Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Купи сейчас, плати потом: в каком направлении будет развиваться рынок BNLP » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Купи сейчас, плати потом: в каком направлении будет развиваться рынок BNLP

28 сентября 2021 Bloomchain
Возможность заплатить за товар после его приобретения привлекает все больше покупателей. Согласно прогнозам, объем услуг BNPL (купи сейчас, плати потом) в ближайшие годы будет активно расти. Bloomchain выяснил, чем обусловлена популярность платежного решения, и с какими проблемами может столкнуться этот рынок.

BNPL позволяет покупателям платить за товары и услуги в рассрочку Согласно данным Grand View Research, в период с 2021 по 2028 годы среднегодовой темп роста рынка этой услуги составит 22,4% и достигнет $20,4 млрд.

Наибольшую популярность такой способ оплаты получил в США и европейских странах. По данным того же исследования, доля американского рынка BNPL составляет уже почти четверть от глобального. А согласно информации Kaleido, к 2025 году 30% общих расходов на электронную торговлю в Европе будет совершаться при помощи таких «отложенных» платежей.

Купи сейчас, плати потом: в каком направлении будет развиваться рынок BNLP

Объем рынка BNPL в США в 2021-2028 годах, $ млрд. Данные Grand View Research

При использовании BNPL покупку фактически оплачивает компания-провайдер, предоставляющая покупателю такую систему оплаты. В момент сделки продавец получает от провайдера полную сумму стоимости товара, а покупатель — беспроцентный период, в течение которого ему нужно полностью или частично оплатить товар. Если этого не просходит, то он начинает выплачивать дополнительные проценты за просроченные платежи.

Среди крупнейших и наиболее перспективных компаний на BNPL-рынке чаще всего называют шведскую Klarna, австралийскую Afterpay и американскую Affirm. При этом на каждом континенте есть те, кого можно считать региональными лидерами сегмента.


Крупнейшие компании мира, работающие на рынке BNPL. Данные CB Insights

В России это направление только начинает развиваться — на отечественном рынке работают лишь несколько лишь несколько BNPL-провайдеров. В их число входят сервисы «Подпишись.рф» и «Всегда.да». В апреле 2021 года к ним присоединился запущенный Тинькофф-банком проект «Долями».

Плюсы BNPL: экономия и рост продаж
У BNPL есть свои плюсы как для покупателей, так и для продавцов. Для первых это возможность сразу забрать вещи домой и заплатить за них позже, а также отсутствие необходимости переплаты лишних процентов в случае своевременной оплаты покупки. По словам директора консалтинговой компании Edgar, Dunn & Company Марка Бересфорда, BNPL — это отличная опция не только для желающих растянуть свои платежи на несколько месяцев, но и для любителей импульсивных покупок, а также для потребителей с низким доходом или без кредитной карты.

Согласно исследованию RFi Group, желание сэкономить считает своей главной мотивацией почти половина покупателей, пользующихся BNPL.


Причины, по которым покупатели начинают пользоваться услугами BNPL-сервисов. Данные RFi Group

Второе место в списке заняла возможность протестировать приобретенную вещь — об этом сообщили 38% респондентов, опрошенных RFi Group. «Представитель одного из ведущих ритейлеров одежды однажды сказал мне, что до 60% его постоянных клиенток покупают несколько одинаковых предметов одежды разных размеров», — рассказывает Бересфорд.

Важность этой опции для клиентов BNPL подтверждают данные Grand View Research, согласно которым по итогам 2020 года более половины товаров, приобретенных при помощи BNPL, составила продукция модной индустрии и электроника, то есть сегменты рынка с большой долей товаров, которые можно вернуть«. Именно по этой причине многие сервисы стали самостоятельно оформлять возврат товаров торговым сетям - ранее в большинстве случаев этим приходилось заниматься самому покупателю.


Доля разных сегментов товаров в общем объеме покупок, совершенных при помощи сервисов BNPL в 2020 году. Данные Grand View Research

Главное преимущество продавца заключается в том, что при такой схеме оплаты, как BNPL, среди покупателей, сомневающихся в необходимости покупке, снижается количество тех, кто в итоге от нее отказывается. По словам Бересфорда, у покупателей, пользующихся BNPL-сервисами, вырастает вероятность импульсивных покупок, а также увеличивается средняя стоимость транзакции.

«Для продавцов это означает увеличение общего объема продаж, а также обеспечение нового потока доходов, который формируется из процентов по займу и комиссий за просрочку платежей, взимаемых BNPL-провайдером», — заключает Бересфорд.

Проблемы регулирования
Интерес к BNPL проявляет все больше крупных игроков. Среди последних новостей по теме - партнерский проект Amazon и Affirm, приобретение компанией Square одного из лидеров рынка Afterpay, появление функционала оплаты в рассрочку в Apple Pay, а также рост оценки стоимости Klarna до $40 млрд.

Такой интерес со стороны крупного бизнеса позволяет делать предположения о том, что популярность BNPL в ближайшее время будет только расти. Это не может не привлекать дополнительное внимание со стороны регуляторов. В феврале 2021 года британское Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) сообщило, что будет контролировать деятельность BNPL-провайдеров. В заявлении регулятора говорилось, что ведомство получит новые полномочия, чтобы «снизить потенциальные риски для потребителей».

Ведомство считает, что BNPL-сервисы занимаются предоставлением необеспеченных кредитов, а их сделки никем не регулируются. По этой причине необходимо внести эти сервисы в регуляторное поле и распространить на них те же требования, в соответствии с которыми регулируется деятельность других кредитных организаций. Это должно снизить риск для потребителей, полагают в FCA.

Риски для них действительно существуют, но связаны они в основном с тем, что сами покупатели могут не до конца понимать правила, по которым работают BNPL-сервисы. «Проблемы могут возникнуть в случае просрочки выплаты. Некоторые из провайдеров оставляют за собой право сообщать о дефолтах в бюро кредитной отчетности. Это может повлиять на кредитный рейтинг потребителя и затруднить получение им кредитов или ипотеки в будущем»,— отмечает Бересфорд.

Согласно исследованию Credit Karma, уже около 40% американцев, которые пользовались услугой BNPL, просрочили больше одного платежа, при этом у 72% из них снизился кредитный рейтинг.

Это расходится с представлением о BNPL, как о продукте, отличающемся от классического кредита. Тем более большинство провайдеров позиционируют осуществляемые ими сделки как финансовые поручительства, которые не могут испортить их клиентам кредитную историю.

Проблемы могут возникнуть и у BNPL-провайдеров. Дело в том, что они устанавливают для своих клиентов собственные кредитные лимиты и часто не имеют информацию о том, сколько товаров в рассрочку они приобрели при помощи других сервисов. Таким образом, если в какой-то момент потребители перестанут платить в срок, провайдеры могут потерять контроль над выданными ссудами и столкнуться с нехваткой ликвидности, добавляет Бересфорд.

Будущее за инновациями
Уже в 2022 году регуляторы начнут ужесточать правила, по которым работают провайдеры, однако даже в таких условиях рост этого рынка может продолжиться, считает Бересфорд. По его мнению, многое будет зависеть от самих BNPL-сервисов, которым предстоит одновременно подстраиваться как под новые требования регуляторов, так и под интересы покупателей.

Аналитики американской компании Mercator Advisory Group выделили восемь направлений, которые станут ключевыми для развития BNPL-сервисов в ближайшее время. По мнению экспертов, в их число войдут:

возможность использования альтернативных данных о клиентах — помимо традиционных проверок кредитоспособности, BNPL-сервисам придется использовать информацию от других компаний, например, банков и телекома. Эти данные могут быть в открытом доступе, либо получены при помощи API-интерфейсов;

повышение скорости обслуживания — по последним данным, если финансовое учреждение не может открыть новый счет или одобрить заявку на займ менее чем за пять минут, то вероятность отказа клиента от этой операции вырастает до 60%;

гибкость технологических процессов, касающихся процедуры проверки пользователя (KYC), — компании важно иметь возможность быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся регуляторным требованиям в этой области;

комплексная борьба с мошенниками и интеграция надежных инструментов противодействия отмыванию денег;

развитие аналитических сервисов — инновации требуют постоянного совершенствования способов анализа данных, как со стороны потребителя, так и со стороны продавца. Возможность отслеживать эти данные и использовать эту информацию в реальном времени критически важна для бизнес-результатов BNPL-сервиса;

полная поддержка клиентов в течение всего их жизненного цикла — BNPL-провайдеры должны искать возможность максимально расширять спектр своих услуг, объединяя свои продукты в единую экосистему;

возможность диверсификации бизнес-модели — создаваемая экосистема должна работать на единой технологической платформе, все новые продукты должны быть совместимы со старыми;

развитие собственных моделей оценки рисков — их создание занимает может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, при этом рынок постоянно испытывает дефицит качественных специалистов в этой области. Поэтому BNPL-провайдерам стоит обратить внимание на разработки, связанные с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения.

Именно инновации обеспечат рост рынка BNPL в будущем, полагает Бересфорд. По его словам, уже в ближайшее время развитием сервисов с этой услугой будут заниматься не только специализированные провайдеры, но и сами продавцы, а также финтех-компании, связанные с цифровыми платежами.