12 августа 2022 finversia.ru | Нефть
Ожидается, что с сентября Казахстан станет продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана, поскольку страна ищет альтернативные варианты из-за угроз России перекрыть основной маршрут поставок, сообщили три источника, знакомые с этим вопросом.
Экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 миллиона баррелей в сутки.
В течение 20 лет нефть поставлялась по трубопроводу КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум) в российский черноморский порт Новороссийск, обеспечивающий выход поставок на мировой рынок.
В июле российский суд пригрозил закрыть КТК, в результате чего правительство Казахстана и крупные иностранные производители в качестве меры предосторожности заключили контракты с другими торговыми партнерами.
Ни одна из альтернатив не является столь практичной, как трубопровод КТК, что повышает риск дальнейшей нестабильности на энергетических рынках.
Вскоре после того, как Россия начала СВО на Украине в феврале, мировые цены на нефть достигли 14-летнего максимума и продолжают оставаться высокими, торгуясь в среднем выше $100 за баррель.
Источник, непосредственно знакомый с ситуацией, сообщил, что казахстанская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» (КМГ) ведет предварительные переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан.
Объем чуть более 30 000 баррелей в сутки является ничтожным по сравнению с обычными 1,3-1,4 миллиона баррелей в сутки, которые проходят через трубопровод КТК.
Контракт должен быть подписан в конце августа, а потоки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Сейхан (БТС) начнутся через месяц, сказал источник.
По словам двух источников, еще 3,5 миллиона тонн казахстанской нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса.
В сочетании с потоками БТС объем будет равняться чуть более 100 000 баррелей в сутки, или 8% от потоков КТК.
Опора на Азербайджан позволила бы Казахстану обойти транспортировку нефти через российскую территорию. В прошлом месяце BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку-Супса на более крупный трубопровод БТС.
Однако новый маршрут БТС означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти через Каспийское море в Баку из порта Актау, который имеет ограниченные запасные мощности, говорят источники.
По словам двух источников, совместное предприятие «Тенгизшевройл» (ТШО), возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о своих маршрутах по трубопроводу и железной дороге.
Трубопровод БТС также может быть вариантом для ТШО, но источник заявил, что в случае согласия начало организации поставок может занять до шести месяцев.
Качество нефти – это ещё один фактор, препятствующий быстрому согласованию. Основной казахстанский сорт CPC Blend представляет собой легкую высокосернистую нефть, продаваемую со значительной скидкой по сравнению с азербайджанским сортом BTC Blend, который представляет собой средний, малосернистый сорт, который легче перерабатывать.
ТШО уже начала перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала КТК вышла из строя.
Два источника сообщили, что ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, и они могут увеличиться в сентябре или октябре.
Казахстан отдельно экспортирует до 1 миллиона тонн, или 250 000 баррелей в сутки, нефти марки Urals через российскую трубопроводную систему в порты, расположенные на Черном и Балтийском морях.
Экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 миллиона баррелей в сутки.
В течение 20 лет нефть поставлялась по трубопроводу КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум) в российский черноморский порт Новороссийск, обеспечивающий выход поставок на мировой рынок.
В июле российский суд пригрозил закрыть КТК, в результате чего правительство Казахстана и крупные иностранные производители в качестве меры предосторожности заключили контракты с другими торговыми партнерами.
Ни одна из альтернатив не является столь практичной, как трубопровод КТК, что повышает риск дальнейшей нестабильности на энергетических рынках.
Вскоре после того, как Россия начала СВО на Украине в феврале, мировые цены на нефть достигли 14-летнего максимума и продолжают оставаться высокими, торгуясь в среднем выше $100 за баррель.
Источник, непосредственно знакомый с ситуацией, сообщил, что казахстанская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» (КМГ) ведет предварительные переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан.
Объем чуть более 30 000 баррелей в сутки является ничтожным по сравнению с обычными 1,3-1,4 миллиона баррелей в сутки, которые проходят через трубопровод КТК.
Контракт должен быть подписан в конце августа, а потоки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Сейхан (БТС) начнутся через месяц, сказал источник.
По словам двух источников, еще 3,5 миллиона тонн казахстанской нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса.
В сочетании с потоками БТС объем будет равняться чуть более 100 000 баррелей в сутки, или 8% от потоков КТК.
Опора на Азербайджан позволила бы Казахстану обойти транспортировку нефти через российскую территорию. В прошлом месяце BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку-Супса на более крупный трубопровод БТС.
Однако новый маршрут БТС означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти через Каспийское море в Баку из порта Актау, который имеет ограниченные запасные мощности, говорят источники.
По словам двух источников, совместное предприятие «Тенгизшевройл» (ТШО), возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о своих маршрутах по трубопроводу и железной дороге.
Трубопровод БТС также может быть вариантом для ТШО, но источник заявил, что в случае согласия начало организации поставок может занять до шести месяцев.
Качество нефти – это ещё один фактор, препятствующий быстрому согласованию. Основной казахстанский сорт CPC Blend представляет собой легкую высокосернистую нефть, продаваемую со значительной скидкой по сравнению с азербайджанским сортом BTC Blend, который представляет собой средний, малосернистый сорт, который легче перерабатывать.
ТШО уже начала перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала КТК вышла из строя.
Два источника сообщили, что ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, и они могут увеличиться в сентябре или октябре.
Казахстан отдельно экспортирует до 1 миллиона тонн, или 250 000 баррелей в сутки, нефти марки Urals через российскую трубопроводную систему в порты, расположенные на Черном и Балтийском морях.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба