Аномальная инфляция. На что готовы ФРС и ЕЦБ? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Аномальная инфляция. На что готовы ФРС и ЕЦБ?

25 мая 2022 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Инфляция набирает обороты. На Западе показатель практически достиг двузначных цифр, что является аномалией, которой не наблюдалось в течение последних 40 лет. На днях Международный валютный фонд представил свои обновленные прогнозы по темпам роста мировых цен. Теперь эксперты фонда ожидают, что в 2022 году инфляционное давление будет весьма значительным - прогнозируется, что в развитых странах рост цен составит 5,7%, тогда как в развивающихся государствах этот показатель достигнет 8,7% в течение текущего года.

Борьба с высокой инфляцией является одной из ключевых задач мировых центральных банков. По итогам последнего заседания, 4 мая, ФРС США повысила ключевую ставку до 0,75-1% годовых, что стало самым значительным увеличением показателя с 2000 года. По словам Пауэлла, регулятор будет и далее повышать ставку, пока не произойдет убедительное снижение инфляции в стране, которая сейчас находится на отметке 8,3% годовых.

Глава ЕЦБ Кристин Лагард, в свою очередь, заявила о том, что в ближайшие недели (после завершения программы покупки активов) европейский регулятор может поднять ключевую ставку впервые за более чем десять лет. На сегодняшний день базовая ставка составляет минус 0,5% на фоне рекордной инфляции в 7,4%.

Настал ли конец эпохи отрицательных ставок в европейском регионе? Какой политики будут придерживаться регуляторы в США и Европе? Как быстро им удастся обуздать инфляцию? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Инфляция VS рецессия

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило оценки темпов роста потребительских цен для большинства государств. В частности, по обновленным прогнозам, инфляция в США составит 6,7% в 2022 году, а в будущем году 2,6% против ранее ожидавшихся 5,6% и 1,8% соответственно. Для еврозоны оценка повышена в этом году до 6,4% с мартовских 4,9%, а в 2023 году - с 2,2% до 3%.

Как отмечает почетный профессор Университета Джорджа Мейсона Билл Шнайдер, перед демократами в США стоят одновременно два вызова – это инфляция и рецессия. По мнению эксперта, эти экономические проблемы взаимосвязаны. Так, для сдерживания инфляции правительство США, как правило, замедляет рост экономики, но если замедлить его слишком сильно, то можно получить "отрицательный рост", тогда как падение экономики на протяжении двух кварталов подряд "будет официально означать рецессию".

При этом ряд представителей ФРС, а также американский президент не согласны с тем, что США ждет рецессия. В частности, глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Буллард отмечает, что риск рецессии на текущий момент не является столь высоким. Он не поддерживает опасения в отношении того, что повышение ставок в стране, нацеленное на снижение инфляции, может ввести экономику в рецессию.

Джо Байден также отказался назвать рецессию в США неминуемым событием. Американский президент в ходе совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Фумио Кисидой, которая состоялась 23 мая в Токио, заявил, что в США отмечаются рекордно низкие показатели по безработице. Помимо этого, впервые за последние 40 лет ВВП США вырастет на большую, чем в Китае, величину, заметил он. Байден также выразил уверенность, что переориентация глобальной экономики на так называемую "зеленую энергетику" в условиях санкционной войны против России усилит позиции США.

Угроза рецессии нависла и над европейским регионом. По мнению аналитиков Fitch Ratings, еврозона в случае внезапного прекращения поставок газа из России может столкнуться с рецессией. По оценкам агентства, подобный сценарий приведет к снижению ВВП стран Евросоюза, в частности, у крупнейшего импортера этого сырья из РФ - Германии - вплоть до 4%. При этом ВВП еврозоны может снизиться на 2%.

Спасательный круг

В минувшую пятницу, 20 мая, завершилась встреча министров финансов и управляющих центробанков стран "Большой семерки" в Петерсберге. Согласно опубликованному по итогам встречи коммюнике, страны-участницы G7 рассмотрят возможность внесения корректировок в денежно-кредитную политику, поскольку ввиду резкого роста цен на энергоносители и продовольствие, вызванного конфликтом между Россией и Украиной, уровень инфляции в большинстве стран G7 увеличился до самого высокого уровня за последние десятилетия.

Глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что ЕЦБ будет рассматривать повышение процентной ставки на заседании в июле, а уже в сентябре ставка может выйти из отрицательной зоны и стать нулевой. При этом она предупредила, что рост экономики и инфляция находятся на противоположных путях, поскольку растущее ценовое давление сдерживает экономическую активность и разрушает покупательную способность домохозяйств. По словам Лагард, повышение ставки будет постепенным, чтобы не навредить экономическому росту, при этом она не стала уточнять, на сколько может вырасти ставка на ближайшем заседании. "Если мы увидим, что инфляция стабилизируется на уровне 2% в среднесрочной перспективе, тогда будет уместным постепенная дальнейшая нормализация ставок в сторону нейтрального уровня", - добавила она.

Свои опасения в отношении рекордного уровня инфляции в Европе высказал недавно член совета директоров ЕЦБ Клаас Кнот из Нидерландов. Он предложил поднять ключевую ставку на заседании в июле сразу на 0,5 процентного пункта, если к тому времени ситуация еще больше ухудшится.

Между тем в понедельник, 23 мая, глава ФРБ Канзаса Эстер Джордж поделилась своими прогнозами, заявив, что к августу этого года базовая процентная ставка ФРС может быть повышена до 2% годовых. Ее прогноз совпадает со среднерыночными ожиданиями, согласно которым Федрезерв может повысить ставку на 50 б. п. как в ходе июньского, так и июльского заседаний.

Ранее в ходе интервью для издания The Wall Street Journal глава ФРС Джером Пауэлл подтвердил намерение регулятора в случае необходимости активнее повышать процентные ставки, чтобы стимулировать более заметное замедление инфляции.

Глава ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард отмечает, что американскому регулятору следует начать серию повышений процентной ставки, чтобы довести ее до 3,5% в конце 2022 года. По его словам, в случае успеха это сдержит инфляцию и может привести к смягчению монетарной политики в 2023 или в 2024 году.

В ходе своего вчерашнего выступления глава ФРБ Атланты Рафаэль Бостик заявил, что прогнозирует еще два повышения процентных ставок в июне и июле на 0,5 п.п., однако ФРС имеет смысл взять паузу в сентябре. "Несмотря на существующий риск того, что центральному банку придется действовать более агрессивно, я оптимист и предполагаю, что инфляция начнет определенно снижаться к тому времени", - заметил Бостик.

Стоит отметить, что ближайшее заседание ЕЦБ состоится 9 июня, а Федрезерв озвучит свое решение по ставке 15 июня.

Другого выхода нет

Как отмечает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам", заявления Кристин Лагард о том, что политика отрицательных процентных ставок ЕЦБ может завершиться к концу 3 квартала, на первый взгляд, звучит сенсационно, ведь ЕЦБ не повышал процентные ставки с 2011 года, а с 2014 года держит отрицательную ставку по депозитам. "Здесь уместно вспомнить, что еще в конце прошлого года Лагард сомневалась в том, что условия для повышения ставки будут достигнуты в 2022 году и неоднократно обуславливала необходимость не спешить с нормализацией ДКП хрупкостью экономического роста в ЕС после пандемии и различиями в стадиях экономического цикла в США и еврозоне. Далее сроки сворачивания стимулов постепенно приближались, но ЕЦБ и Банк Японии пока оставались единственными крупнейшими центробанками, не повышавшими ставки в условиях глобальной инфляции. Однако сейчас у ЕЦБ, похоже, не осталось другого выхода – как и в случае с ФРС, главной целью признано достижение ценовой стабильности в условиях вышедшей из-под контроля инфляции. В апреле в еврозоне сложилась рекордная инфляция 7,4% (г/г) при таргете 2%, ситуация усугубляется задержками поставок, энергетическим и продовольственным кризисом. Отказ ЕС от российских энергоресурсов неизбежно усилит инфляционное давление", - заявляет эксперт.

Беленькая подчеркивает, что последний прогноз Еврокомиссии предполагает инфляцию в этом году на уровне 6,1% в еврозоне и на отметке 6,8% в ЕС, при этом в некоторых странах Восточной Европы (Эстония, Польша, Болгария, Чехия) она ожидается двузначной.

"В Европе инфляция стала не только экономической, но и политической проблемой, поэтому дальнейшее удержание ставки по депозитам в еврозоне на уровне -0,50% при инфляции в 7,4% г/г выглядело бы довольно странным", - подчеркивает Олег Сыроваткин, ведущий аналитик отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции". По его мнению, с одной стороны, такие инфляционные факторы, как цены на сырье в целом и энергоносители в частности, находятся за пределами контроля ЕЦБ, а с другой – он должен все же что-то делать для обуздания роста цен, поэтому повышение ставок выглядит необходимой и вынужденной мерой. При этом эксперт считает, что европейскому регулятору, скорее всего, надо было начинать действовать раньше и решительнее.

Попытки обуздать инфляцию могут не увенчаться успехом

По мнению Ольги Беленькой, скорее всего, на июньском заседании ЕЦБ завершит программу количественного смягчения APP, что откроет дорогу к повышению ставок с июля. "По оценкам руководителей ЕЦБ, нейтральная ставка находится в диапазоне 1-2%, однако, с учетом мощного ценового шока, предложения вряд ли это будет достаточно, чтобы обуздать инфляцию. В то же время повышение ставки даже до этого уровня может оказать тормозящее влияние на рост экономики еврозоны, прогнозы которого и так заметно ухудшились на фоне негативного влияния последствий конфликта на Украине, поэтому повышение ставки, скорее всего, будет весьма сдержанным; на наш взгляд, к концу года депозитная ставка может дойти до 0-0,5%. Хотя возможны дискуссии - так, член правления ЕЦБ Клаас Кнот выступает за повышение ставки сразу на 50 б.п. (аналогично тому, как это в мае сделала ФРС)", - подчеркивает эксперт.

Что касается дальнейших действий ФРС, то, по мнению Сыроваткина, необходимо для начала понимать природу текущей инфляции. Эксперт отмечает, что природа роста цен в США до конца неясна: если она в большей степени обусловлена монетарными факторами, то быстрое и масштабное повышение ставок может относительно быстро привести к успеху. Если же ее природа кроется в пост-пандемических и геополитических факторах (перебои в цепочках поставок, дефицит рабочей силы и рост мировых цен на энергоносители), то одного только ужесточения ДКП может оказаться недостаточно.

Ольга Беленькая, в свою очередь, полагает, что ФРС вряд ли сможет быстро подавить инфляцию, даже если повысит ставки до 2,75-3% к концу года, как ожидают на рынке. Это связано с тем, что не все факторы инфляции определяются сейчас монетарной составляющей (сохраняются логистические проблемы, дефицит энергоресурсов и продовольствия).

Начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов считает, что европейский регулятор несколько запаздывает с ужесточением, поскольку сворачивать стимулы необходимо было в конце прошлого года. По словам эксперта, сейчас резкое ускорение потребительской инфляции в еврозоне (темпы роста цен с марта составляют 7,4% -7,5% г/г) уже негативно сказывается на промышленном секторе и экспортном потенциале региона.

На что готовы ФРС и ЕЦБ?

Завтра ФРС опубликует протокол заседания от 3-4 мая, на котором впервые за 22 года ставка была повышена сразу на 50 б. п. По его итогам можно будет дополнительно оценить позицию Центробанка, отмечает Ольга Беленькая из "Финама". Эксперт напоминает, что Пауэлл выражает готовность быстро перейти к нейтральному диапазону ставки, обозначая его в широких границах 2-3% и, если потребуется для сдерживания инфляции, пойти выше (цель – soft landing без входа в рецессию, но достижимость под вопросом).

"Ориентир по ставке – это ее увеличение на 50 б.п. в июне и в июле, в этом случае ставка выйдет в июле на нижнюю границу "нейтрального" диапазона. Большинство руководителей ФРС говорят, что нужно как можно скорее прийти к нейтральной ставке (в районе 2,5%) и потом оценить, нужно ли дальнейшее повышение, которое будет ограничивать экономический рост и может увеличить уровень безработицы (скорее преобладает мнение, что это потребуется)", - подчеркивает эксперт.

Как отмечает Олег Сыроваткин, фьючерсы на ставку по федеральным фондам учитывают в ценах ее рост к концу года примерно до 2,75%, и эта оценка выглядит весьма реалистичной, при этом успехи ФРС в обуздании инфляции и конкретные сроки этого события предсказать довольно сложно, так как регулятор контролирует далеко не все инфляционные факторы. В то же время ЕЦБ исторически действует более осторожно и медленно, чем ФРС, подчеркивает эксперт, поэтому и на этот раз европейский регулятор, вероятно, предпочтет не делать резких движений. К концу года, по оценкам Сыроваткина, ставка рефинансирования (MRO) может подняться до 0,50-0,75%.

Хотя инфляционные процессы в Европе носят в значительной степени геополитический характер и вызваны санкциями и самоограничениями, избегающими российского топлива, ЕЦБ обязан начать реагировать, подчеркивает Евгений Локтюхов. "По нашему мнению, регулятор вынужден будет действовать, как и ФРС, достаточно агрессивно, чтобы привести ставки в соответствие с инфляционным фоном, и может уже в июле обнулить депозитную ставку, являющуюся основным процентным ориентиром по евро в условиях избыточной ликвидности. Рынки активно учитывают такую перспективу - ставка EURIBOR 3m с начала мая уверенно растет и сейчас составляет -0,35%, а на горизонте 6 месяцев она уже близка к нулю. Отметим, что годовая ставка EURIBOR уже составляет 0,35%, учитывая переход ключевых ставок в положительную область в начале следующего года. Мы ждем, что ЕЦБ к концу года поднимет ключевую ставку до 0,5%, поэтому полагаем, что увидим дальнейший рост ставок", - отмечает эксперт.

При этом он уверен, что высокая инфляция не оставляет шансов и ФРС. "По нашему мнению, Федрезерв продолжит повышать ставку и доведет ее до уровня 2,5%-2,75% к концу года. Американский регулятор резко сменил свою политику и теперь постарается повышать ставку до появления результата: либо до балансировки товарных рынков осенью и торможения инфляции до приемлемых уровней (что, впрочем, по нашим оценкам, возможно лишь в начале следующего года), либо, в случае реализации более жесткой политики, до вхождения экономики США в фазу спада. Риск последнего, несмотря на неплохую статистику, растет. Мы опасаемся, что регулятор начнет активно сокращать свой баланс осенью - изъятие ликвидности в условиях роста ставок создает угрозу финансовым рынкам и без того чувствующим себя неважно", - заключил Локтюхов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter