Новые санкции ЕС усиливают изоляцию России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Новые санкции ЕС усиливают изоляцию России

6 октября 2022 ИХ "Финам" Беленькая Ольга

Сегодня Совет ЕС одобрил новый пакет санкций в связи с последними событиями по присоединению ряда областей Украины к России. Основные блоки нового пакета – введение в законодательство ЕС основы для «потолка» цен при морской транспортировке российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны; дальнейшие ограничения российского импорта в ЕС стоимостью примерно в 7 млрд евро; полный запрет на предоставление услуг по обслуживанию криптокошелька, счета или хранения криптоактивов гражданам и резидентам России; запрет на оказание российским компаниям архитектурных и инженерных услуг, а также консультационных услуг в области информационных технологий и юридических консультаций.

За исключением «потолка» цен на нефть и нефтепродуктов (где многое будет зависеть от особенностей регулирования и применения, которые пока неясны), новый пакет пока можно оценить как менее жесткий по сравнению с уже принятыми ранее мерами; он стал результатом все более трудных компромиссов между европейскими странами. В то же время в совокупности с действующими принимаемые санкции усиливают изоляцию России от доступа к западным товарам, технологиям и услугам, и от экспорта российской продукции на Запад. Наиболее существенным представляется «потолок» цен на нефть в сочетании с предстоящим уже с начала декабря вступлением в силу эмбарго на российскую нефть, а с февраля – на нефтепродукты. Не исключено, что он приведет к сокращению добычи российской нефти (по ряду оценок – на 1-1,5 млн барр/с) и может способствовать увеличению дисконта российской нефти к мировой цене. Впрочем, прогноз федерального бюджета на будущий год и так достаточно консервативен в этой части, предполагая сокращение нефтегазовых доходов на 23% к ожидаемому значению текущего года.

Сегодня Совет ЕС одобрил новый пакет санкций в связи с присоединением к России Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей Украины, рассматриваемым руководством ЕС как «незаконное».

В пакете можно отметить несколько основных блоков.

В законодательство ЕС вводится основа для установления верхнего предела цен при морской транспортировке российской нефти в третьи страны и дальнейших ограничений на морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов в третьи страны.

Конкретно, комбинация этих мер работает следующим образом. Будет запрещено предоставлять морские перевозки и оказывать техническую помощь, посреднические услуги или финансирование, связанные с морской транспортировкой в третьи страны сырой нефти (по состоянию на декабрь 2022 г.) или нефтепродуктов (по состоянию на февраль 2023 г.), которые происходят или экспортируются из России. Но будет сделано исключение, если нефть или нефтепродукты приобретаются по заранее установленной предельной цене или ниже. Новый запрет для судов ЕС на морские перевозки таких продуктов в третьи страны будет применяться с даты, когда Совет ЕС единогласно примет решение о введении ценового предела.

Совет ЕС декларирует, что хочет добиться этим двух целей: «резко сократить доходы, которые Россия получает от нефти», а также способствовать стабилизации мировых цен на энергоносители.

Между тем, пока по-прежнему неизвестно, на каком уровне будет установлен этот потолок и как он будет определяться. В июле обсуждался диапазон $40-60/барр, что заметно ниже текущих котировок Urals – около $70/барр. Второй вопрос – будут ли соблюдать этот запрет крупнейшие новые покупатели российской нефти (Китай, Индия, Турция). Пока складывается впечатление, что они постараются не присоединяться к нему официально, т.к. Россия заявила, что не будет поставлять сырье странам, которые будут применять нерыночные лимиты цен. Зато, если «потолок» будет ниже текущей цены Urals, покупатели смогут использовать его как неформальный аргумент для обоснования более существенного дисконта российских энергоресурсов к мировой цене. Третий вопрос – как цены и другие условия сделок России с третьими странами будут отслеживаться регуляторами стран, которые вводят «потолок». Важным сигналом здесь стало заявление представителя Минфина США, что США не будут использовать вторичные санкции в отношении иностранных покупателей российской нефти по цене выше предельной, как и против иностранных поставщиков услуг для таких закупок российского топлива, но важна практика применения.

Европейские ограничения цены нефти и нефтепродуктов для морских перевозок в третьи страны имеют значение для России в силу высокой доли компаний из стран ЕС в сопровождении морских перевозок. По данным Crea, в июле 62% полезной емкости судов, перевозивших российские энергоресурсы, приходилось на европейские компании и 73% судов застраховано в Великобритании и Норвегии. Вероятно, будут искаться пути обхода этих ограничений, но они будут создавать дополнительные издержки российским экспортерам, и здесь также будут важны детали регулирования и правоприменения.

На наш взгляд, вступление в силу шестого пакета санкций ЕС (с 5 декабря – по поставкам российской нефти, с 5 февраля – нефтепродуктов) в сочетании с потолком цен могут привести к усилению перераспределения российских энергоресурсов из ЕС в третьи страны, но не все удастся заместить, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. По оценке Energy Intelligence, ценовые ограничения/санкции могут сократить добычу нефти и конденсата в России примерно на 1,2 млн баррелей в сутки.

Импортные ограничения, которые ЕС оценивает в 7 млрд евро. ЕС расширяет запрет на импорт стальной продукции, которая либо производится в России, либо экспортируется из России. Дополнительные ограничения на импорт также налагаются на древесную массу и бумагу, сигареты, пластмассу и косметику, а также на элементы, используемые в ювелирной промышленности, такие как камни и драгоценные металлы, которые в целом приносят России значительные доходы. С другой стороны, продажа, передача поставок или экспорт из ЕС в Россию дополнительных товаров, используемых в авиационной отрасли, также будут ограничены.

Санкции усилят ущерб для российского ненефтегазового экспорта – впрочем, основные потери европейского рынка для экспортеров уже произошли, и компании предпринимают усилия по перенаправлению поставок в другие страны. Одновременно это удар и для европейской экономики, – европейские металлургические и химические предприятия сокращают выпуск из-за рекордной стоимости электроэнергии, и запрет российского импорта может усилить дефицит продукции на местном рынке. Вместе с тем, ЕС не стал вводить санкции против "Алроса" из-за возражений Бельгии, связанных с возможными убытками Антверпена при перераспределении торговли российскими алмазами в других направлениях (например, Дубай).

Полный запрет на предоставление услуг кошелька, счета или хранения криптоактивов резидентам России, независимо от общей стоимости этих криптоактивов.
В условиях, когда возможность осуществлять платежи за рубежом для россиян все сильнее ограничивается (последние новости связаны с отказом банков многих стран от использования платежных карт «Мир» из-за угрозы западных санкций), криптокошельки для многих россиян стали одним из немногих доступных способов трансграничных расчетов. Теперь и это будет затруднено – на фоне недавнего ужесточения выдачи шенгенских виз и запрета доступа россиян с шенгенскими визами в ряд европейских стран этот шаг будет также способствовать сокращению посещений гражданами РФ стран ЕС.

Запрет на оказание российским компаниям архитектурных и инженерных услуг, а также консультационных услуг в области информационных технологий и юридических консультаций.
В отличие от анонсированного ранее полного запрета услуг IT-сервисов европейских компаний в России (что узаконило бы уже фактически свершившийся «добровольный» уход многих американских IT-компаний и их европейских подразделений с российского рынка) запрет консалтинговых услуг IT-компаний имеет более ограниченное значение.

Запрет гражданам ЕС занимать руководящие посты в некоторых подконтрольных государству организациях; ограничения против физических и юридических лиц, причастных к организации референдумов, а также против представителей оборонной промышленности и лиц, «распространяющих дезинформацию»; запрет на операции с «Российским морским регистром судоходства».
Географический охват ограничений, введенных 23 февраля, включая, в частности, запрет на ввоз товаров из неподконтрольных правительству районов Донецкой и Луганской областей, будет распространен также на неподконтрольные (Украине) территории Запорожской и Херсонской областей.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter