Пекин не отвергает глобализацию, но сомневается в долларе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пекин не отвергает глобализацию, но сомневается в долларе

В «Жэньминь жибао» вышла программная статья, которая критикует роль доллара как мировой резервной валюты
17 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал Скворцов Дмитрий
Статья с броским заглавием «Доллар США является проблемой для всего мира» была напечатана 8 ноября в информационном агентстве «Синьхуа» и в газете Центрального комитета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао». Поводом для её публикации стало решение ФРС США в очередной раз повысить процентную ставку на 0,75 пп до самого высокого показателя за последние 15 лет — 3,75–4%.

В Китае сомневаются, что эта мера поможет в борьбе с инфляцией, и утверждают, что из-за доминирования доллара в международной торговле и валютной системе она способна нанести ущерб мировой экономике. Как отмечается в статье, после повышения процентных ставок в США многие страны пострадали от девальвации своих валют, оттока капитала, роста расходов на обслуживание долга и усиления импортной инфляции. Некоторые даже попали в валютный или долговой кризис. В связи с этим авторы приводят слова Джона Коннелли (министра финансов США в администрации Ричарда Никсона), произнесённые в 1971 г.: «Доллар — наша валюта, но ваша проблема». До этого в 1965 г. министр экономики и финансов Франции (и будущий президент) Валери Жискар д’Эстен описал положение доллара в системе мировых валют как «непомерные привилегии».

Доминирование доллара
Авторы статьи в «Жэньминь жибао» напоминают, что эпоха доминирования доллара началась с Бреттон-Вудского соглашения 1944 г., и утверждают, что США неоднократно вводили санкции и даже развязывали войны, когда чувствовали угрозу исключительному положению своей валюты.

В качестве примера рассматривается Япония, быстрый экономический рост которой в 1970-е гг. стал угрожать интересам США. А когда японское правительство попыталось повысить международный статус иены, США добились принятия соглашения «Плаза», которое привело к резкому росту курса иены к доллару, проложив путь к «потерянному десятилетию» отсутствия экономического роста и дефляции в Стране восходящего солнца.

По мнению авторов, агрессия НАТО против Югославии была нужна США для того, чтобы подорвать шансы евро составить конкуренцию доллару в качестве резервной валюты.

«В январе 1999 г., когда евро был официально выпущен, курс составлял 1 евро за 1,8 долл. Два месяца спустя НАТО нанесла воздушные удары по тогдашней Союзной Республике Югославии без согласия ООН, начав войну в Косово. Последовавший за этим хаос вызвал отток капитала из Европы и привёл к быстрому обесцениванию евро», — говорится в статье.

Кроме того, приводится утверждение американской левой общественной деятельницы Эллен Браун (основательницы общественного Института государственного банковского дела) о том, что и Ливия, и Ирак стали жертвами нападения возглавляемых Соединёнными Штатами коалиций «потому, что решили сократить использование доллара в расчётах по торговле нефтью или даже полностью отказаться от него».

«История повторялась с разрушительными результатами для тех, кто бросал вызов доминированию доллара. Похоже, существует неписаное правило, согласно которому США не допустят никакой угрозы своим “непомерным привилегиям”», — делают вывод авторы публикации.

Эксплуатация других
В статье «Доллар США является проблемой для всего мира» утверждается, что «Вашингтон использует доминирование доллара для экспорта внутренних финансовых кризисов, получения денег со всего мира и разрушения финансовой стабильности или благосостояния других стран». Разбирается несколько механизмов эксплуатации Соединёнными Штатами других стран.

Стоимость печати 100-долларовой банкноты составляет менее 20 центов, но другие страны должны отдать за эту бумажную купюру товары или услуги на сумму 100 долл. Согласно данным McKinsey, около половины американской валюты циркулирует за пределами страны, что является огромным источником годового дохода для ФРС. США за счёт печатного станка могут позволить себе колоссальный дефицит во внешней торговле и потребление, которое превосходит производство. В результате к 3 октября 2022 г. государственный долг США впервые превысил 31 трлн долл., или 126% от ВВП страны.

Положение доллара как ведущей мировой резервной валюты позволяет Соединённым Штатам извлекать выгоду из волюнтаристского изменения денежно-кредитной стратегии ФРС. Количественное смягчение увеличивает предложение долларов по всему миру, а снижение процентной ставки фактически поощряет спекулятивную деятельность на фондовом рынке, которая может вызывать пузыри, повышая стоимость активов США. Когда политика ФРС ужесточается, американские активы, стоимость которых возросла, попадают обратно в США, оставляя другие страны с обесценившимися валютами и плохими активами.

«Тот факт, что многие государства принимают доллары, чтобы компенсировать дефицит американского платёжного баланса, позволил Соединённым Штатам быть в долгу перед зарубежными странами бесплатно. Действительно, то, что они должны этим странам, они платят в долларах, которые сами могут выпускать по своему усмотрению», — цитируется в статье высказывание президента Франции Шарля де Голля, сделанное им в 1965 г.

Валютное оружие
Авторы обвиняют США в создании «контролируемой турбулентности» в финансовом и экономическом секторах, которая помогает получить дополнительные возможности для американского бизнеса.

Доллар был замешан и в долговом кризисе 1980-х гг. в Латинской Америке, и в азиатском финансовом кризисе 1997 г., и в мировом финансовом кризисе 2008 г. И каждый раз США выходили невредимыми или даже получали прибыль, говорится в статье.

По мнению авторов, нынешний всплеск инфляции случился из-за того, что в последние полтора года была напечатана почти половина всего объёма валюты, эмитированной в США более чем за 200 лет. Неконтролируемая эмиссия позволила разрастись экономическим пузырям. А шесть агрессивных повышений процентных ставок ФРС в этом году нанесли удар по международным финансовым рынкам, что помешало восстановлению мировой экономики.

В статье приводится высказывание специалиста исследовательского департамента МВФ Малхара Набара. Он заявил, что эти повышения могут усилить отток капитала с развивающихся рынков, подтолкнуть импортную инфляцию, усилить долговую уязвимость и сократить пространство для политических манёвров. В подтверждение этого тезиса приводятся июльские данные МВФ о том, что почти 30% стран с формирующимся рынком и 60% стран с низким уровнем дохода испытывают долговой кризис или близки к нему.

Привилегия на исходе
Привилегированное положение американской валюты, которое длилось более 70 лет, заканчивается, — делают вывод авторы, ссылаясь на мнение лондонского экономиста марксистских взглядов Майкла Робертса. В статье приводится ряд примеров, подтверждающих этот тезис.

В октябре Саудовская Аравия, крупный экспортёр нефти и главный сторонник нефтедолларовой системы, объявила о сокращении добычи нефти, что вызвало ярость в Вашингтоне.

В июне МВФ сообщил, что объём доллара США в мировых валютных резервах в последнем квартале 2021 г. сократился до значения ниже 59%, продолжив двадцатилетний спад: «Центральные банки не держат доллар в своих резервах в той степени, в какой они когда-то это делали».

В качестве альтернативы доллароцентрической системе Россия разработала свою систему финансовых переводов и начала торговать в рублях. Центральный банк Индии ввёл платежи в рупиях для торговых партнёров. А Банк Израиля добавил валюты Канады, Австралии, Японии и Китая к своим резервам, разбавив процент долларов и евро.

Кроме того, в статье китайских авторов цитируются слова главы российского банка «ВТБ» Андрея Костина, который заявил, что использование Вашингтоном финансовых инструментов для санкционной политики «неизбежно подорвало доверие к доллару США как основной резервной валюте и платёжному средству, послужив весомым аргументом в пользу более широкого использования других валют».

О том, что доллар может потерять своё привилегированное положение и США лишатся возможности управлять глобальным миром, задумываются и в Вашингтоне. Американский «план Б» предполагает вынужденное согласие с распадом мира на валютные зоны и создание таможенного союза и технологического кластера в рамках расширенного AUKUS (с включением Канады и Новой Зеландии).

Глобализация без доллара?
Ранее в Китае поддерживали разговоры о распаде мира на валютные зоны и не делали резких высказываний о роли доллара. Более того, ещё в июне, в ходе саммита БРИКС, который проводился под председательством Китая, речь шла в основном о том, как противостоять «глобальным вызовам» и сохранять «глобальный рост».

Можно было бы предположить, что риторика Китая сменилась после XX съезда КПК и устранения с вершин китайской власти представителей проамериканской группы, называемой комсомольцами. Но, скорее всего, дело в другом: Китай против гегемонии доллара, но не против самой глобализации.

Бенефициаром Бреттон-Вудской системы, которая сделала доллар главной мировой валютой, до последнего времени являлись США, и Китай хотел бы эту систему демонтировать. Но глобальная производящая экономика выгодна для КНР, и такое положение вещей в Поднебесной с удовольствием бы сохранили.

Проблема в том, что полностью ликвидировать роль доллара как мировой резервной валюты сегодня пока невозможно. А сохранить в прежнем виде глобальную экономику уже нельзя.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter