Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Трейдинг без тормозов. Чем больше штрафов собирает водитель, тем сильнее его инвестиционный зуд » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Трейдинг без тормозов. Чем больше штрафов собирает водитель, тем сильнее его инвестиционный зуд

По российским меркам дорожный проступок вице-президента Nokia Ансси Ваньеки выглядит просто смешно: он ехал 75 км/ч там, где висел знак «50». За это нарушение ему выписали штраф, который пустяковым не назовешь, — ?116 000. И это еще не рекорд. Колбасный бизнесмен Юсси Салоноя проскочил со скоростью 80 км/ч участок, где можно было ехать не быстрее сорока, за что и раскошелился на ?170 000. Космические размеры штрафов объясняются тем, что в Финляндии они зависят от дохода нарушителя.
24 февраля 2008
Михаил Попов

По российским меркам дорожный проступок вице-президента Nokia Ансси Ваньеки выглядит просто смешно: он ехал 75 км/ч там, где висел знак «50». За это нарушение ему выписали штраф, который пустяковым не назовешь, — ?116 000. И это еще не рекорд. Колбасный бизнесмен Юсси Салоноя проскочил со скоростью 80 км/ч участок, где можно было ехать не быстрее сорока, за что и раскошелился на ?170 000. Космические размеры штрафов объясняются тем, что в Финляндии они зависят от дохода нарушителя.

Трейдинг без тормозов. Чем больше штрафов собирает водитель, тем сильнее его инвестиционный зуд


$91 млрд составляют активы крупнейшего ПИФа в мире — Growth Fund of America

* Grinblatt M., Keloharju M. Sensation seeking, overconfidence, and trading activity. Journal of Finance. 2008. In press.

--------------------------------------------------------------------------------

Нужно отдать должное аккуратной езде этих людей: больше они полиции не попадались. Иначе их можно было бы заподозрить не только в нарушении ПДД, но и в неосторожной финансовой политике. Связь между рискованной ездой и рискованными инвестициями — один из главных результатов нового исследования профессора финансов из Хельсинкской школы экономики Матти Келохарью и его коллеги-экономиста Марка Гринблатта из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.


ИНВЕСТОР ПОД ЛУПОЙ


Такое возможно лишь в обществе тотального контроля. Ученые свели воедино базы данных дорожной полиции за четыре года, сведения о доходах граждан, а также подробные записи их инвестиционной активности — кто когда какие ценные бумаги покупал и продавал. Но и это еще не все. Келохарью и Гринблатт получили доступ к результатам психологических тестов, которые каждый финский мужчина проходит перед призывом в армию.

Всего в распоряжении авторов оказались данные без малого 100 000 человек, и они не без основания гордятся своей уникальной базой. До сих пор исследователи, которые занимались психологией трейдинга, сопоставляли покупки и продажи ценных бумаг с результатами опросов, в которых участвовали добровольцы. Заставить никого было нельзя, поэтому за бортом исследований оставались инвесторы, которым недосуг возиться с опросниками, — то есть самый интересный контингент. Да и к оценке личных качеств участники добровольных тестов подходили предвзято: редко кто может адекватно оценить свою склонность к необдуманным действиям. Естественный эксперимент — другое дело. Авторов интересовало, влияет ли любовь к скорости на манеру распоряжаться личными финансами.

В психологии любители положить стрелку спидометра вправо до отказа считаются типичными «искателями ощущений». Жажду острых ощущений как универсальную человеческую черту впервые описал и попытался измерить психолог из Делаварского университета Марвин Цукерман еще в 1970-х. Эта потребность, считал Цукерман, влечет людей в горы, заставляет посещать казино, побуждает вступать в случайные половые связи и глотать наркотические вещества. Спидометр, по мнению психолога, отлично измеряет силу страсти, которая должна проявиться и в других сферах жизни. Хотите побольше узнать о человеке — посмотрите, как он водит.

У финна любовь к быстрой езде редко остается безнаказанной. Нужно быть настоящим Хаккиненом в душе, чтобы наплевать на дороговизну удовольствия и неподкупность местных полицейских. Это не Россия и даже не США, где шанс получить штраф за превышение скорости невелик, и оттого там гоняют все кому не лень. Келохарью и Гринблатт предположили, что любители «раскрутить движок» делают то же самое со своим инвестиционным портфелем. Так оно и оказалось. При прочих равных обстоятельствах каждый новый штраф соответствовал увеличению личного объема торгов проверяемых на 11%.

За связью штрафов и трейдинга могла стоять обычная самоуверенность. Тот, кто убежден в исключительных личных способностях, может стремиться к рискованным действиям как на дороге, так и за торговым терминалом. В руках ученых оказалось достаточно данных, чтобы проверить эту гипотезу, — те самые психологические тесты, через которые проходили все призывники. Связи между оборотом акций и показателями самоуверенности, однако, выявить не удалось. К торговому терминалу зовет не самоуверенность, а именно поиск острых ощущений, убедились Келохарью и Гринблатт. Тот, кто любит погонять на дороге, не может спокойно смотреть на свой неподвижный портфель.


ВЫШЛИ В МИНУС


Вполне возможно, что любители быстрой езды пытались вернуть на бирже суммы, которые отняла у них дорожная полиция. Даже если так, им это не удалось. По итогам всех покупок и продаж с учетом стоимости транзакций самые увлеченные водители (те, кто собрал за исследуемый период больше трех штрафов) оказались в убытке.

Впрочем, переиграть рынок не смогла, если учесть брокерские комиссии, ни одна из групп инвесторов, рассортированных по психологическим чертам. Однако одни инвесторы были менее неудачливы, чем другие. Те, кто получил на дороге три и больше штрафов, продемонстрировали самые низкие показатели прибыльности. Те, кого вообще за скорость не штрафовали, потеряли чуть меньше денег. Ближе всех к показателям рынка в целом подошли те, кто попадался, но изредка — 1-2 штрафа за скорость.

От самоуверенности результаты торговли зависели похожим образом, с той только разницей, что худшие показатели были у группы самых неуверенных в себе людей. Четверть инвесторов с самым высоким рейтингом самоуверенности выступила немного лучше, а лучше всех играли те, кто был уверен в себе немного выше среднего. Келохарью, впрочем, предостерегает от категорических выводов насчет результативности: различия между группами невелики. Гораздо важнее для науки, по его мнению, показатели объемов торговли. «Наши результаты говорят о том, что частные инвестиции, как и поведение человека на дороге, — далеко не рациональные процессы. Импульсивность за рулем хорошо перекликается с импульсивностью в трейдинге», — разъясняет ученый. Сам он, кстати, гордится своей аккуратной ездой — его ни разу в жизни не штрафовали за превышение скорости. По езде и инвестиции: экономист доверяет свои деньги паевым фондам и сам на фондовом рынке не играет.


СЕМЬЯ И ТРЕЙДИНГ


Психологи давно обратили внимание на то, что мужчины торгуют ценными бумагами намного активнее женщин во всех возрастных группах. Например, даже если ввести поправки на уровень доходов, семейное положение и другие значимые параметры, родившиеся в конце 1960-х — начале 1970-х гг. финны покупают и продают акции примерно в 2 раза чаще финок. Обычно этот «половой разрыв» в интенсивности торговли (разрыва в результативности между мужчинами и женщинами не видно) относят на счет того, что мужчины больше уверены в своем знании рынка и способности предвидеть события. Не отвергая этого объяснения, Келохарью и Гринблатт подчеркивают, что значительная часть «полового разрыва» объясняется типично мужским поиском острых ощущений. Ведь и скорость мужчины превышают намного чаще женщин.

Отталкиваясь от стиля биржевой торговли, экономисты пошли дальше и вторглись на территорию семейных психологов. Те уже давно спорят, к чему ближе внебрачное сожительство — к официальному браку или к независимому существованию полов. Келохарью уверен, что ко второму — по крайней мере для мужчин.

Вступление мужчины в официальный брак сильно меняет его инвестиционный почерк — оборот личных ценных бумаг резко снижается. «Наверное, жена отвлекает», — шутит Келохарью. Оказалось, что в парах, которые ведут совместное хозяйство, не регистрируя брак, такой трансформации не происходит — стиль биржевой торговли мужчины остается «холостым». Видимо, жизнь в официальном браке дает мужчине столько острых ощущений, что к спекуляциям его уже не тянет.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу