Bukalapak - незаурядное IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Bukalapak - незаурядное IPO

20 июля 2021 ИХ "Финам" Делицын Леонид
Крупнейшее в истории Индонезии IPO объемом $1,5 млрд, по сообщениям СМИ, готовится провести местный онлайн-маркетплейс Bukalapak. Оно может состояться уже во вторник, 20 июля, на домашней бирже в Джакарте, хотя официальная дата пока не объявлена. Bukalapak основан в 2010 году. Маркетплейсом пользуется 70 млн покупателей, товары которым предлагают 4,5 млн продавцов ("пелапаков"). В день совершается 2 млн трансакций. Предыдущее крупнейшее IPO состоялось в 2008 году, когда Adaro Energy привлекла $1,5 млрд.

Размер привлечения не является из ряда вон выходящим, особенно для электронной коммерции (сервис доставки DoorDash привлек $3,5 млрд), но для компании не из США, Китая или Израиля такое размещение является незаурядным. В марте корейский маркетплейс Coupang привлек $4,5 млрд, в июне уругвайская DLocal привлекла $600 млн, но вообще таких событий мало.

В том, что крупнейшее IPO среди компаний из Индонезии проведет именно маркетплейс, а не создатель искусственного интеллекта, облачная платформа или поставщик решений инфобезопасности, тоже ничего удивительного, наверное, нет. У нас тоже одним из самых крупных и успешных IPO было размещение Ozon. Следующие масштабные IPO, весьма вероятно, проведут проекты индустрии электронной коммерции (все ждут Wildberries).

До недавнего времени экономика информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в развивающихся и слаборазвитых странах в основном ограничивалась сектором сотовой связи, на которую приходилось более половины затрат на этом рынке. Поэтому и крупнейшие ИКТ-корпорации таких стран - это операторы сотовой связи (что не удивит и россиян, ведь и у нас выручка МТС или "Ростелекома" превышает объем всего рекламного рынка, не говоря уже об IT-компаниях). Наоборот, в США и Европе на них приходится менее 30%. В США на первый план выходят IT-сервисы (30% затрат) и программное обеспечение (более 20%)

Типичный сценарий сейчас – это IPO и глобальная экспансия американского "единорога", наподобие Confluent (CFLT), а размещение подобной компании из Индонезии было бы, конечно, сигналом о кардинальных изменениях в глобальном разделении труда.

Зато размещение маркетплейса, работающего в регионе с населением 270 млн человек, – понятное инвесторам событие. Свои маркетплейсы есть везде, и в одной стране их может быть несколько. И несмотря на то, что в Индонезии уже действует проект GoTo (оценка капитализации - $18 млрд), объединившие такси- и e-commerce проекты Alibaba и SofBank, рынок это не пугает. За прошедший год на бирже разместились американский Wish (WISH), продающий дешевые китайские товары, корейский Coupang (CPNG), российский Ozon (OZON), компания MYT Netherlands Parent B.V., ведущая операции, в первую очередь, в Германии, китайский магазин товаров для домашних питомцев Boqii (BQ) – список довольно длинный.

Благодаря локдаунам, объем рынка электронной коммерции дорос в прошлом году до $4,2 трлн, подскочив сразу на 25,7%. Пандемия радикально ускорила перевод торговли в онлайн и смену традиционной бизнес-модели ритейла. Исследователи eMarketer ожидают сохранения темпов прироста на уровне 16,8% и достижение рынком планки в $4,9 трлн в 2021 году и $7,385 трлн – в 2025 году. При этом весь объем мировой розничной торговли, включая онлайн и офлайн, оценивалось агентством eMarketer в $26 трлн (-2,8% по сравнению с 2019 годом).

Потенциал роста остается значительным, поскольку доля онлайн-продаж составляет пока лишь 17,8%. Ожидается, что в 2025 году эта доля возрастет до 24,5%. В настоящее время 62,6% рынка электронной коммерции приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, 19,1% – на Северную Америку, 12,7% – на Западную Европу. Каждый второй завсегдатай электронных магазинов сегодня проживает в Китае, в то время как на Индию, например, приходится лишь 3% покупателей. С точки зрения инвесторов, такие рынки, как индонезийский, выглядят особенно привлекательно, поскольку потенциал их велик, но далек от насыщения.

Bukalapak использовал благоприятный момент и повысил предполагаемы объем размещения с первоначальных $1,1 млрд - до $1,5 млрд. Как правило, это считается сигналом высокого спроса, а значит, оценка капитализации Bukalapak растет у нас на глазах. На CBInsight все еще вывешена оценка в $3 млрд, однако СМИ уже пишут про $6 млрд. Размещение компании, которую оценивают в $6 млрд на бирже с активами в $450 млрд – по масштабу напоминает вхождение Tesla в индекс S&P 500, – ощутимое событие.

Известно, что в Bukalapak вложили $784 млрд, среди инвесторов – сингапурский суверенный фонд GIC, корейский портал Naver, британская Standard Chartered, Microsoft и Ant Group. Наша статистика показывает, что инвесторы ожидают, что мультипликатор к объему вложенных средств на IPO должен быть не меньше 9, что приводит к оценке в $7 млрд. Это выше озвученных в прессе $6 млрд. Если бы речь шла об американском IPO, то с $7 млрд сейчас история только начиналась бы. Мы ожидаем, что в Джакарте оценка маркетплейса Bukalapak окажется более высокой.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter