13 февраля 2008
В преддверии окончания восьмилетнего политического цикла, в течение которого появились самые разные (обнадеживающие и не очень) экономические результаты и сформировались вполне определенные тенденции, экспертное сообщество пытается представить публике свои оценки того, что уже случилось, и свои представления о том, какова будет повестка дня в следующем периоде. Счет, как правило, идет до 2012 года. Стартовал этот увлекательный процесс презентацией в Ассоциации независимых центров экономического анализа двух подходов — недавно возникшей, но весьма авторитетной по своему экспертному составу группы "Сигма", и одного из старейших экономических think tanks — Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Экспертный канал ВШЭ — OPEC уже писал об этом. Затем на международной конференции "Социально-экономическое развитие России: новые рубежи" свои оценки представил тандем Академии народного хозяйства при Правительстве и Института экономики переходного периода, подкрепив их достоверность прогнозами гг. Д. Медведева, А. Кудрина и крупных иностранных экспертов.
В минувшую среду 14 ноября в РИА "Новости" прошла презентация очередной программы экономического развития России. На этот раз на суд общественности была представлена программа "Второе дыхание", созданная коллективом авторов под руководством Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа одной из самых известных консалтинговых фирм — ФБК и, одновременно, профессора ГУ-ВШЭ. Вместе с ним в пресс-конференции участвовал Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, который, впрочем, не обошел свои пристальным вниманием и все предыдущие экономические прогнозы.
Предваряя презентацию ФБК, г-н Ясин пояснил, почему новая экспертная программа может быть актуальна. По его словам, программ развития довольно много, часть из них исходит от официальных источников, прежде всего, Минэкономразвития России. Однако, как считает бывший министр экономики, к этим программам эксперты давно уже не относятся с должным пиететом. Увы, прежде всего потому, что они практически никак не отражают реальную экономическую политику власти. Например, в бумагах МЭРТ постоянно говорится о необходимости дальнейшей приватизации, на деле же государство строит госкорпорации и консолидирует в своих руках активы крупнейших компаний ряда отраслей.
— Программный авторитет подорван, — констатировал профессор Ясин.
На фоне аналитических неудач Правительства активизируются независимые эксперты. Г-н Ясин не преминул упомянуть документы ЦМАКП и группы "Сигма" (роль солистов там выполняют А. Аузан, Л. Григорьев и В. Тамбовцев, а И. Юргенс "исполняет функцию дирижера"). Кроме них можно вспомнить сконцентрированные на промышленной политике программы РСПП, "Деловой России" и Комитета по промполитике Совета Федерации. Идейное богатство экспертной мысли налицо.
По мнению Евгения Ясина, еще одна программа, созданная ФБК, также весьма полезна.
— Она мне близка и дорога, так как я знаю, что ее замысел появился у Игоря Николаева после ознакомления с эссе студентов Вышки, — заметил он.
Ограничившись замечанием, что взгляды на стратегию развития и на ошибки Правительства у него в целом совпадают с коллективом авторов, г-н Ясин сразу перешел к критике, предваряющей выступление докладчика.
Основных замечаний у Евгения Ясина было два. Первое заключалось в том, что волну нефтяных денег нужно не стараться инвестировать (забегая вперед, скажем, что группа Николаева предлагает вкладываться, прежде всего, в инфраструктуру), а "переваривать, сталкивать с высокой деловой активностью".
Второе замечание профессора состоит в том, что страховую часть пенсии, которую по "Второму дыханию" Николаева следует свести к нулю, нужно все-таки оставить для сохранения баланса ("люди должны платить, чтобы получать пенсию") и что более серьезной проблемой является ее распределительная часть.
После того, как Евгений Ясин в срочном порядке отбыл на Мясницкую, д. 20 на заседание диссертационного совета, к своей презентации приступил докладчик — Игорь Николаев (помощник г-на Ясина в его бытность министром без портфеля).
Итак, цель "Второго дыхания" проста — достичь 9—10% ежегодного роста ВВП к 2010 году (сама программа трехлетняя), причем не ради роста как такового, а для создания базиса будущего развития.
Для этого у страны есть ряд предпосылок:
- намечающееся снижение спекулятивности экономики и увеличение инвестиций в основные фонды;
- благоприятная внешняя экономическая конъюнктура;
- высокая материальная прочность экономики (Стабфонд РФ во всех его обличьях, золотовалютные резервы, бюджет);
- набранная динамика роста.
Благим тенденциям противостоят негативные:
- перелом в динамике инфляции;
- плачевное состояние инфраструктуры;
- рост дефицита Пенсионного фонда;
- коррупция;
- огосударствление и квазиогосударствление (т.е. создание госкорпораций).
Что же предложил Игорь Николаев в качестве мер экономической политики?
Они весьма любопытны. Про главную меру стоит сказать еще раз, — это "перевод природных ресурсов не в финансовые (Стабфонд РФ), а в материальные", т.е. масштабные инвестиции в инфраструктуру, прежде всего транспортную и энергетическую.
— Складывать деньги в мешок в нашей стране опасно, да и пилить уже построенную железную дорогу сложнее, — заметил автор.
С инфляцией предлагается бороться путем ограничения поступлений в Стабфонд. По мнению г-на Николаева, именно адепты монетарных методов ответственны за осенний инфляционный всплеск, а большая денежная масса гораздо менее опасна, чем маленькая товарная.
— С какой бы суммой в кошельке вы не пришли на рынок в августе, лук все равно будет стоить дешевле — пояснил свою логику докладчик.
Во "Втором дыхании" критикуется также директивное регулирование тарифов — все подсчеты как западных, так и отечественных эконометристов свидетельствуют, что такое регулирование ведет к увеличению цен. Меры по борьбе с инфляцией должны быть другими, включать развитие конкуренции, антиинфляционную экспертизу законопроектов, предоставление монополистам свободы установления тарифов.
— Чтобы стимулировать их ответственность, подытожил автор часть своего доклада.
Целый блок мер программы ФБК посвящен коррупции. Прежде всего, предлагается обеспечить режим максимальной открытости верхушки чиновничества, т.е. лиц, утверждаемых на должности непосредственно Президентом или Правительством. Они должны в обязательном порядке предоставлять по требованиям СМИ сведения не только о своих доходах, но и о доходах членов своих семей, причем делать это и некоторое время после увольнения.
Кроме того, полагает профессор ВШЭ, нужно обязательно запретить научно-преподавательские доходы чиновников как один из каналов получения взяток, ввести пожизненный запрет на занятие государственных постов для уличенных в коррупции, законодательно закрепить ответственность за подкуп иностранных лиц, вести активную информационную пропаганду против отношения к госслужбе как к источнику доходов.
Еще одна мера в области госслужбы, которая аудитории показалась довольно экзотической, — разрешение на занятие гражданских чиновных позиций иностранцами, — для любого, плотно общавшегося с многообразным российским чиновничеством выглядит хоть и абсурдным, но вместе с тем абсолютно понятным воплем о помощи.
В части пенсионной реформы планируется постепенный (в течение 25 лет) переход от страховой системы к накопительной, так как страховая схема противоречива внутренне. Дело в том, что когда страховым случаем считается благополучное достижение пенсионного возраста, выплат выходит слишком много для того, чтобы называть всю систему "страховой".
К числу прочих любопытных предложений можно отнести идею ликвидировать педвузы, а школьных учителей набирать из выпускников обычных университетов, закончивших педагогические курсы. Прекратить нужно и практику законодательного закрепления уровня МРОТ (минимальной оплаты труда), определять который должны представители отдельных отраслей — работодатели и профсоюзы.
В конце встречи Игорь Николаев, наконец, пояснил, почему его программа названа "Второе дыхание". Все просто — бегун, олицетворяющий нашу экономику, достиг хорошей скорости, но уже выдыхается, сбивает "дыхалку", ноги становятся ватными.
Попытаемся продолжить аналогию г-на Николаева.
Наш экономический бегун держится на углеводородных амфетаминах, добываемых из недр, испытывает нарастающую потребительскую эйфорию и не прислушивается к советам сидящей на его плечах группы экспертов. Эксперты предлагают каждый свое: кто диверсификацию ног, кто — госкорпоративный велосипед, кто — кроссовки с институциональной подошвой. Голова атлета идет кругом, и он предпочитает не отвлекаться от простых эйфорических радостей, с предвыборной улыбкой приближаясь к абстинентному финишу.
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ — OPEC
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В минувшую среду 14 ноября в РИА "Новости" прошла презентация очередной программы экономического развития России. На этот раз на суд общественности была представлена программа "Второе дыхание", созданная коллективом авторов под руководством Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа одной из самых известных консалтинговых фирм — ФБК и, одновременно, профессора ГУ-ВШЭ. Вместе с ним в пресс-конференции участвовал Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, который, впрочем, не обошел свои пристальным вниманием и все предыдущие экономические прогнозы.
Предваряя презентацию ФБК, г-н Ясин пояснил, почему новая экспертная программа может быть актуальна. По его словам, программ развития довольно много, часть из них исходит от официальных источников, прежде всего, Минэкономразвития России. Однако, как считает бывший министр экономики, к этим программам эксперты давно уже не относятся с должным пиететом. Увы, прежде всего потому, что они практически никак не отражают реальную экономическую политику власти. Например, в бумагах МЭРТ постоянно говорится о необходимости дальнейшей приватизации, на деле же государство строит госкорпорации и консолидирует в своих руках активы крупнейших компаний ряда отраслей.
— Программный авторитет подорван, — констатировал профессор Ясин.
На фоне аналитических неудач Правительства активизируются независимые эксперты. Г-н Ясин не преминул упомянуть документы ЦМАКП и группы "Сигма" (роль солистов там выполняют А. Аузан, Л. Григорьев и В. Тамбовцев, а И. Юргенс "исполняет функцию дирижера"). Кроме них можно вспомнить сконцентрированные на промышленной политике программы РСПП, "Деловой России" и Комитета по промполитике Совета Федерации. Идейное богатство экспертной мысли налицо.
По мнению Евгения Ясина, еще одна программа, созданная ФБК, также весьма полезна.
— Она мне близка и дорога, так как я знаю, что ее замысел появился у Игоря Николаева после ознакомления с эссе студентов Вышки, — заметил он.
Ограничившись замечанием, что взгляды на стратегию развития и на ошибки Правительства у него в целом совпадают с коллективом авторов, г-н Ясин сразу перешел к критике, предваряющей выступление докладчика.
Основных замечаний у Евгения Ясина было два. Первое заключалось в том, что волну нефтяных денег нужно не стараться инвестировать (забегая вперед, скажем, что группа Николаева предлагает вкладываться, прежде всего, в инфраструктуру), а "переваривать, сталкивать с высокой деловой активностью".
Второе замечание профессора состоит в том, что страховую часть пенсии, которую по "Второму дыханию" Николаева следует свести к нулю, нужно все-таки оставить для сохранения баланса ("люди должны платить, чтобы получать пенсию") и что более серьезной проблемой является ее распределительная часть.
После того, как Евгений Ясин в срочном порядке отбыл на Мясницкую, д. 20 на заседание диссертационного совета, к своей презентации приступил докладчик — Игорь Николаев (помощник г-на Ясина в его бытность министром без портфеля).
Итак, цель "Второго дыхания" проста — достичь 9—10% ежегодного роста ВВП к 2010 году (сама программа трехлетняя), причем не ради роста как такового, а для создания базиса будущего развития.
Для этого у страны есть ряд предпосылок:
- намечающееся снижение спекулятивности экономики и увеличение инвестиций в основные фонды;
- благоприятная внешняя экономическая конъюнктура;
- высокая материальная прочность экономики (Стабфонд РФ во всех его обличьях, золотовалютные резервы, бюджет);
- набранная динамика роста.
Благим тенденциям противостоят негативные:
- перелом в динамике инфляции;
- плачевное состояние инфраструктуры;
- рост дефицита Пенсионного фонда;
- коррупция;
- огосударствление и квазиогосударствление (т.е. создание госкорпораций).
Что же предложил Игорь Николаев в качестве мер экономической политики?
Они весьма любопытны. Про главную меру стоит сказать еще раз, — это "перевод природных ресурсов не в финансовые (Стабфонд РФ), а в материальные", т.е. масштабные инвестиции в инфраструктуру, прежде всего транспортную и энергетическую.
— Складывать деньги в мешок в нашей стране опасно, да и пилить уже построенную железную дорогу сложнее, — заметил автор.
С инфляцией предлагается бороться путем ограничения поступлений в Стабфонд. По мнению г-на Николаева, именно адепты монетарных методов ответственны за осенний инфляционный всплеск, а большая денежная масса гораздо менее опасна, чем маленькая товарная.
— С какой бы суммой в кошельке вы не пришли на рынок в августе, лук все равно будет стоить дешевле — пояснил свою логику докладчик.
Во "Втором дыхании" критикуется также директивное регулирование тарифов — все подсчеты как западных, так и отечественных эконометристов свидетельствуют, что такое регулирование ведет к увеличению цен. Меры по борьбе с инфляцией должны быть другими, включать развитие конкуренции, антиинфляционную экспертизу законопроектов, предоставление монополистам свободы установления тарифов.
— Чтобы стимулировать их ответственность, подытожил автор часть своего доклада.
Целый блок мер программы ФБК посвящен коррупции. Прежде всего, предлагается обеспечить режим максимальной открытости верхушки чиновничества, т.е. лиц, утверждаемых на должности непосредственно Президентом или Правительством. Они должны в обязательном порядке предоставлять по требованиям СМИ сведения не только о своих доходах, но и о доходах членов своих семей, причем делать это и некоторое время после увольнения.
Кроме того, полагает профессор ВШЭ, нужно обязательно запретить научно-преподавательские доходы чиновников как один из каналов получения взяток, ввести пожизненный запрет на занятие государственных постов для уличенных в коррупции, законодательно закрепить ответственность за подкуп иностранных лиц, вести активную информационную пропаганду против отношения к госслужбе как к источнику доходов.
Еще одна мера в области госслужбы, которая аудитории показалась довольно экзотической, — разрешение на занятие гражданских чиновных позиций иностранцами, — для любого, плотно общавшегося с многообразным российским чиновничеством выглядит хоть и абсурдным, но вместе с тем абсолютно понятным воплем о помощи.
В части пенсионной реформы планируется постепенный (в течение 25 лет) переход от страховой системы к накопительной, так как страховая схема противоречива внутренне. Дело в том, что когда страховым случаем считается благополучное достижение пенсионного возраста, выплат выходит слишком много для того, чтобы называть всю систему "страховой".
К числу прочих любопытных предложений можно отнести идею ликвидировать педвузы, а школьных учителей набирать из выпускников обычных университетов, закончивших педагогические курсы. Прекратить нужно и практику законодательного закрепления уровня МРОТ (минимальной оплаты труда), определять который должны представители отдельных отраслей — работодатели и профсоюзы.
В конце встречи Игорь Николаев, наконец, пояснил, почему его программа названа "Второе дыхание". Все просто — бегун, олицетворяющий нашу экономику, достиг хорошей скорости, но уже выдыхается, сбивает "дыхалку", ноги становятся ватными.
Попытаемся продолжить аналогию г-на Николаева.
Наш экономический бегун держится на углеводородных амфетаминах, добываемых из недр, испытывает нарастающую потребительскую эйфорию и не прислушивается к советам сидящей на его плечах группы экспертов. Эксперты предлагают каждый свое: кто диверсификацию ног, кто — госкорпоративный велосипед, кто — кроссовки с институциональной подошвой. Голова атлета идет кругом, и он предпочитает не отвлекаться от простых эйфорических радостей, с предвыборной улыбкой приближаясь к абстинентному финишу.
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ — OPEC
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу