25 августа 2021 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
Официальное одобрение вакцины компании Pfizer Управлением США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) подтолкнуло индекс NASDAQ к новым максимумам. Индекс S&P 500 остается в восходящем тренде, лишь изредка перемежающемся неглубокими коррекциями. Рынок акций США предпочитает не замечать свидетельства замедления экономического роста в стране, которое становится все более очевидным, особенно в части потребительских расходов, на долю которых приходится 70% экономики США. Данные по обороту розничной торговли в США третий месяц подряд оказываются хуже ожиданий, а исследования намерений покупателей указывают на уменьшение числа тех, кто в обозримом будущем планирует покупку жилья или товаров длительного пользования. Эффект от фискального стимулирования (в частности, антикризисных выплат безработным) начинает сходить на нет, однако поддержки со стороны реальных доходов и роста занятости должно хватить для того, чтобы избежать существенного снижения в экономике.
Что касается намерений Федрезерва в области денежно-кредитной политики, глава ФРС Джером Пауэлл всегда действовал осторожно и делал акцент на достижении максимальной занятости (это сближает его взгляды с позицией министра финансов США Джанет Йеллен). Примечательно, что авторы недавнего исследования Института мировой экономики Петерсона (PIIE) установили, что в случае повышения Федрезервом цели по инфляции с 2% до 3% безработица в США в первые 15 лет после объявления новой цели может оказаться на 0,75 пп (или даже больше) ниже своего равновесного уровня.
Риск заключается в том, что повышение цели по инфляции, дающее Федрезерву больше «степеней свободы» в установлении параметров монетарной политики, может подстегнуть инфляционные ожидания и в итоге раскрутить спираль инфляции.
Как бы то ни было, экономисты Goldman Sachs ожидают, что центробанк в ноябре приступит к постепенному сокращению объемов выкупа активов – для начала на сумму около 15 млрд долл. в месяц (10 млрд долл. по казначейским облигация и 5 млрд долл. по ипотечным ценным бумагам). В настоящий момент Федрезерв выкупает активы на 120 млрд долл. в месяц, поэтому даже в случае умеренного сокращения этого объема баланс центробанка, уже достигший 8 трлн долл., продолжит увеличиваться.
Если исходить из оценок экономистов Goldman Sachs, Федрезерв будет уменьшать вливания ликвидности очень осторожно, и этим можно объяснить, почему котировки американских акций продолжают повышаться. К тому же в чистом выражении центробанк по-прежнему вливает на рынок большие средства. Инвесторы уверены, что Федрезерв не захочет спровоцировать обвал на рынках акций или даже менее существенную коррекцию, которая может замедлить восстановление экономики. И пока это так, рынок и центробанк продолжают удерживать друг друга в «смертельных объятиях».
Убежденность в том, что Федрезерв будет в любом случае поддерживать рынки акций, имеет негативные побочные эффекты: она создает условия для повышения цен до необоснованно высоких уровней, чрезмерного наращивания долговой нагрузки и нарушения финансовой стабильности. Однако это, похоже, не особенно тревожит Федрезерв, который старается не акцентировать внимание на потенциальных рисках, связанных с завышенными ценами на активы, и не предпринимает практически никаких мер макропруденциального характера для их ограничения.
Более фундаментальный вопрос с точки зрения денежно-кредитной политики ФРС заключается в том, почему руководство ФРС в принципе считает необходимым продолжать реализацию программ количественного смягчения. Задуманное много лет назад как механизм экстренного реагирования на кризис, со временем количественное смягчение превратилось в один из ключевых элементов политики ФРС, несмотря на то что никаких твердых доказательств его положительного влияния на реальную экономику, кажется, нет. Помимо того, что количественное смягчение непрерывно подогревает рост цен на активы, следование этим путем является косвенным признанием поражения. Проводящие его центробанки фактически говорят: да, мы считаем, что низкие номинальные темпы роста ВВП и низкий уровень равновесных реальных процентных ставок – т.е. так называемая бесконечная стагнация – это надолго.
Несмотря на беспрецедентность реализованных в США мер фискального стимулирования, вопрос о том, насколько длительным окажется их положительный эффект, остается открытым. На коротком временном отрезке они действительно смогли серьезно разогнать американскую экономику, но, скорее всего, мало что дали в плане повышения ее долгосрочного производственного потенциала. Даже прогнозы Федрезерва в отношении долгосрочного производственного потенциала американской экономики и равновесной реальной процентной ставки (R-Star) не претерпели никаких изменений.
Однако в результате массивной фискальной экспансии существенно вырос долг федерального правительства США в процентном отношении к ВВП и увеличился дефицит годового бюджета. Сокращать объем фискальной поддержки экономики власти не хотят, опасаясь негативной реакции со стороны электората. В этом смысле ландшафт бюджетной политики кардинально изменился по сравнению с достаточно недавним временем, когда неотъемлемым элементом экономической политики являлась экономия бюджетных средств. Однако увеличение объема долга, как правило, тормозит рост экономики в долгосрочной перспективе и в конечном итоге может вести к снижению так называемых фискальных мультипликаторов. Иными словами, для производства того же объема ВВП требуется привлекать еще больше долга. В результате достигаемый эффект с каждого вложенного доллара становится все меньше.
Избыточная ликвидность, монетарная экспансия и раздувание бюджетных расходов характерны для большинства развитых экономик. Руководители стран G7 и G20 вряд ли придумают что-нибудь новое для решения проблемы монетарных и фискальных дисбалансов. На данный момент инфляционное давление можно охарактеризовать как временное или даже склонное к снижению. Это дает определенное поле для маневра ведущим центробанкам, не желающим отказываться от стимулирующей политики. Какая-то резкая реакция со стороны валютных рынков и рынков облигаций тоже представляется маловероятной. В результате, скорее всего, направление ценовых движений на финансовых рынках останется прежним.
https://t.me/omyinvestments (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что касается намерений Федрезерва в области денежно-кредитной политики, глава ФРС Джером Пауэлл всегда действовал осторожно и делал акцент на достижении максимальной занятости (это сближает его взгляды с позицией министра финансов США Джанет Йеллен). Примечательно, что авторы недавнего исследования Института мировой экономики Петерсона (PIIE) установили, что в случае повышения Федрезервом цели по инфляции с 2% до 3% безработица в США в первые 15 лет после объявления новой цели может оказаться на 0,75 пп (или даже больше) ниже своего равновесного уровня.
Риск заключается в том, что повышение цели по инфляции, дающее Федрезерву больше «степеней свободы» в установлении параметров монетарной политики, может подстегнуть инфляционные ожидания и в итоге раскрутить спираль инфляции.
Как бы то ни было, экономисты Goldman Sachs ожидают, что центробанк в ноябре приступит к постепенному сокращению объемов выкупа активов – для начала на сумму около 15 млрд долл. в месяц (10 млрд долл. по казначейским облигация и 5 млрд долл. по ипотечным ценным бумагам). В настоящий момент Федрезерв выкупает активы на 120 млрд долл. в месяц, поэтому даже в случае умеренного сокращения этого объема баланс центробанка, уже достигший 8 трлн долл., продолжит увеличиваться.
Если исходить из оценок экономистов Goldman Sachs, Федрезерв будет уменьшать вливания ликвидности очень осторожно, и этим можно объяснить, почему котировки американских акций продолжают повышаться. К тому же в чистом выражении центробанк по-прежнему вливает на рынок большие средства. Инвесторы уверены, что Федрезерв не захочет спровоцировать обвал на рынках акций или даже менее существенную коррекцию, которая может замедлить восстановление экономики. И пока это так, рынок и центробанк продолжают удерживать друг друга в «смертельных объятиях».
Убежденность в том, что Федрезерв будет в любом случае поддерживать рынки акций, имеет негативные побочные эффекты: она создает условия для повышения цен до необоснованно высоких уровней, чрезмерного наращивания долговой нагрузки и нарушения финансовой стабильности. Однако это, похоже, не особенно тревожит Федрезерв, который старается не акцентировать внимание на потенциальных рисках, связанных с завышенными ценами на активы, и не предпринимает практически никаких мер макропруденциального характера для их ограничения.
Более фундаментальный вопрос с точки зрения денежно-кредитной политики ФРС заключается в том, почему руководство ФРС в принципе считает необходимым продолжать реализацию программ количественного смягчения. Задуманное много лет назад как механизм экстренного реагирования на кризис, со временем количественное смягчение превратилось в один из ключевых элементов политики ФРС, несмотря на то что никаких твердых доказательств его положительного влияния на реальную экономику, кажется, нет. Помимо того, что количественное смягчение непрерывно подогревает рост цен на активы, следование этим путем является косвенным признанием поражения. Проводящие его центробанки фактически говорят: да, мы считаем, что низкие номинальные темпы роста ВВП и низкий уровень равновесных реальных процентных ставок – т.е. так называемая бесконечная стагнация – это надолго.
Несмотря на беспрецедентность реализованных в США мер фискального стимулирования, вопрос о том, насколько длительным окажется их положительный эффект, остается открытым. На коротком временном отрезке они действительно смогли серьезно разогнать американскую экономику, но, скорее всего, мало что дали в плане повышения ее долгосрочного производственного потенциала. Даже прогнозы Федрезерва в отношении долгосрочного производственного потенциала американской экономики и равновесной реальной процентной ставки (R-Star) не претерпели никаких изменений.
Однако в результате массивной фискальной экспансии существенно вырос долг федерального правительства США в процентном отношении к ВВП и увеличился дефицит годового бюджета. Сокращать объем фискальной поддержки экономики власти не хотят, опасаясь негативной реакции со стороны электората. В этом смысле ландшафт бюджетной политики кардинально изменился по сравнению с достаточно недавним временем, когда неотъемлемым элементом экономической политики являлась экономия бюджетных средств. Однако увеличение объема долга, как правило, тормозит рост экономики в долгосрочной перспективе и в конечном итоге может вести к снижению так называемых фискальных мультипликаторов. Иными словами, для производства того же объема ВВП требуется привлекать еще больше долга. В результате достигаемый эффект с каждого вложенного доллара становится все меньше.
Избыточная ликвидность, монетарная экспансия и раздувание бюджетных расходов характерны для большинства развитых экономик. Руководители стран G7 и G20 вряд ли придумают что-нибудь новое для решения проблемы монетарных и фискальных дисбалансов. На данный момент инфляционное давление можно охарактеризовать как временное или даже склонное к снижению. Это дает определенное поле для маневра ведущим центробанкам, не желающим отказываться от стимулирующей политики. Какая-то резкая реакция со стороны валютных рынков и рынков облигаций тоже представляется маловероятной. В результате, скорее всего, направление ценовых движений на финансовых рынках останется прежним.
https://t.me/omyinvestments (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу