Как отличить SPO от IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как отличить SPO от IPO

13 июля 2021 Открытие | Открытый журнал Сокуренко Александр
IPO (Initial Public Offering) — процесс первоначального предложения акций широкому кругу потенциальных инвесторов. Обычно его проводят выходящие в публичное поле частные компании. SPO (Secondary Public Offering) — вторичное размещение ценных бумаг компании, которая провела IPO ранее. При внешнем сходстве — оба процесса направлены на привлечение средств за счёт реализации акций — первичное и вторичное размещение обладают значительными различиями.

IPO — первое публичное размещение акций

Обычно под IPO понимают процесс обретения публичности частной компанией, когда её акции становятся доступны широкому кругу инвесторов. Первое в истории IPO было проведено ещё в 1602 г., когда Голландская Ост-Индская компания успешно предложила свои акции на бирже широкому кругу лиц.

В наше время до осуществления IPO компания считается частной — её финансируют банки-кредиторы, а акции находятся в собственности одного или нескольких основателей. В этот период оценить стоимость компании можно лишь теоретически — у неё отсутствует рыночная капитализация. Но на определённом этапе развития компании может потребоваться большее количество ресурсов — в этом случае необходимо привлечь капитал множества частных инвесторов, публично предложив им купить акции.

Этапы проведения IPO

Оценка. Подбираются банки, отвечающие за подготовку размещения акций. Происходит оценка компании и её перспектив. Осуществляется анализ потенциальных площадок для IPO.

Подготовка. Проводятся встречи с потенциальными крупными инвесторами. Ведётся работа со СМИ. Готовятся необходимые документы.

Андеррайтинг. Банки, участвующие в подготовке к IPO, а также крупные инвесторы, гарантируют определённый объём спроса на акции.

Выход на биржу. Происходит само IPO, когда рядовым инвесторам публично предлагают приобрести акции по определённой цене.

Как отличить SPO от IPO

Рис. 1. Размеры мирового рынка IPO. По данным: Baker McKenzie

Сверхмягкая монетарная политика, рост числа перспективных компаний-единорогов, ожидания того, что мировая экономика восстановится, способствуют быстрому увеличению количества IPO и их объёмов. В I квартале 2021 г. в мире было проведено 727 IPO на общую сумму 203 млрд долл.

Региональным лидером по количеству IPO выступают США.


Рис. 2. Региональное распределение объёмов IPO в мире (в %, по итогам I квартала 2021 г.). По данным: PricewaterhouseCoopers

Примеры компаний, прошедших через IPO:

Visa Inc. (март 2008 г.) — даже во время мирового кризиса инвесторы вложили в компанию 18 млрд долл.;

Alibaba (сентябрь 2014 г.) — сумма привлечённых средств составила 25 млрд долл.;

Facebook (май 2012 г.) — компания привлекла 16 млрд долл.

Кроме них, эту процедуру осуществляли Apple, Deutsche Telekom, General Motors и многие другие сегодняшние бизнес-гиганты.

Но не стоит думать, что IPO — это беспроигрышная лотерея. Для российского рынка печальным примером является народное IPO банка «ВТБ» в 2007 г. Подобное было и за рубежом: самый наглядный пример — пузырь доткомов 1995–2001 гг., лопнувший в 2002 г.

SPO — что это значит для акций компании

Если крупный инвестор компании, которая уже прошла через IPO, публично продаёт свой пакет акций, то данную сделку относят к SPO. Обычно она проводится путём вторичного размещения акций компании на фондовой бирже. Причиной SPO является желание инвестора превратить потенциальную стоимость его акций в реальные деньги. Для рынка это означает, что увеличится число акций компании в свободном обращении: её коэффициент фри-флоат вырастет.

Поскольку при SPO происходит увеличение объёма акций, находящихся в свободной продаже, капитализация компании может снизиться. Другой минус вторичной реализации акций — в капитал могут войти недружественные инвесторы. Поэтому первоначальные крупные совладельцы компании могут обговорить ограничения для SPO и установить период, когда от акций нельзя избавиться на публичном рынке (lock-up период).

Разновидностью SPO является FPO (Follow-on Public Offering), когда публичная компания направляет на рынок новый выпуск своих акций. Если при SPO деньги поступают конкретному инвестору, а общее количество акций не меняется, то при FPO деньги от продажи акций поступают всей компании, а доли её первоначальных владельцев уменьшаются (если они не приобретают новые акции).


Рис. 3. Влияние SPO на капитализацию компании DraftKings. По данным: nasdaq.com

2 октября 2020 г. акции компании DraftKings стоили 63,78 долл. 5 октября она объявила об SPO: предлагался к реализации пакет новых акций по цене 52 долл. за штуку. Для действующих акционеров открылась возможность зафиксировать прибыль, ведь за предыдущий год стоимость компании увеличилась примерно на 400%. В результате фиксации прибыли и роста предложения к концу октября акции DraftKings обвалились: их цена снизилась до 39 долл. Однако это не помешало компании к весне 2021 г. восстановить капитализацию.

Отличия размещений SPO и IPO

Резюмируем ключевые отличия первичного и вторичного размещения акций.

Под SPO и IPO подразумевают, соответственно, реализацию акций на вторичном рынке отдельным инвестором и первичное публичное размещение своих акций частной компанией.

При SPO происходит рост количества акций в свободном обращении. При IPO бумаги компании начинают котироваться на бирже.

Для SPO может устанавливаться lock-up период, когда инвестор не вправе продавать свой пакет акций. Для IPO основные ограничения связаны с рыночными настроениями и динамикой показателей самой компании. Недавний пример — неудачное IPO компании WeWork. В начале 2019 г. её теоретическая стоимость составляла 47 млрд долл., но к августу 2019 г., после провальной попытки IPO, этот показатель снизился до 10 млрд долл.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter