3 мая 2021 Financial Times
Однако поставки этого редкого сырья ограничены и связаны с нарушениями прав человека
В этом году кобальт подорожал на 40% из-за постоянного спроса со стороны производителей электромобилей, что подчеркивает проблему сокращения зависимости от редкого металла при производстве аккумуляторов для автомобилей, способных перемещаться на дальние расстояния.
Производители электромобилей, включая Tesla и Volkswagen, пообещали в ближайшие годы сократить использование кобальта, который сильно зависит от добычи в Демократической Республике Конго. При этом добыче в стране препятствуют перебои в цепочках поставок из-за нарушения прав человека и высокие цены.
По данным Fastmarkets, цены на самый дорогой в мире металл для производства аккумуляторов достигли в марте максимума с января 2019 года — $25 за фунт — и сейчас составляют около $21. Аналитики RBC ожидают, что в этом году цены на кобальт достигнут $28.50 за фунт и вырастут до $40 в 2024 году, поскольку, по прогнозам, сохранится дефицит альтернативных материалов.
Согласно Международному энергетическому агентству, после скачка в 2020 году на 40% продажи электромобилей выросли более чем в два раза в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
«Со стороны предложения пока не видно никакой реакции, — отметил Майкл Видмер, аналитик Bank of America. — Поэтому я полагаю, что может возникнуть очень большой дефицит, и тогда напрашивается вопрос, где взять кобальт?»
«Рост объемов электромобилей перевешивает любой эффект от замещения. Опасения по поводу ограничения дальности поездки по-прежнему сохраняются», — добавил он.
Проблемы с добычей в Конго
Более 60% мировых поставок кобальта поступают из Демократической Республики Конго, где в производстве доминируют китайские компании и компания Glencore, зарегистрированная на Лондонской бирже.
В этом месяце крупнейший производитель аккумуляторов в Китае, CATL, заявил, что его дочерняя компания купила долю в неосвоенном проекте по производству меди и кобальта в ДРК за $138 млн, что свидетельствует о будущем спросе на металл.
«Они не станут инвестировать в добычу полезных ископаемых без четкого понимания, что им понадобится кобальт», — заявил Каспар Роулз, аналитик консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence.
Однако большая доля предложения также приходится на сотни отдельных горнодобывающих компаний. Автомобильные компании отказываются от покупки кобальта в ДРК из-за заявлений об использовании детского труда: по оценкам, 15% поставок добывается вручную, часто детьми. В связи с этим BMW заявила, что будет покупать кобальт только с шахт в Австралии и Марокко.
В прошлом месяце правительство Конго стало принимать решительные меры для борьбы с нарушениями, создав новую госструктуру, ответственную за закупку всего добытого вручную металла и развитие контролируемых зон добычи кобальта.
По словам Жана-Доминика Такиса Кумбо, руководителя Entreprise Générale du Cobalt, предприятие исключит детский труд в горнодобывающем секторе, а также проследит за тем, как кобальт поступает в производственный процесс. Предприятие также планирует заключить сделки с крупными автопроизводителями.
«Детский труд — это не рабство, это источник существования в бедных общинах, — отметил он. — Мы должны решить все эти проблемы — необходимо обязательно исключить детей из этого процесса. Определенно, это наша главнейшая задача. Затем нужно проследить, чтобы население, которое зарабатывает на жизнь за счет полезных ископаемых, могло получать более стабильный доход».
Альтернативные решения
Хотя в Китае, крупнейшем в мире рынке электротранспорта, все больше электромобилей, работающих на альтернативных литий-железо-фосфатных (ЛЖФ) аккумуляторах, в которых не используется кобальт или никель, это замещение нивелируется ростом мирового спроса на более мощные батареи.
«Я все же думаю, что кобальт будет важным компонентом аккумуляторов в будущем, — отметил Уильям Адамс, руководитель отдела исследований основных металлов и аккумуляторов в Fastmarkets. — Даже несмотря на то, что в аккумуляторах будет меньше кобальта, это все равно усилит давление на добычу из-за огромного потребления электромобилей и накопителей энергии».
Автомобили Tesla Model 3, производимые на заводе в Шанхае, в основном используют альтернативные литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Китайский автопроизводитель BYD заявил, что на всех его моделях будут использоваться эти аккумуляторы, а Volkswagen заявил в прошлом месяце, что будет использовать ЛЖФ-аккумуляторы для моделей с базовой комплектацией по всему миру с 2023 года.
Тем не менее, согласно консалтинговой компании Rho Motion, по состоянию на февраль на ЛЖФ-аккумуляторы приходилось всего 14% энергии, накопленной в аккумуляторах в мире. По ее прогнозам, к 2030 году этот показатель составит от 15% до 20%, в основном в небольших автомобилях.
EGC сотрудничает со швейцарским сырьевым трейдером Trafigura, который будет продавать кобальт международным покупателям. По словам Джеймса Николсона из Trafigura, очистка поставок кобальта должна сделать его более приемлемым для покупателей автомобилей.
«Ручной труд абсолютно необходим, если мы хотим достичь амбициозных целей, установленных в отношении сокращения выбросов», — добавил он.
Цены на кобальт отличаются волатильностью. В 2018 году они выросли до $45 за фунт, а в следующем году упали до минимума в $12 за фунт. Компания Glencore, крупнейший в мире производитель кобальта, которая, в частности, является поставщиком Tesla, закрыла рудник Мутанда в Конго летом 2019 года из-за низких цен. По словам Видмера из Bank of America, чтобы более крупные шахты начали добычу, цены, возможно, должны подняться выше $25.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу