Экология должна быть экономной. ВЭБ.РФ внедряет "зеленую" повестку » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Экология должна быть экономной. ВЭБ.РФ внедряет "зеленую" повестку

6 октября 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России Владимир Путин во вторник , 5 октября , провел совещание, посвященное стратегии развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Экологическая повестка становится одной из важнейших не только для государства, но и для российского частного бизнеса, успех которого зависит от внедрения экологических практик. Экологические стандарты ESG только становятся практикой на Западе , и у России есть шансы достичь этого уровня.

Стратегия, разработанная Минэкономики страны, предполагает два сценария: базовый и интенсивный. Согласно первому, благодаря повышению энергетической эффективности экономики, углеродоёмкость ВВП страны может быть снижена на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 году (относительно текущего уровня).

По второму - интенсивному - сценарию Россия может достичь "углеродной нейтральности во второй половине XXI века", однако для этого придется потрудиться: необходимо увеличить энергопотребление из возобновляемых источников энергии, а главное, необходим "отказ от сплошных рубок лесов и практически полный охват лесов средствами защиты от пожаров".

Как и другие страны мира, Россия активно включилась в климатическую повестку и дала обязательство снизить выбросы парниковых газов в рамках Парижского соглашения по климату, подписанного в 2015 году. Согласно указу президента, принятому в ноябре 2020 года, правительство страны должно к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года.

"Задачи снижения негативного воздействия на климат не могут лечь тяжким бременем на бизнес и наших граждан. Наоборот, все принимаемые решения должны стать новым источником роста и технологического развития российской экономики", - сказал Путин во время совещания.

Однако немало экологических изменений уже ложится на плечи бизнеса - это внедрение в практику компаний стандартов Environmental, Social, and Governance (ESG). В переводе: окружающая среда, общество, управление. Речь идет о соответствии компаний "зеленым" практикам в производстве и управлении, которые сегодня становятся важным маркером для инвесторов.

Как отмечает профессор Сколковского института науки и технологий Андрей Осипцов, наличие у компании стандартов ESG будет влиять на доступ к инвестициям и финансированию. Об этом эксперт рассказал в ходе начавшейся во вторник конференции ВЭБ.РФ "Комплексная модернизация отраслей промышленности".

Представители финансовой группы отметили на конференции, что корпорация, ответственная за развитие, активно помогает компаниям во внедрении стандартов ESG в их практику. Сегодня, как рассказал, вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков, существует "огромный запрос общества на экологическую повестку".

Он напомнил, что, благодаря внедрению экологических стандартов, у бизнеса есть возможность получения финансовой помощи от государства. В июле этого года правительство утвердило цели и основные задачи "зеленого финансирования". Оно, согласно документу, будет осуществляться благодаря выпуску "зеленых" облигаций и кредитов. "С их помощью бизнес сможет привлечь внебюджетные средства на выгодных условиях", - говорится в правительственном документе. В создании системы принимали участие и специалисты ВЭБ.РФ.

В ЕС подобное "зеленое финансирование" идет полным ходом. По данным российской консалтинговой компании Wolfline Capital, за последние несколько лет на глобальном рынке капиталов резко выросло предложение "зеленых" облигаций. С 2020 года Европа стала мировым лидером по их выпуску: из 290,1 млрд евро, приходящихся на мировую долю "зеленых" облигаций в 2020 году, на долю Европы пришлось около 165 млрд евро. За три квартала 2021 года доля Европы в выпуске "зеленых" облигаций уже составила 160 млрд евро.

"Инвесторы понимают, что экологическая польза от сокращения энергопотребления часто пересекается с экономическими выгодами для компании, и, выбирая финансовые инструменты с одинаковыми характеристиками, они предпочтут вкладывать средства в более "экологичные" компании и покупать их облигации, часто продающиеся с наценкой (premium). "Зеленые" облигации скоро могут превысить долю обычных европейских облигаций на 2-3 базисных пункта", - говорит Finam.ru управляющий партер компании Wolfline Capital Никита Долгий.

Паровоз вперед не летит

Вице-президент ВЭБ.РФ Аксаков выразил уверенность, что приверженность большого бизнеса экологической повестке "будет каскадироваться" на малый и средний бизнес. Хотя участники конференции отметили, что сам термин ESG не имеет устойчивого российского эквивалента, Аксаков считает, что новые "зеленые" технологии "могут быть разработаны у нас".

В опубликованном в сентябре рейтинге Rating Agentur Expert RA GmbH (RAEX-Europe) - 145 российских компаний, которые работают по стандартам ESG. На первом месте - золотодобывающая компания "Полиметалл", на призовых местах с высокими рейтингами "ЛУКОЙЛ", "СИБУР", "Энел Россия" и РЖД.

Однако еще один участник дискуссии, президент Института национальной стратегии Максим Ремизов, попытался спустить участников конференции с небес на землю: "ESG - это новелла, сформулированная Западом, а российское общество существует в другой колее". Перед ним стоит немало экологических проблем, которые гораздо острее, чем стандарты ESG, отметил Ремизов.

Представители российского общества, а точнее - российского машиностроительного бизнеса интересовались проблемами далекими от экологии. Представитель Энгельского завода локомотивов, расположенного в Саратовской области, поинтересовался, может ли ВЭБ помочь лежащему на боку предприятию. Несмотря на свое советское название, завод был открыт пять лет назад, и на нем было установлено самое современное оборудование ведущих европейских и китайских компаний. Он также создавался при помощи канадской компании Bombardier.

В финансировании строительства стоимостью почти 7 млрд рублей принимал участие и "ВЭБ-Лизинг". Впоследствии лизинговая компания и завод погрязли в судебных тяжбах: инвесторы подали на завод в суд о взыскании задолженности по договорам займа и лизинга почти на 10 млрд рублей.

В декабре 2020 года Арбитражный суд Саратовской области признал завод банкротом и утвердил временного управляющего.

Правда, в своем вопросе о помощи, представитель завода всю эту историю пересказывать не стал, сообщив, что проблемы предприятия "уперлись в монополизм" РЖД.

Чтобы не упираться в обсуждение судьбы завода, участники дискуссии решили вновь вернутся к модной теме ESG. Вопрос касался того, как российским производителям всех тех же локомотивов и труб внедрять в свой бизнес "зеленые практики". Внедрять нужно обязательно, отметил профессор Сколковского института науки и технологий Андрей Осипцов, так как в противном случае они будут платить высокие пошлины.

Таким образом, стал понятно, что пока в ЕС не стоит ждать российского локомотива, названного в честь одного из классиков вечно живого учения - Фридриха Энгельса.

В свою очередь, участники дискуссии дождались главного, хотя и не связанного с повесткой события. Плазменный экран за спиной президиума конференции демонстрировал успешный старт корабля "Союз МС-19", в котором впервые в истории в космос полетел киноэкипаж. В его составе - космонавт Антон Шкаплеров, режиccер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, они будут снимать первый фильм на орбите.

Зал, в котором были бизнесмены и промышленники, чиновники и журналисты, замер в восхищении. Это была "штука посильнее", чем самые "зеленые" стандарты ESG.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter