Ozon: стоит ли доверять интернет-гиганту? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ozon: стоит ли доверять интернет-гиганту?

24 мая 2022 Ингосстрах-Инвестиции | Ozon
Рынок электронной коммерции в России активно развивается в последние годы, и одним из лидеров здесь выступает компания Ozon Holdings PLC, основанная еще в 1998 году. Безусловно, значительный рост внимания к интернет-магазинам пришелся на 2020 год, когда пандемия коронавируса внесла свои коррективы в привычный уклад и ограничила офлайн-возможности. Сегодня мы снова можем свободно ходить по торговым центрам и разглядывать реальные витрины в поисках необходимых покупок, но онлайн-шоппинг успел показать свои преимущества для потребителей, которые остаются актуальными и теперь.

Что знаем о компании?

Ozon Holdings PLC управляет торговой платформой Ozon.ru, где продавцы размещают свои товары, а покупатели, соответственно, могут их приобрести. Компания получает комиссию за совершенные сделки и оказывает дополнительные услуги по хранению и доставке товаров. Также Ozon осуществляет прямые продажи, т.е. самостоятельно закупает товары и обеспечивает их реализацию без сторонних продавцов. Плюс у компании есть сервис «Ozon Travel» для бронирования ж/д и авиабилетов, сервис экспресс-доставки продуктов Ozon fresh (до марта 2022 года Ozon Express) и даже свой Озон Банк.

Ключевым рынком для Ozon является Россия, но компания расширяет свое присутствие на территории Беларуси и Казахстана. Выход на новые рынки в планах компании не фигурирует, что вполне логично на сегодняшний день.

В 2014 году в состав акционеров Ozon вошли АФК Система и МТС, а в ноябре 2020 года компания стала публичной после листинга на американской площадке Nasdaq и Московской бирже. В день IPO акции компании выросли практически на 30%, а уже 9 февраля 2021 года был достигнут максимум 5181 руб. за акцию, что составило +120% от цены первичного размещения.

Как обстоят дела сегодня?

Акции компании прошлую неделю находились в диапазоне 870 — 1030 рублей за акцию, что практически в 2,5 раза ниже той же цены IPO. С апреля 2021-го мы видим нисходящий тренд цены бумаг Ozon, хоть и с некоторыми попытками коррекции. Обратимся к финансовым показателям компании.

И сразу к делу — компания убыточна. Из финансовых отчетов мы видим, что выручка растет существенными темпами, но не менее большими темпами растет и ее чистый убыток. По итогам 2021 года выручка увеличилась на 71% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Рост в 2020-ом относительно 2019-го составил 73,6%. Большая часть доходов приходится на комиссию, которую получает компания от продаж товаров. На втором месте — реклама, которую используют продавцы для размещения своего ассортимента в ленте в приоритетном порядке. На третьем — собственные продажи.

Чистый убыток за прошлый год вырос в 2,5 раза по сравнению с предыдущим, а в 2020-ом относительно 2019-го — на 15%. Компания активно инвестирует в расширение своей логистической инфраструктуры и новые бизнес-решения, чтобы охватить большую долю на рынке — в 2021 году объем инвестиций составил 20 млрд. руб. На настоящий момент общая площадь складских помещений увеличилась до 1 млн. кв. м, что в три раза превышает показатель 2020 года. Но в текущих условиях возможности привлекать капитал явно ограничены, инвесторы выходят из компаний без прибыли, несмотря на перспективы роста. Ozon имеет хороший запас кэша на своих счетах — порядка 113 млрд. руб, но эти денежные средства могут быть направлены в первую очередь на погашение долговых обязательств, в том числе по облигациям. Компания ведет переговоры с держателями облигаций о долгосрочной их реструктуризации, так как даже при решении закрыть свой долг имеющимися денежными средствами это невозможно осуществить технически — привет санкциям и ограничениям расчетов с российских счетов.

Одним из главных показателей для оценки игроков рынка электронной коммерции является GMV — общий объем оборота товаров и услуг. Таким образом, GMV отражает активность на торговой площадке. По данному показателю Ozon занимает второе место, уступая первенство Wildberries. В 2021 году GMV Ozon увеличился на 125%, а объем заказов составил 223,3 млн — прирост на 200% по сравнению с предыдущим периодом. В общем GMV доля маркетплейса составила 65% против 48% в 2020 году. Ассортимент включает в себя более 80 млн позиций, т.е. увеличился в 7 раз за год. Ozon относится к «компаниям роста», и выше мы увидели подтверждение тому в цифрах.

Так что по перспективам?

11 апреля генеральный директор Ozon покинул свой пост в связи с введенными против него санкциями Евросоюза. Сама компания санкциями не затронута, но управление передано коллегиальному органу, в состав которого войдут несколько топ-менеджеров компании. На дальнейшие планы компании и состав команды в целом это не повлияло.

Менеджмент компании ожидает увеличение оборота компании в 2022 году не менее чем на 80%. С учетом ухода с российского рынка ряда компаний Ozon планирует развивать собственные торговые марки и производство. И здесь снова потребуются значительные затраты, а время нынче не самое подходящее для больших вложений. Тем более долговая нагрузка Ozon выглядит крайне отяжеляюще. Самое время подумать об оптимизации бизнеса и адаптации к текущим условиям — как внешним геополитическим, так и касательно финансовых результатов компании. И вряд ли в ближайшее время мы увидим прибыль в отчетах. Поэтому мы считаем, что инвестиции в убыточные «компании роста» сейчас очень рискованны. Имеет смысл наблюдать за Ozon, в долгосрочной перспективе компания выглядит более чем интересной. Но для начала стоит увидеть еще несколько отчетных периодов для более аргументированных решений касательно вложений в ее бумаги.

https://www.ingosinvest.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter