Акции технологических компаний будут падать при росте ставок в 2022 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Акции технологических компаний будут падать при росте ставок в 2022 году

9 декабря 2021 АТОН
Российский фондовый рынок в 2022. Вне зависимости от того, как завершится 2021 год, он стал успешным для фондовых рынков во всем мире. С начала года индекс MSCI AC World прибавил 18%* при том, что в 2020 он вырос на 16.9%, а в допандемическом 2019 прирост составил 27.3%.

Подобные долгосрочные периоды роста наблюдались в конце 1990-х, середине 2000-х и несколько раз в 2010-х годах. Даже в нелегком 2020 в условиях пандемии динамика фондового рынка была весьма достойная благодаря сверхлиберальной денежно-кредитной политике крупнейших центробанков, а также нескольким масштабным пакетам финансового стимулирования. Однако сейчас все это уже по большому счету в прошлом, и на фоне ускоряющейся инфляции в мире рынки задаются совсем другими вопросами: будут ли крупные центробанки продолжать мягкую политику, когда грядет ее неизбежное ужесточение и удастся ли денежно-кредитным учреждениям избежать ошибок в регулировании.

Самые впечатляющие показатели до и после начала пандемии продемонстрировали индекс Nasdaq 100 и акции технологических компаний. Совокупная доходность Nasdaq 100 за 2018-2021* составила 164%, а компаний US Tech – 183%, по сравнению с более умеренной доходностью S&P 500 (+97%) и MSCI AC World (+76%). Пандемия создала условия для подъема "новой экономики", ускорила тенденции к цифровизации и привела к переходу множества людей и предприятий в онлайн. Следствием этих тенденций стала значительно более сильная динамика акций мировых технологических компаний, чем в целом по рынку и, в частности, в "традиционных" секторах.

Однако ускорение инфляции и ожидаемый рост процентных ставок и доходности облигаций несколько омрачают дальнейшие перспективы быстро дорожающих бумаг технологических компаний и, в более широком смысле, так называемых "акций роста". Такие акции, применяя аналогию с облигациями, считаются фондовыми инструментами с большой дюрацией и обычно плохо себя чувствуют при росте ставок. Результатом сверхлиберальной ДКП стало падение реальной доходности до уровня, ранее наблюдавшегося почти 50 лет назад – во время нефтяного кризиса 1973-74 – после чего последовал резкий отскок вместе с номинальной доходностью облигаций. Поскольку крупнейшие центральные банки достигли точки смены тренда в сторону ужесточения политики, мы, вероятно, находимся в точке перелома тренда и в доходности, что обусловливает необходимость пересмотра инвестиционных портфелей – как комбинированных, так и включающих исключительно акции.

Мы предполагаем, что глобальная инфляция достигнет пика в 4К21-1К22 и замедлится к концу следующего года, но в этом десятилетии она будет выше, чем в 2010-х годах. Центробанки, по всей видимости, будут гораздо спокойнее относиться к краткосрочным всплескам инфляции, помня о чрезмерном ужесточении политики после финансового кризиса 2007-2008 – тогда рост цен затормозили до неприемлемо низкого уровня, создав риск дефляции по японскому сценарию. В текущем цикле как рынки, так и инвесторы должны будут привыкать работать в условиях повышенной инфляции.

Более высокие (но не слишком высокие) темпы инфляции традиционно благоприятствуют акциям сырьевых и циклических компаний, а также акциям стоимости. Мы считаем, что именно такие акции должны преобладать в инвестиционных портфелях. Кроме того, обращаем внимание, что мировая экономика продолжает устойчиво расти, а реальная доходность остается на низком уровне, что благоприятствует сохранению готовности инвесторов к риску.

При этом в 2021 темпы роста мировой экономики, вероятно, достигли пика и в 2022-2023 на фоне высокой инфляции вполне может последовать замедление до уровня долгосрочного растущего тренда. На протяжении 2022 соотношение рост/инфляция будет ухудшаться, что сулит неспокойные и, вероятно, нестабильные времена на финансовых рынках, особенно для рисковых активов. На фондовом рынке инвесторы также должны считаться с тем, что акции уже оценены высоко, особенно в технологическом секторе и индексах с высоким потенциалом роста.

Недавняя 4-я волна пандемии COVID-19 спровоцировала ралли в акциях мировых технологических компаний и акциях роста и вывела соотношение "рост против стоимости" на новый рекордный максимум.

MSCI AC World - динамика акций роста и стоимости с 1975

Акции технологических компаний будут падать при росте ставок в 2022 году


Мы ожидаем увидеть на рынках "Рефляцию 2.0", которая окажет влияние на разные классы активов, как это уже произошло в 4К20-2К21. Как мы упомянули выше, в условиях высокой инфляции и растущей доходности облигаций инвесторы должны обратить внимание на акции стоимости и циклические бумаги, что ознаменует новый виток ротации из одного типа акций в другие. Одним из основных бенефициаров этого перетока должен стать нефтегазовый сектор на фоне высоких цен на нефть за счет общего восстановления мирового потребления и ограничений добычи в рамках соглашения ОПЕК+. В секторе наблюдается значительный разрыв между ростом цен на нефть и динамикой акций нефтегазовых компаний. Еще одним бенефициаром роста инфляции и процентных ставок видится банковский сектор, имеющий высокую корреляцию и самую высокую бету к доходности облигаций. Кроме того, при повышении ставок у банков растет уровень чистой процентной маржи. В выигрыше окажутся и акции компаний сектора туризма и организации досуга, а также производители товаров длительного пользования по мере ослабления пандемии COVID-19 (вследствие роста числа вакцинированных), а также возобновления поездок за границу и международного туризма.

Одним из ключевых рисков в следующем году может стать "процентный шок" – инвесторы будут избавляться от облигаций в условиях высокой инфляции и низкой номинальной доходности долговых бумаг. Это может стать очередным потрясением для рынка – ранее мы наблюдали "инфляционный шок" (2021) и "шок роста" (2020). Если ставки станут более волатильными, как в начале 2021 и 2018, это может вызвать значительную турбулентность в акциях – в частности, спровоцировать существенную коррекцию.

Российская экономика в 2022: рост продолжится. Бурный восстановительный рост вернул экономику России на предкризисный уровень уже к середине 2021. Более того, ей удалось выйти на траекторию роста, который наблюдался в 2019 году. В 2022 году ВВП страны может вырасти на 2.8-3.0%. В то же самое время правительство консолидировало бюджет и, согласно официальным прогнозам, он будет профицитным в 2022-23 (без учета операций по пополнению ФНБ). Инфляция остается ключевой проблемой в макроэкономике, но она скорее всего замедлится в следующем году. После резкого снижения в 2020, мировая экономика начала довольно быстро приходить в себя и к середине 2021 года в большинстве крупных стран вернулась к докризисному уровню. Меры фискального и монетарного стимулирования, которые активно применялось властями разных государств в той или иной форме, стали основным фактором быстрого восстановления. Российская экономика следовала за мировым трендом, за исключением того, что ее снижение в 2020 было достаточно умеренным (-3% ВВП), поэтому и рост в этом году был более скромным (как ожидается, ВВП увеличится на 4.2% в 2021). В целом мы можем сказать, что она вернулась на траекторию роста, которая наблюдалась до кризиса, и в 2022 году российский ВВП может прибавить около 3%.

К сожалению, побочным эффектом антикризисных мер, принятых в прошлом году, стало ускорение инфляции. Эта проблема наблюдается во всем мире, а Россия столкнулась с ней даже раньше, чем многие другие страны. Инфляция начала набирать обороты уже в конце 2020 года. Для ее сдерживания монетарные власти начали ужесточать ДКП. Так, ключевая ставка Банка России с начала года была повышена на 325 бп, и высока вероятность очередного повышения по итогам декабрьского заседания. Тем не менее, вполне вероятно, что инфляция начнет замедляться уже в конце 2021 или начале 2022 года. В этом случае ряд экспортных ограничений, введенных в 2021 с целью сдерживания роста внутренних цен, будет снят. Одновременно с этим регулятор сможет приступить к снижению процентных ставок в следующем году. Однако вернуть инфляцию к целевому значению, которое на настоящий момент составляет 4%, можно будет не ранее 2023 года. В следующем году Банк России планирует завершить обзор ДКП (который проводится впервые), в результате которого целевой показатель инфляции может быть снижен, хотя более логичным может быть отложить это решение до 2023 года.

C точки зрения бюджетной системы, никаких фундаментальных изменений не запланировано. Госдума одобрила решение повысить порог объема ликвидных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) с 7% до 10% ВВП (в начале ноябре их объем уже превысил 7%-ный барьер). Основанием для этого решения стало стремление увеличить "подушку безопасности" в преддверии масштабного перехода к углеродно-нейтральной экономике, в результате которого традиционные доходы бюджета могут снизиться. Это означает, что в ближайшие годы, несмотря на профицит бюджета, правительство будет заниматься активными заимствованиями, чтобы пополнить ФНБ. Еще одной характеристикой бюджетной структуры является довольно консервативный подход правительства к прогнозированию доходов. Это почти наверняка означает, что бюджет будет пересмотрен в следующем году, и какая-то часть доходов, полученных сверх прогнозов, будет традиционно использована для поддержки населения, что позитивно для потребления.

Российский ВВП быстро восстановился



Без аккумулирования средств в ФНБ российский бюджет был бы профицитным


http://www.aton-line.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter