека и геополитические проблемы, которые предшественник Байдена игнорировал. Китай же из-за менталитета, сформировавшегося во время «века унижения», усугубил ситуацию жесткими ответными действиями. На глазах у представителей СМИ стороны обменялись встречными обвинениями без каких-либо видимых попыток снизить напряженность.
Лучше бы стороны вернулись к истокам — экономическим и торговым вопросам, которые долгое время подкрепляли отношения между Америкой и Китаем. Это не значит, что нужно игнорировать другие сложные вопросы. Однако, прежде чем расширять повестку дня, необходимо восстановить взаимопонимание и взаимное доверие. И здесь администрации Байдена следует отказаться от воинственного настроя. Что касается экономики и торговли, то они пострадали в ходе «первой фазы» торговой сделки, заключенной предыдущей администрацией. И именно здесь больше всего возможностей для перемен.
Да, американская общественность одобряет первую фазу. Февральский опрос Pew Research Center показал, что многие американцы поддерживают сохранение тарифов, причем люди больше заинтересованы в ужесточении торговли с Китаем, чем в укреплении связей. В в течение последних четырех лет США постоянно обвиняют Китай в своих проблемах, неудивительно, что в Америке многие считают Пекин источником всех бед.
Работа над ошибками
Но это не значит, что американская общественность права. Первая фаза сделки была ошибочной с самого начала, в первую очередь потому, что она предлагает двустороннее решение проблемы многостороннего торгового дефицита со многими странами: около 96 в 2020 году. Поэтому сделка так и не состоялась. Она не помогла уменьшить торговый дефицит США, а лишь увеличила издержки для американских компаний и потребителей.
Подобно тому, как американский торговый дефицит не зародился в Японии 30 лет назад, также в нынешнем дефиците не виноват Китай. Неудивительно, что в обоих случаях максимальный торговый дефицит Америки приходился на ее крупнейшего торгового партнера — Японию тогда и Китай сейчас. Но этот показатель скорее отражает относительные преимущества (покупка товаров, которые дешевле производить за рубежом, чем дома) и эффективность цепочки поставок (сборка компонентов и деталей, произведенных в других странах), чем говорит о дискриминационной торговой практике.
Дефицит торгового баланса в США связан с более серьезной проблемой, созданной самой Америкой — это нехватка внутренних сбережений. Чистая норма национальных сбережений Америки — основной показатель совокупных сбережений предприятий, домашних хозяйств и государственного сектора с учетом амортизации — оказалась отрицательной впервые за десятилетие (и только во второй раз за всю историю). По последним данным, во втором и третьем кварталах 2020 года она составила в среднем −0.8% от национального дохода. Учитывая огромные дефициты федерального бюджета, они, скорее всего, продолжат падать.
Из-за отсутствия внутренних сбережений США заимствуют избыточные сбережения из-за рубежа для инвестиций и роста. Это, в свою очередь, поддерживает огромный дефицит платежного баланса, который составил в среднем −3.3% ВВП во втором и третьем кварталах прошлого года — максимум с конца 2008 года. В обмен на иностранный капитал американцы покупают товары из-за рубежа. С точки зрения макроэкономики источником совокупного торгового дефицита Америки является дефицит платежного баланса, а не так называемая китайская проблема.
Первая фаза сделки — это политическая попытка справиться с макропроблемой. Даже если бы это помогло сократить двусторонний торговый дефицит с Китаем, постоянный дефицит внутренних сбережений подразумевает, что торговый дефицит США распространится на других иностранных производителей — что и произошло. Более того, нарушение торговых потоков коснулось и более дорогостоящих иностранных производителей, функциональный эквивалент повышения налогов на американские компании и потребителей.
Новый фокус
Это вовсе не значит, что администрация Байдена должна капитулировать перед Китаем. Но ей нужно сместить фокус и отказаться от неосуществимых двусторонних условий первой фазы сделки и лежащих в ее основе тарифов. Вместо этого нужен четкий план, который позволит решить гораздо более серьезные проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности, инновационной политикой, принудительной передачей технологий, кибербезопасностью и субсидиями государственным предприятиям. Лучший способ — это двусторонний инвестиционный договор (ДИД), а также тщательное изучение обоснованности структурных претензий. Активно обсуждавшийся двусторонний инвестиционный договор между США и Китаем создаст основу для снижения структурной напряженности, одновременно стимулируя рост обеих экономик за счет расширения доступа на рынки.
Подобные аргументы непопулярны в США после четырех лет ядовитой риторики, которая убедила многих американцев в том, что Китай представляет собой угрозу их существованию. К сожалению, разрушительная политика Америки является
Стоит использовать более трезвый подход, особенно со стороны новой администрации США, которая так решительно начала работу во многих важных областях.
Китай — это вызов для США, и новая возможность. К сожалению, Байден оказался загнанным в угол из-за политики своих предшественников. Потребуется политическое мужество, мудрость и творческий подход, чтобы покончить с провальной практикой последних четырех лет. Отношения между США и Китаем слишком важны, чтобы что-то упускать.
Автор статьи — Стивен Роуч, бывший управляющий Morgan Stanley Asia
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Когда высокопоставленные американские и китайские чиновники собрались в Анкоридже, на Аляске, чтобы попытаться восстановить отношения после четырех лет конфликта, холодной оказалась не только погода. К сожалению, встреча больше напоминала времена холодной войны, а не начало новых отношений. И ситуацию нужно быстро менять — пока не стало слишком поздно.
Столкнувшись с ростом антикитайских настроений со стороны обеих партий, команда президента Джо Байдена, похоже, продолжает следовать курсом администрации Трампа. Они не только обострили торговый и технологический конфликт, но и надавили на такие аспекты, как права человека и геополитические проблемы, которые предшественник Байдена игнорировал. Китай же из-за менталитета, сформировавшегося во время «века унижения», усугубил ситуацию жесткими ответными действиями. На глазах у представителей СМИ стороны обменялись встречными обвинениями без каких-либо видимых попыток снизить напряженность.
Лучше бы стороны вернулись к истокам — экономическим и торговым вопросам, которые долгое время подкрепляли отношения между Америкой и Китаем. Это не значит, что нужно игнорировать другие сложные вопросы. Однако, прежде чем расширять повестку дня, необходимо восстановить взаимопонимание и взаимное доверие. И здесь администрации Байдена следует отказаться от воинственного настроя. Что касается экономики и торговли, то они пострадали в ходе «первой фазы» торговой сделки, заключенной предыдущей администрацией. И именно здесь больше всего возможностей для перемен.
Да, американская общественность одобряет первую фазу. Февральский опрос Pew Research Center показал, что многие американцы поддерживают сохранение тарифов, причем люди больше заинтересованы в ужесточении торговли с Китаем, чем в укреплении связей. В в течение последних четырех лет США постоянно обвиняют Китай в своих проблемах, неудивительно, что в Америке многие считают Пекин источником всех бед.
Работа над ошибками
Но это не значит, что американская общественность права. Первая фаза сделки была ошибочной с самого начала, в первую очередь потому, что она предлагает двустороннее решение проблемы многостороннего торгового дефицита со многими странами: около 96 в 2020 году. Поэтому сделка так и не состоялась. Она не помогла уменьшить торговый дефицит США, а лишь увеличила издержки для американских компаний и потребителей.
Подобно тому, как американский торговый дефицит не зародился в Японии 30 лет назад, также в нынешнем дефиците не виноват Китай. Неудивительно, что в обоих случаях максимальный торговый дефицит Америки приходился на ее крупнейшего торгового партнера — Японию тогда и Китай сейчас. Но этот показатель скорее отражает относительные преимущества (покупка товаров, которые дешевле производить за рубежом, чем дома) и эффективность цепочки поставок (сборка компонентов и деталей, произведенных в других странах), чем говорит о дискриминационной торговой практике.
Дефицит торгового баланса в США связан с более серьезной проблемой, созданной самой Америкой — это нехватка внутренних сбережений. Чистая норма национальных сбережений Америки — основной показатель совокупных сбережений предприятий, домашних хозяйств и государственного сектора с учетом амортизации — оказалась отрицательной впервые за десятилетие (и только во второй раз за всю историю). По последним данным, во втором и третьем кварталах 2020 года она составила в среднем −0.8% от национального дохода. Учитывая огромные дефициты федерального бюджета, они, скорее всего, продолжат падать.
Из-за отсутствия внутренних сбережений США заимствуют избыточные сбережения из-за рубежа для инвестиций и роста. Это, в свою очередь, поддерживает огромный дефицит платежного баланса, который составил в среднем −3.3% ВВП во втором и третьем кварталах прошлого года — максимум с конца 2008 года. В обмен на иностранный капитал американцы покупают товары из-за рубежа. С точки зрения макроэкономики источником совокупного торгового дефицита Америки является дефицит платежного баланса, а не так называемая китайская проблема.
Первая фаза сделки — это политическая попытка справиться с макропроблемой. Даже если бы это помогло сократить двусторонний торговый дефицит с Китаем, постоянный дефицит внутренних сбережений подразумевает, что торговый дефицит США распространится на других иностранных производителей — что и произошло. Более того, нарушение торговых потоков коснулось и более дорогостоящих иностранных производителей, функциональный эквивалент повышения налогов на американские компании и потребителей.
Новый фокус
Это вовсе не значит, что администрация Байдена должна капитулировать перед Китаем. Но ей нужно сместить фокус и отказаться от неосуществимых двусторонних условий первой фазы сделки и лежащих в ее основе тарифов. Вместо этого нужен четкий план, который позволит решить гораздо более серьезные проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности, инновационной политикой, принудительной передачей технологий, кибербезопасностью и субсидиями государственным предприятиям. Лучший способ — это двусторонний инвестиционный договор (ДИД), а также тщательное изучение обоснованности структурных претензий. Активно обсуждавшийся двусторонний инвестиционный договор между США и Китаем создаст основу для снижения структурной напряженности, одновременно стимулируя рост обеих экономик за счет расширения доступа на рынки.
Подобные аргументы непопулярны в США после четырех лет ядовитой риторики, которая убедила многих американцев в том, что Китай представляет собой угрозу их существованию. К сожалению, разрушительная политика Америки является
Стоит использовать более трезвый подход, особенно со стороны новой администрации США, которая так решительно начала работу во многих важных областях.
Китай — это вызов для США, и новая возможность. К сожалению, Байден оказался загнанным в угол из-за политики своих предшественников. Потребуется политическое мужество, мудрость и творческий подход, чтобы покончить с провальной практикой последних четырех лет. Отношения между США и Китаем слишком важны, чтобы что-то упускать.
Автор статьи — Стивен Роуч, бывший управляющий Morgan Stanley Asia
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу