Иранский сценарий. Как выживает автомобилестроение » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Иранский сценарий. Как выживает автомобилестроение

8 июня 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Москва, которая собирается выпускать на мощностях ушедшего из страны завода Renault российский автомобиль, может обратиться к иранскому опыту. Эта страна давно выпускает собственную машину на базе французского Peugeot, который также покинул страну из-за санкций.

Иран действительно добился немалого в развитии автомобилестроения: в стране выпускаются собственные легковые автомобили, автобусы и грузовики. Однако страна испытывает проблемы с качественными запчастями, санкции поставили крест на кооперации с иностранными автопроизводителями, а низкое качество иранских машин вызывает критику у дорожной полиции, так как резко увеличивает количество происшествий на дорогах.

Исламская республика развивала свою автопромышленность в начале 1960-х годов. Во времена правления шаха Резы Пахлеви в Иране действовали производства сразу нескольких зарубежных компаний от "Пежо" до "Мерседес-Бенц". Одновременно с этим шло и развитие национального автопрома.

В 1962 году братья Ахмад и Махмуд Хайями создали компанию Iran Khodro, которая производила легковые автомобили, небольшие автобусы и грузовики. Ее главной моделью легкового автомобиля в те времена стал автомобиль Paykan, недорогой доступный автомобиль "для каждого иранца".

"Он был не слишком презентабельный, но надежный и для растущего среднего класса он стал удобной машиной", - рассказывается в одном из документальных фильмов, посвященных автомобилю. Cегодня старые модели автомобиля популярны среди коллекционеров и стали символом иранской ностальгии, которую можно сравнить с ностальгией тех, кто жил в СССР, по "Запорожцам" и "Москвичам".

Автомобиля Paykan больше нет, но создавшая его компания Iran Khodro стала крупнейшим автомобильным холдингом Ирана и крупнейшим автомобильным производителем на Ближнем Востоке. Выпуск продукции составляет более 1 миллиона машин в год.

По данным исследования, проведенного Итальянским торговым агентством, автомобильный сектор второй по развитости после нефтехимического и составляет 3% ВВП Ирана. Компания Iran Khordo занимает почти 50% рынка. Второй по значению игрок на иранском авторынке - компания SAIPA, основанная в 1965 году с французским автомобильным концерном Peugeot и производившая автомобили по его лицензии.

Невечные французы

В Иране, несмотря на критическое отношение к Западу, отношение к Франции особое: эта страна не оккупировала Иран, а в Париже некоторое время жил в эмиграции аятолла Хомейни, будущий основатель Исламской республики.

После того как сотрудничество с Peugeot закончилось, в 1980 году SAIPA стала производить автомобили по лицензии другой французской компании - Renault. Сотрудничество с последней тоже завершилось в 1994 году. Некоторое время компания сотрудничала с корейским автомобильным гигантом KIA Motors, но затем стала, используя предыдущие наработки, производить собственную автомобильную продукцию. Часть моделей выпускалась и совместно с КНР.

В стране также продаются корейские и японские автомобили, которые также производились в Иране по лицензии. При этом цены на иранские автомобили по западным меркам сравнительно невысоки: машину местного производства можно приобрести за $50000-$60000.

Иранцы любят автомобили и рынок считается перспективным, так как ему есть куда расти. В Иране в настоящее время 166 автомобилей на 1000 человек. Для сравнения, в соседнем Ираке эта цифра составляет 176 автомобилей на 1000 человек.

По данным исследования, проведенного индийским маркетинговым агентством Mordor Intellegence в 2020 году, производство легковых автомобилей в стране составило 826 210 единиц, что на 7% больше, чем в предыдущем году. В 2021 году, по данным индийских исследователей, автомобильный рынок Ирана оценивался в $28,85 млрд и? согласно прогнозам, достигнет $49,92 млрд к 2027 году.

Воспользовавшись отменой санкций администрацией Барака Обамы в 2016 году, производитель Iran Khodro и французская Peugeot подписали соглашение о расширении взаимного сотрудничества в автомобильной промышленности Ирана. Это было первое соглашение подобного рода после Исламской революции. Стоимость проекта по выпуску линейки совместных автомобилей оценивалась в 400 миллионов евро. В 2017 году и Renault подписала соглашение с иранскими партнерами об увеличении совместного производства в стране до 150 000 автомобилей в год. Однако после того как президент США Дональд Трамп аннулировал ядерную сделку, и Peugeot, и Renault свернули деятельность в Иране. Пока, как уверяют источники Reuters, возможность возвращения компаний на рынок Ирана очень невелика.

Отсутствие доступа ко многим современным технологиям остается проблемой для автомобильного рынка Ирана, так как многие автомобили местного производства многим хуже западных аналогов. "В 2007 году я был на международной выставке в Москве, где я увидел модель машины IranKhordo и уже тогда она напомнила "Жигули" 1980-х", - вспоминает в беседе с Finam.ru автолюбитель Алексей.

Цена безопасности

Кроме не слишком выдающегося внешнего вида, автомобили местного производства имеют больше проблем с безопасностью, чем западные образцы. В январе 2021 года иранские власти признали, что пассажир в машине иностранного производства, получивший травмы, может быстрее поправиться, в то время как лечение пассажира машины местного производства может занять месяцы.

В Иране более высокий уровень смертности в ДТП, чем в среднем по странам – если средний уровень составляет 17 смертей на 100 000 человек, то в Иране этот показатель находится на уровне 27 смертей. Страна входит в число 50 худших среди 193 стран и территорий.

Cтоит отметить, что Иран, стремясь покрыть проблему с дефицитом запасных частей, импортировал их из Китая, однако качество этих продуктов было подвергнуто критике со стороны руководства дорожной полиции страны. В интервью иранским СМИ бригадный генерал Камал Хадианфар заявил в марте 2022 года, что отсутствие должного контроля за качеством поставляемых запчастей ведет к дорожным авариям. Сегодня КНР контролирует более 50% рынка запчастей, поставляемых в страну. Один из полицейских чинов меньшего ранга, не стесняясь, назвал иранскую автомобильную продукцию "вагонами смерти".

Критическое отношение к автомобилям иранского производства высказывали и в соседнем Ираке, куда поставлялась продукция иранского автопрома. Как свидетельствуют опросы граждан страны, если у них была возможность купить более дорогой автомобиль иностранного производства, они предпочитали японский или корейский вместо иранской модели. Кроме того, на уже созданных в Ираке иранских автосборочных предприятиях было принято решение собирать китайские автомобили.

"Автомобилям иранского производства потребуется значительное развитие с точки зрения качества", - пишет в своем обзоре "Автомобильная индустрия в Иране. Критический анализ" научный сотрудник британского Solent University Майк Вильям. Для того чтобы улучшить качество выпускаемых автомобилей, Ирану необходимы иностранные инвестиции, но в условиях санкций это выглядит проблематично.

Чтобы хоть как-то решить проблему, иранский парламент вышел с предложением разрешить ввоз в страну иностранных автомобилей. Это предложение последовало после заявлений президента страны Ибрахима Раиси о качестве иранской автомобильной продукции. Посетив автомобильную фабрику в Ширазе, президент критически отозвался о высоких ценах на автомобили и пообещал инвестиции со стороны государства в производство новых моделей.

Что же касается импорта иностранных автомобилей, то пока власти разрешили лишь импорт иностранных грузовиков и автобусов, но не легковых автомобилей, вероятно для того чтобы поддержать отечественного производителя.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter