30 мая 2022 Фридом Финанс | Boeing
На прошлой неделе компания The Boeing Company (NYSE: BA) успешно вернула из космоса свой космический корабль CST-100 Starliner. Имеет ли это достижение значение для долгосрочных инвестиций в Boeing?
История Boeing Starliner начинается в 2011 г., когда НАСА выделило деньги нескольким компаниям на проектирование корабля для доставки людей к Международной космической станции. Конкурс на разработку затянулся, но SpaceX к 2020 г. все же смогла выполнить задачу и осуществить первый пилотируемый рейс пассажирской версии корабля Dragon. К настоящему времени SpaceX выполняет регулярные рейсы, тогда как Sierra Space все еще строит свои мини-шаттлы, готовясь к испытаниям. Boeing на втором месте в этой гонке, хотя и с большим отставанием от лидера. Но все же Boeing Starliner побывал в космосе, хотя пока только в беспилотном режиме.
Boeing преследовали неудачи — в 2019 г. Starliner не смог пристыковаться к МКС, а в 2021 г. запуск был отменен из-за проблем с топливными клапанами. Видимо, проблема до конца не решена до сих пор, поскольку в нынешнем полете из 12 маневровых двигателей два вышли из строя, и стыковку пришлось отложить на сутки. Тем не менее, схожие проблемы в свое время были и у SpaceX. Boeing утверждает что уже готова к пилотируемым запускам.
Однако нужен ли Starliner сейчас, когда есть Dragon, а МКС осталось работать, в лучшем случае, десять лет? Ответом на этот вопрос может быть только конкурентоспособная цена запуска и преимущества перед предложением SpaceX.
Надо отметить, что Starliner действительно лучше, чем Dragon по ряду параметров. Капсула Starliner многоразовая (до 10 повторных запусков, тогда как у Dragon всего 5), причем корабль изначально спроектирован для посадки и на сушу, и на воду, тогда как Dragon переделывали для приводнения. В итоге в Dragon стало меньше места, и он может поднять в космос только четырех человек, тогда как Starliner — пять человек. При этом Starliner создан как универсальный корабль, который может запускаться с помощью разных ракет-носителей, включая и SpaceX Falcon 9.
Таким образом, Starliner — это хороший корабль нового поколения. Первый полет Starliner с экипажем запланирован на конец 2022 г., и в случае успеха Boeing получить заказ на еще пять запусков до 2026 г.
Разумеется, CST-100 Starliner не идет ни в какое сравнение с перспективным космическим кораблем-гигантом SpaceX Starship.
Но превосходство SpaceX Starship наоборот может стать драйвером роста для проекта Starliner. Получив Starship, компания SpaceX потеряет интерес к развитию программы Dragon. В итоге регулярные перевозки на околоземную орбиту отойдут к Boeing и Sierra Space, причем в этом сегменте именно Boeing будет иметь наиболее доработанное изделие.
На торгах 26 мая акция BA стоила $132,23.
http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу