Осторожно, Китай «открывается». Что будет с экономикой и рынком? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Осторожно, Китай «открывается». Что будет с экономикой и рынком?

28 декабря 2022 ИХ "Финам" Бабанова Мария
Китай подводит сенсационные для всего мира итоги года. Власти страны сворачивают политику «нулевого COVID». Чем запомнились годы многолетнего карантина, какие последствия они имели и к чему приведет отказ от соблюдения жестких мер? В этих вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Три года изоляции
Границы Китая «закрылись на замок» в марте 2020 года. Все последующие годы власти страны придерживались строгой политики сдерживания коронавируса. И хотя она получила название «нулевой COVID», само руководство КНР признавало неизбежность периодических вспышек заболеваемости. Власти подчеркивали, что их действия направлены не на то, чтобы иметь «идеальную» статистику по зараженным, а на «динамичное» принятие мер при появлении случаев заболевания. Другими словами, ставка делалась на профилактике заболевания, главным образом, на ПЦР-тесты среди населения, результаты которых впоследствии давали гражданам право получить QR-коды. Последние требовалось предъявлять во всех общественных местах: при входе в автобус или торговый и деловой центры. И это только в городе постоянного проживания. Если возникала необходимость отправиться в другую провинцию, то в обязательном порядке нужно было провести какое-то время на карантине.

Локдауны - еще одна особенность того времени. Они возникали стихийно и могли занимать территории целых городов и провинций. Такая участь, например, постигала Шанхай, Сиань, Чэнду, Тяньцзинь и Шэньчжэнь, а также Синьцзян, Тибет и Гирин. Люди порой месяцами не выходили из дома, даже если в районе их проживания был однажды зафиксирован всего один случай заражения COVID.

В свое оправдание китайские власти говорили, что такая политика спасает жизни. Кроме того, по их словам, штамм «Омикрон», к примеру, хоть и менее опасен для здоровья, но имеет высокую трансмиссивность, что может приводить к крупным вспышкам, а это впоследствии - к нехватке медицинских ресурсов.

По итогу, даже с принятием политики «нулевого COVID» и с проведением вакцинации граждан, с начала 2020 года в Китае было зафиксировано почти 4,5 млн зараженных коронавирусом и более 15 тысяч случаев со смертельным исходом, свидетельствуют данные Университета Джонса Хопкинса.

Как отмечает Илья Прилепский, руководитель направления "Международная экономика" Экономической экспертной группы, такие показатели могут свидетельствовать о провале политики "нулевой терпимости" к коронавирусу в КНР.

«Проблема Китая в том, что разработанные в стране вакцины демонстрируют низкую эффективность против штаммов коронавируса, а импорт эффективных вакцин властями разрешен не был. Потому власти КНР пытались поддерживать режим "нулевой терпимости" максимально долго», - объяснил эксперт.

В этой связи обращает на себя внимание и сама статистика по вакцинации населения страны. По данным СМИ, при общем официальном уровне вакцинации в Китае свыше 90% среди населения старше 80 лет полностью вакцинировано лишь 65,8%, и только 40% получили бустерную дозу.

Полный разворот
Неудивительно, что Китай все-таки решил отказаться от политики «нулевого COVID». Правда, этому еще предшествовали акции протестов в конце этого года. Они стали самими масштабными с тех пор, как к власти в 2012 году пришел Си Цзиньпин.

Несогласие с действиями властей выражали в основном молодые люди, рожденные в 21 веке. Это первая «когорта» молодых китайцев, принадлежащих к поколению Z, которая в настоящее время достигла законного брачного возраста и окончила университет. Они росли в стране, переживающей в тот момент бурный экономический рост, но в результате были вынуждены еще пройти через пандемию. Для них это время - не просто три года карантина. Многие сочили этот период своей жизни судьбоносным: он поменял их взгляд на мир и ожидания от будущего. Еще три года назад они поступали в колледжи, полными уверенности в себе: у них не было страхов, что они не смогут устроиться на хорошую работу после окончания учебы. Но пришел COVID, и люди перестали принадлежать самим себе. Они не могли гулять по улицам в ночное время, ездить на работу или на стажировки.

В результате жестких действий властей по сдерживанию коронавируса экономика страны действительно резко замедлилась, стала расти безработица. Из-за «нулевой терпимости» к COVID экономика Китая теперь на шесть лет позже превзойдет американскую, говорят аналитики британского Центра экономических и деловых исследований (CEBR). Новый прогноз - 2036 год.

«Безусловно, длительное поддержание "нулевой терпимости" имело значительные негативные последствия для китайской экономики. Только эффекты шанхайского апрельского локдауна Economist Intelligence Unit оценивал в минимум 0,4% ВВП страны», - говорит Прилепский.

В период с 2017 по 2019 годы экономика Китая росла по 6% в год, в 2020-м происходит резкое замедление до 2,3%, также напомнил Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала "Китайская угроза". «В 2021 году страна вроде бы начала выходить из локдауна, как и весь остальной мир, и на эффекте «низкой» базы рост уже составил 8,1%. Но в 2022 году локдауны продолжили свое существование в Китае. В 3 квартале рост ВВП Китая был 3,9% - это существенное замедление», - отметил собеседник Finam.ru.

А по итогу всего 2022 года рост ВВП КНР оценивается в 3,2-3,3% при первоначальном целевом показателе около 5,5%, уточняет Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

«Данные за ноябрь - период очередных пиков заболеваемости COVID и связанного с ними ужесточения ограничений - показали продолжающееся ухудшение экономической активности в Китае, результаты оказались хуже и без того скромных прогнозов рынка. Темпы роста промышленного производства в Китае в ноябре продолжали замедляться - до 2,2% г/г. Спад розничных продаж усилился до 5,5% - худший результат с мая, когда действовал весенний локдаун; продажи в общественном питании сократились на 8,4%. Инвестиции в основные активы в КНР в январе-ноябре увеличились на 5,3% по сравнению с тем же периодом 2021 года (консенсус - рост на 5,6%). Объем китайского экспорта в ноябре сократился на 8,7% г/г, это стало самым сильным сокращением с февраля 2020 года, объем импорта снизился на 10,6% г/г. По итогам десяти месяцев 2022 года прибыль промышленных предприятий Китая сократилась на 3%», - рассказала аналитик.

Не все сразу
Несмотря на снятие ограничений - сокращаются охваты и частота тестирований, бессимптомные носители вируса и заболевшие с мягкими симптомами могут проходить карантин дома, менее жесткие требования применяются к закрытиям на карантин районам с повышенным риском и перемещениям людей по стране, - эксперты считают, что все эти меры не помогут Китаю быстро выправить ситуацию в экономике. Как отмечают в Goldman Sachs, во-первых, полное «открытие» КНР займет несколько месяцев, а, во-вторых, вероятно возникновение новых «вспышек» COVID.

Уже сейчас в стране после снятия всех ограничений наблюдается рост числа зараженных. И хотя официальная статистика уверяет, что за последнюю неделю от COVID умер всего один человек, местные медики бьют тревогу. По их словам, госпитали переполнены - в них сейчас в пять-шесть раз больше пациентов, чем обычно. А по мнению международных экспертов, которых цитирует агентство Reuters, речь может идти о миллионах зараженных ежедневно и по крайней мере о миллионе смертей в Китае в 2023 году.

Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что Китай может потерять свое место в качестве центра мировых цепочек поставок. Политика страны в отношении COVID уже подтолкнула многие компании к диверсификации. Так, еще в 2019 году Samsung покинул Китай и разместил свое производство как минимум в четырех странах. В настоящее время Индия, Вьетнам, Таиланд, Малайзия и Бангладеш делают все возможное, чтобы заменить «крупнейшую в мире фабрику». Возможно, туда или в другие страны вскоре передислоцирует свои заводы Apple, которая за последнее время понесла огромные потери из-за вспышек коронавируса в КНР. В текущем квартале выручка IT-гиганта, скорее всего, упадет чуть ниже рекордных 123,9 млрд долларов, достигнутых за аналогичный период прошлого года, а чистая прибыль, по прогнозам, - более чем на 8%.

«Завод отправил сотрудников сидеть дома, не смог подготовить партию товаров, товар не поступил на прилавки, его не купили, заказчик получил себе убытки. Условный iPhone 14 сейчас может оказаться в дефиците из-за подобной ситуации, поскольку на заводе, где его собирают, локдаун. Отчасти из-за этого из Китая увозят производство в другие страны крупные заказчики», - объяснил Митрофанов.

И еще одна проблема Китая, выходящая на первый план, - закредитованный рынок недвижимости, на который, по словам Беленькой, приходится 25-30% китайской экономики.

«Девелоперы Поднебесной давно находятся одной ногой в зоне преддефолта. Их пока спасают госзаказы и новые кредитные линии от государства. Проблема городов-призраков и целых новых ЖК только возрастает. Их проще взорвать и построить на этом месте что-то новое. Также кредитные проблемы перетекли частично на местные муниципальные власти, поскольку регионы стали брать больше кредитов в финансовом секторе, чтобы на эти деньги заказывать строительство инфраструктуры и жилья у строительных компаний», - разъяснил Митрофанов.

Влияние на другие страны
Нетрудно предположить, что китайские локдауны отразились и на мировой экономике, однако их влияние было несколько сглажено постепенным налаживанием в остальном мире производственных цепочек.

«Сокращение спроса со стороны Китая способствовало понижательной динамике цен на нефть и металлы, начиная с апреля. Это позволило ЕС нарастить импорт СПГ за счет поставок, ранее предназначавшихся для КНР», - привел пример положительного влияния Прилепский.

Что касается России, то, по словам Митрофанова, она также попала под «китайское цунами». Как объяснил эксперт, из-за локдаунов россияне покупали меньше готовой продукции из Китая, а те - нефти и газа.

«Это существенные показатели, поскольку Китай - страна с самым большим потреблением нефти и нефтепродуктов в мире, а мы являемся страной-лидером по поставке нефти в Китай на текущий момент. Соответственно, если границы откроют и произойдет хотя бы мягкий откат до уровня восприятия COVID, как в остальном мире, то фабрики смогут работать на полную мощность, а страна будет больше потреблять товаров из России. Если Китай сможет удержать планку страны с одной из самых дешевых рабочих сил в мире, то это поможет экономике вернуть былые темпы роста. А мир сможет восстановить логистические цепочки и восстановить потребление китайской продукции», - сказал собеседник Finam.ru.

Реакция рынков
Меры, о которых заявили власти Китая в декабре, были позитивно оценены рынком. Однако данная ситуация, как предупреждают эксперты, скорее всего, долго не продлится, так как фаза открытия страны и отказа от «нулевой терпимости» к COVID выпадает на время, когда мир входит в стадию рецессии, и ему будут не нужны такие объемы продукции, как в 2021-м.

«С учетом того, что 2023 год ожидается кризисным, акции китайских компаний могут испытывать такие же проблемы, как и условные акции европейских компаний. Только причины тут будут разные. В Китае могут попросту меньше заказывать товаров, и тогда те компании, которые занимаются производством, могут становиться менее прибыльными, а их акции будут падать», - пояснил Митрофанов.

По его мнению, помочь Китаю может сильный внутренний спрос. Значит, лучше всего будут себя чувствовать производители, ориентированные на местных потребителей.

В частности, власти КНР готовы стимулировать экономический рост внутри страны за счет снижения процентных ставок и нормативов резервирования для банков, что позволяет им высвобождать ликвидность, говорит Беленькая. Также, по ее данным, правительство использует методы фискального стимулирования - снижает налоги, вводит налоговые каникулы, инвестирует в инфраструктуру, применяет стимулы на покупку автомобилей, поддерживает застройщиков в завершении недостроенных проектов и в целом стремится к сокращению экономического неравенства.

«С точки зрения рынков, ключ к раскрытию потенциала китайской экономики - сочетание уже предпринимаемых стимулирующих мер и обозначившегося смягчения антиковидных ограничений, что позволит восстановить мобильность населения и деловую активность», - заявила эксперт.

При этом ее коллега Митрофанов призвал не забывать об особенностях китайского фондового рынка, который, на его взгляд, выглядит очень непрофессионально. «Концентрация непрофессионалов на рынке настолько высокая, что он растет или падает на существенную величину от одной картинки в социальной сети. Также нельзя сказать, что финансовая отчетность у китайских эмитентов достоверна - в ее качестве сомневаются как профессионалы с аудиторами, так и частные инвесторы», -подытожил Митрофанов.

Осторожно, Китай «открывается». Что будет с экономикой и рынком?

И, наконец, стоит дождаться еще 8 января. Это предполагаемая дата открытия границ для туристов и отмены карантины в КНР. А пока китайцы осаждают сайты туристических агентств, инвесторы надеются, что к этому времени власти страны не решат все взять, да и запретить.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter