Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рецессия – ничто, рост рынков – всё? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рецессия – ничто, рост рынков – всё?

1 августа 2022 investing.com Гойхман Марк
Удивительное противоречие последних дней на рынках. С одной стороны, видим нашумевшие с 28 июля данные о неожиданном снижении ВВП США во 2-м квартале на 0,9% при прогнозе роста на 0,5%.

От маленькой технической рецессии
Пока не стоит рынку ждать репрессии

И поскольку это было уже второе подряд квартальное уменьшение, то по существующим канонам наступила она. Рецессия! Которой пугали рынки и ждали не ранее следующего года, надеясь всё же, что пронесёт… Выражая настроение многих, сильно высказался в пятницу мэр Нью-Йорка Эрик Адамс: «Уолл-стрит рушится, и мы находимся в таком финансовом кризисе, какой вы даже представить себе не можете». Фантасмагория, как будто из знаменитого почти одноимённого фильма «Семейка Адамс»…

Потому что, с другой стороны, не виден в реакциях даже падких до сенсаций инвесторов не только «ужас-ужас», но и просто «ужас». Наоборот. «Индекс страха» VIX 28-29 июля не поднялся, а бодро упал с 23,4 п. до 21,3 п.

То есть рынок на 10% ниже стал оценивать риски. А та самая Уолл-стрит, которая «рушится», за эти дни энергично подняла индекс S&P 500 на 2,6%, до 4130 пунктов. Ну и доллар – сильнейший «защитный актив» – упал по USDX с 107 до 105,7 пункта. Рынок бодр, исходя из парадоксального постулата: чем хуже, тем лучше. Потому что если всё так напряжённо в экономике, то, может быть, не станет ФРС сильно «жестить» со ставкой?

Но ситуация с перспективами Федрезерва, на наш взгляд, глубже, чем такая по-детски восторженная реакция. Оценим «степень бедствия». Формально – да, два квартала снижения ВВП. Однако, учитываем вот что.

Первое. Сам размер сокращения невысок. Не сравним, например, с предыдущими уровнями падения при рецессии – 1-м и 2-м кварталами 2020 года. Тогда ВВП падал на 5,1% и 31,2% соответственно. Нет и проявления других кризисных явлений – масштабного закрытия производств, увольнений. Безработица с апреля по июнь 2022 года стойко держится на достаточно низком уровне 3,6% – меньше, чем январские 4%.

Второе. Динамика ВВП пока скорее даже позитивная – с уровня падения на 1,6% в 1-м квартале 2022 года к 0,9% во втором.

Третье. Что повлияло на общее снижение более всего? Сокращение инвестиций в запасы «забрало» из изменения ВВП 2%, потребление товаров – 1,1%, по данным статистического органа США – Bureau of Economic Analysis. Это во многом связано со сжатием розничной торговли. Меньшее воздействие оказало сокращение инвестиций бизнеса – 0,7% и расходов правительства – 0,3%. Данная негативная динамика пока не перекрыла позитивное влияние других сфер. Например, увеличение потребления услуг добавило в общий ВВП 1,8%, а чистый экспорт – 1,4%.

В связи с этим важно следующее. Очевидно, розничные продажи товаров подвела инфляция, относительно сократившая спрос. То есть две главные проблемы – рост цен и ограничение ВВП – связаны между собой. И действительно, мы же помним шокирующую цифру 9,1% июньского индекса потребительских цен (CPI). Но ФРС в своих решениях принимает во внимание другой показатель инфляции – PCЕ. «Ценовой индекс расходов на личное потребление». Его июньский размер опубликован 29 июля. И это 6,8%, то есть гораздо ниже , чем CPI. А его базовый уровень, то есть без наиболее волатильных цен на энергоносители и продовольствие – 4,8%. То есть не только ещё меньше, но и практически не изменился с прошлого месяца, когда составлял 4,7%.

Поэтому можно предполагать, что инфляция в Штатах сократится после июньского и июльского резкого увеличения ставки ФРС с 1% до 2,5% и снижения нефтяных цен со $125 до рубежей $100-104 за баррель Brent. С такой точки зрения, и фактор ограничения некредитного спроса ослабнет. Это, наряду с поддерживающими драйверами ВВП 2-го квартала – наращиванием потребления услуг, чистого экспорта, а также высокой занятостью – может вывести третий квартал в плюс по ВВП.

Таким образом, минимальная формальная рецессия пока не выступает настолько апокалиптической, чтобы ФРС резко смягчать политику. А далеко не катастрофический PCE не требует и очень существенного её ужесточения.

Соответственно, можно предполагать следующее. Вероятно, имея в «запасе» фактор перспективного уменьшения инфляции от уже идущих процессов, регулятор может сосредоточиться на более осторожной и сдержанной по жёсткости политике. Возможно, будут уменьшены заявленные темпы сокращения баланса Федрезерва, то есть количественного ужесточения, продаж ранее приобретённых бумаг. И не стоит ожидать резких скачков ставки по сравнению с уже идущими и анонсированными постепенными темпами.

Но не следует и пренебрегать ими в расчёте на смягчение регулятора из-за рецессии. К концу года наиболее вероятен анонсированный уровень ставки 3,5%.

Поэтому пока, на перспективу ближайших недель, ФЕД не нарушит существенно некоторый оптимизм рынков. Но не из-за того, что «впечатлился» падением ВВП 2-го квартала и рецессией. А прежде всего потому, что его главная декларированная цель – преодоление инфляции – пока не требует дополнительных шагов. И надо подождать, посмотреть динамику. Но затем, осенью, продолжит «гнуть свою линию» умеренного ужесточения, поскольку ограничение цен ему важнее темпов роста ВВП.

Таким образом, при прочих равных условиях, стоит ожидать в ближайшее время продолжение коррекции фондовых индексов вверх, доллара – вниз. Или по крайней мере стабилизации примерно на достигнутых уровнях. Но с осени нужно рассчитывать на возобновление основного движения по существующим трендам. С целями по S&P500 – 3500-3600 пунктов; по USDX – 109-110 пунктов; по EUR/USD– 0,8-0,9. А риски в глобальной экономике и на финансовых рынках опасность длительной «ползучей рецессии» – существенно возрастут.

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу