Инфляция в России останется надолго. Какие риски и какой будет политика Банка России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Инфляция в России останется надолго. Какие риски и какой будет политика Банка России?

2 августа 2021 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Инфляция в России останется надолго, а Банк России, скорее всего, продолжит жесткую монетарную политику, заявила об этом в интервью Financial Times глава регулятора Эльвира Набиуллина. По ее словам, стремительный рост цен на продукты питания усилил инфляционные ожидания простых россиян, которые полагают, что цены теперь будут расти втрое быстрее 4%-ной цели ЦБ РФ.

Ускорение инфляции отражает рост мировых цен на продовольствие, металлы и локальные отраслевые дисбалансы спроса и предложения (строительство, авторынок, внутренний туризм при закрытых внешних границах). Дополнительными факторами, способствующими разгону инфляции, являются повышенные инфляционные ожидания компаний и бизнеса (на максимуме за последние 4 года), темпы роста розничного кредитования вблизи 20% (Э. Набиуллина предупреждает об опасности перегрева в потребительском и ипотечном кредитовании) и ускорение роста зарплат, вызванное дефицитом рабочей силы в ряде секторов.

В то же время повышение ключевой ставки Банка России может повлиять лишь на замедление роста кредитования и увеличение привлекательности сбережений (действуя против "перегрева" потребительского спроса). Однако характер текущей повышенной инфляции, наблюдаемой не только в России, но и в большинстве стран мира (в основе – ограничения со стороны предложения и избыточное стимулирование спроса в странах с развитой экономикой), делает ее низкочувствительной к повышению ставки центробанками ЕМ, в том числе и Банком России. Это можно проследить на примере Турции, где ключевая ставка даже на уровне 19% пока не помогает снизить инфляцию, которая держится на уровне примерно 17%. В условиях, когда индекс цен производителей в РФ вырос за 12 месяцев более чем на 30% (последние доступные данные Росстата за июнь), повышение ключевой ставки не может быстро остановить перенос этих издержек в отпускные цены.

ЦБ полагает, что экономика России восстановилась к докризисному уровню, а инфляция не может восприниматься как временное и преходящее явление. В июле ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 100 б. п. до 6,5%, что формально соответствует переходу к умеренно жесткой ДКП (долгосрочный нейтральный диапазон ЦБ составляет 5-6%), однако в интервью FT г-жа Набиуллина сказала, что, по мнению ЦБ, политика не является сейчас жесткой, поскольку депозитные ставки все еще ниже инфляции, и тем более значительно ниже инфляционных ожиданий. В интервью она высказала предположение, что инфляция в России может стать долгосрочным явлением, поскольку россияне привыкли жить в условиях высокой инфляции и недостаточно доверяют способности ЦБ добиться ее устойчивого снижения до целевого уровня (иначе говоря, инфляционные ожидания населения и бизнеса не заякорены). Это не позволяет Банку России, в отличие от ФРС и ЕЦБ, рассматривать текущий инфляционный шок как временный и не требующий корректировки монетарной политики. Банк России уже повысил ключевую ставку с начала года на 225 б. п. и, возможно, это не предел. Отметим, что текущий прогноз Банка России, обновленный в июле, предполагает среднюю ключевую ставку с 26 июля до конца этого года на уровне 6,5-7,1%, что может означать как сохранение ставки на текущем уровне, так и ее повышение вплоть до 7,5% и даже до 8% в зависимости от динамики инфляции. Мы полагаем, что ключевая ставка до конца года может быть повышена еще - до 6,75-7%, но с учетом ожидаемого сезонного ослабления инфляционного давления в августе-сентябре и вероятного начала снижения инфляции в годовом выражении с осени, пока не закладываем в базовый сценарий более высокие прогнозы значения ставки.

Важно, что прогноз ЦБ предполагает сохранение ключевой ставки выше долгосрочного нейтрального диапазона (5-6%) до 2023 г. (в 2022 г. ЦБ ожидает ее в диапазоне 6-7%, что соответствует умеренно жесткой ДКП, особенно с учетом прогноза регулятора по замедлению инфляции в будущем году до 4-4,5%). Это может иметь ряд последствий – дальнейшее повышение процентных ставок по кредитам и депозитам вслед за ключевой ставкой будет тормозить рост кредитования и способствовать повышению привлекательности рублевых сбережений. И то, и другое может замедлять рост потребления (что будет способствовать снижению инфляционного давления со стороны спроса) и инвестиций (что может сдерживать не только спрос, но и предложение). Впрочем, для инвестиций ситуация не столь однозначна – для них важнее динамика долгосрочных процентных ставок, а доходности длинных ОФЗ начали снижаться на фоне сокращения долгосрочных инфляционных ожиданий. В целом, жесткая ДКП в сочетании с возвращением к бюджетному правилу может способствовать довольно резкому замедлению роста российской экономики в будущем году – новый прогноз ЦБ предполагает снижение темпов роста ВВП с 4-4,5% в 2021 г. до 2-3% в 2022-23 гг. (прогноз на текущий год повышен по сравнению с апрельским, а на будущий – снижен).

Инфляция заметно ускоряется не только в России, но и глобально, при этом к повышению ставок переходит большее число центробанков, но пока они действуют достаточно осторожно. На этом фоне реальная ключевая ставка в России из отрицательной области перешла к нулю, а впоследствии должна перейти к положительным значениям, что выглядит неплохо в сравнении с другими странами с формирующимися рынками. В сочетании с сильным положительным сальдо по счету текущих операций, это – фактор поддержки для курса рубля.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter