Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Такого риска на Россию давно не закладывали » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Такого риска на Россию давно не закладывали

2 марта 2022 БКС Экспресс Зельцер Михаил
Стоимость страховки от дефолта по российским долговым обязательствам взлетела до кризисных максимумов 2008 г. Сентимент рынка оценивает риски неплатежей куда выше событий 2014 г.

Очевидное–невероятное
Россия обладает рекордными золотовалютными резервами в $630 млрд и самой низкой долей внешнего долга относительно ВВП в мире, менее 20%. При этом оценочный риск невыполнения долговых обязательств России достиг невероятных высот.

Очевидно, сказывается обострение на геополитической арене на фоне спецоперации на Украине и обширных санкций стран западной коалиции на финансовую систему и экономических агентов.

Сейчас значительная часть золотовалютных резервов России (порядка 50%), размещенных в долларах, евро и фунтах, заморожена директивами Запада. А если у заемщика нет в оперативном распоряжении подушки безопасности и привычные инструменты ликвидности ограничены извне, тогда и возникает повышенный риск по ранее, по сути, безрисковым инструментам.

Индикатор страха
Отражением опасений инвесторов выступает динамика финансового дериватива — CDS (Credit Default Swap). В обучающем материале подробно рассмотрена природа производного инструмента. В общем — это страховка на случай дефолта. Чем выше вероятность невыплаты долга, включая вопрос своевременных купонных платежей, тем дороже стоимость контракта.

Поскольку инструмент является внебиржевым, а круг участников ограничен крупными институциональными инвесторами, по сути, траектория CDS демонстрирует сентимент крупного капитала. И сейчас он крайне негативен на фоне скоординированной атаки США, ЕС, Великобритании и других стран, присоединившихся к давлению на Россию.

Такого риска на Россию давно не закладывали


Стоимость 5-летней страховки от дефолта после начала спецоперации России резко и кратно поднялась в цене. В конце года дефолтный риск оценивался в чуть более 120 б.п. То есть страховка стоила считанные проценты от номинала базового актива, поскольку вариант неисполнения обязательств таким заемщиком никому не мог прийти в голову. Неделю назад контракты превысили 900 б.п., переписав максимумы на крымских событиях 2014–2015 гг.

7 лет назад, в январе 2015 г., CDS показывал скачок до 630 б.п. В кризис 2008 г. 5-летние свопы в октябре долетали до 1100 б.п. При среднеисторических значениях показателя в 200 б.п., куда включаются все предыдущие вспышки истерии, текущий взлет CDS выглядит ответом на возросшие геополитические и санкционные риски. Подобные риски способны привести к событию, казавшемуся совсем недавно аномальным с точки зрения мощных макропараметров государства.

Динамика активов долгового рынка, естественно, имеет максимальную корреляцию с CDS. По сути кредитный своп отражает падение цен бумаг и рост их доходностей. Так, 24 февраля среднесрочные и долгосрочные евробонды рухнули в среднем до 60% от номинала, а их доходности взлетели к 12%. И здесь действует правило отдаленности выплат — наибольший урон получили долгосрочные бумаги с погашением после 2040 г., а среднесрочные выпуски отделались пока относительно «легким испугом».

Ко 2 марта курс CDS откатил к 550 б.п. Цены бумаг несколько скорректировались от дна лишь на фоне активной позиции ЦБ и финансовых властей по внедрению стабилизирующих мер и поиску ликвидности. Однако ситуация на долговом рынке по-прежнему крайне напряженная.

Дедлайн
Даже если бы Россия, выступающая в качестве глобального заемщика, но все же формально обладающая чистым отрицательным долгом (финансовые активы выше обязательств), решила бы исполнять свои гарантии, сейчас это крайне проблематично, если не сказать невозможно.

Санкции США и ЕС, по сути, отрезают возможность выплат купонов, поскольку межстрановые транзакции с российскими государственными финансовыми институтами заморожены по инициативе Запада. До конца марта были плановые платежи по двум выпускам российских евробондов, где как раз и присутствуют инвесторы из Штатов и стран-санкционеров. И сейчас финансовый мир максимально остро чувствует приближение дедлайна, страхуясь от отказа платежей, какие бы только причины под ними не стояли, через производные инструменты.

Конечно, помимо удорожания кредитных ресурсов и технической невозможности осуществления оплаты по долгам, вмешивается и иной фактор. Контракт хеджирования рисков используется не только в качестве защиты от обесценения базового актива (облигаций), но и как спекулятивный финансовый инструмент. А нагнетание обстановки может быть и повышением ставок в большой геополитической игре западных партнеров.

Тем не менее в текущей ситуации уже нельзя исключать даже выборочного технического дефолта, когда отечественные частные и институциональные инвесторы продолжат получать купонные выплаты и будут уверены в гарантиях погашения, а на долю нерезидентов будет наложен мораторий.