100 лет гражданской авиации России. В каком состоянии отрасль отмечает юбилей? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

100 лет гражданской авиации России. В каком состоянии отрасль отмечает юбилей?

9 февраля 2023 ИХ "Финам" Бабанова Мария
9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. К этой дате отечественная гражданская авиация подходит с разными итогами, что, впрочем, неудивительно, учитывая возраст юбиляра. За прошедший век она видела многое, как хорошее, так и плохое, были у неё и события светлые и радостные, и темные, и трагические, всё как бывает в жизни. Отрасль приобретала и теряла людей, технику, менялось её регулирование, через всё это отрасль прошла достойно, она сохранилась, приобретя бесценный опыт, с которым она подошла к столетнему юбилею.

Сегодня гражданская авиация выполняет полёты по сотням направлений в стране и за рубежом, перевозя миллионы пассажиров и тонн грузов. Гражданская авиация стала важным участником транспортной отрасли, она даёт поступления в бюджеты всех уровней, обеспечивает рабочими местами десятки тысяч людей, даёт заказы на различные товары и услуги другим отраслям. Полёты уже давно стали привычным делом, их удобно совершать на всех этапах: от приобретения билетов и прибытия в аэропорт, до прибытия в пункт назначения и получения багажа. Во многом это обусловлено тем, что за 100 лет своей истории практически все операции в гражданской авиации отработаны до автоматизма и подкреплены профессионализмом сотрудников, высоким уровнем автоматизации различных видов деятельности в ней. К круглой дате гражданская авиация подошла с достойными производственными результатами. Так, по данным Росстата РФ в 2021 году грузооборот воздушного транспорта составил 9,2 млрд тонна-километров, что является наивысшим показателем в XXI веке. Объём перевозки грузов воздушным транспортом в 2021 году составил 1,6 млн тонн, что также является наивысшим результатом начиная с 2000 года. Пассажирооборот воздушного транспорта в 2021 году составил 243,3 млрд пассажиро-километров, что является 4 результатом в XXI веке после 2019 года – 323 млрд пассажиро-километров; 2018 года – 286,9 млрд пассажиро-километров; 2017 года – 259,4 млрд пассажиро-километров. Пассажиров в 2021 году воздушным транспортом было перевезено 112 млн человек, что является третьим результатом в XXI веке после 2019 года – 131 млн человек и 2018 года – 118 млн человек.

Разница в результатах перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом в 2021 году объясняется следующим образом: на перевозку пассажиров повлияла пандемия коронавируса и введённые в связи с этим ограничения на передвижения граждан, их желание обезопасить себя, что привело к отказу от поездок. Высокие результаты грузовых перевозок, в первую очередь, связаны с развитием дистанционной торговли и доставки товаров, а также с введёнными ограничениями из-за коронавируса, трудностями в посещениях магазинов. Полные данные за 2022 год Росстат РФ пока не опубликовал, есть лишь статистика за 11 месяцев. Так, грузооборот воздушного транспорта за 11 месяцев 2022 года составил 2,6 млрд тонно-километров, объём перевезённых грузов – 0,52 млн тонн. Пассажирооборот воздушного транспорта за 11 месяцев 2022 года составил 210,1 млрд пассажиро-километров, за тот же период было перевезено 88 млн человек. Показатели по перевозкам в 2022 году гражданской авиации объясняются непростой ситуацией в мире, различными ограничениями, которые были введены рядом стран против отечественных авиакомпаний, что привело к уменьшению количества полётов.

Несмотря на то, что текущее положение дел у воздушного транспорта сложное, он остаётся одним из ключевых видов транспорта в стране, от которого зависят как пассажиры, так и грузоотправители. Во многом это объясняется не только значительным опытом гражданской авиации страны, которого за 100 лет накоплено немало, но и тем, что играет в её пользу, её сильными сторонами. В первую очередь можно назвать огромные расстояния страны, которые только авиация и может преодолеть за приемлемое время. Как ни парадоксально, на руку или лучше сказать «на крыло» авиакомпаниям играет недостаточно развитая дорожная сеть страны, ведь есть множество населённых пунктов куда, как поётся в песне «только самолётом можно долететь», на других видах транспорта туда не добраться. В пользу воздушного транспорта работает и высокий уровень развития авиации в предыдущие десятилетия, когда были созданы различные типы летательных аппаратов, причём многие из них являлись передовыми в мире. Авиастроение в РФ продолжают поддерживать, что обеспечивает перевозчиков разнообразным воздушным флотом, вот лишь несколько примеров.

Летом 2022 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сказал, что до 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации, также будет производиться замещение иностранных комплектующих российскими аналогами. По словам Дениса Мантурова планируется поставка: 142 единиц SSJ-New, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, региональные перевозчики получат самолеты "Ладога", Л-410, "Байкал". Также, по словам Мантурова, до 2030 года запланирована поставка 764 вертолётов, основной упор сделан на вертолеты "Ансат" (201 единица) и Ми-8 (276 единиц) как на наиболее востребованные. Такой значительный объём поставки позволит авиакомпаниям продолжать свою деятельность, позволит перевозить больше пассажиров и грузов как по стране, так и за рубеж.

Существенным положительным фактором для деятельности гражданской авиации остаётся и её поддержка со стороны государства. Так, в 2022 году отрасли были выделены значительные средства. В апреле правительством РФ было принято решение о выделении авиакомпаниям субсидий в объёме 100 млрд рублей в целях частичной компенсации расходов перевозчиков на полеты внутри страны. Свыше 18 миллиардов рублей в 2022 году было направлено на субсидируемые авиаперевозки Дальнего Востока, а в сентябре правительство приняло решение о выделении 15 млрд рублей на поддержку системы организации воздушного движения в стране. Помощь государству отрасли положительно отражается на её работе, способствует укреплению экономической стабильности авиакомпаний.

Наряду с сильными сторонами есть и негативные факторы, которые влияют на работу гражданской авиации, сказываются на финансовом положении перевозчиков. Так, остаётся низкой транспортная мобильность населения, граждане мало ездят по стране и в другие страны. По данным Росстата РФ, транспортная подвижность населения в 2021 году составила 3 379,4 пассажиро-километров на человека, что выше показателя 2020 года – 2 409,1 пассажиро-километров, но ниже показателя 2019 года – 4 327,7 пассажиро-километров. Многие граждане бояться летать, предпочитая добираться другими видами транспорта, даже несмотря на то, что зачастую это дольше и сложнее, аэрофобия отрицательно сказывается на деятельности гражданской авиации. Ещё одним негативным фактором, влияющим на деятельность авиаперевозчиков, является недостаточное количество аэродромов (аэропортов) в стране. Раньше их было гораздо больше, как с взлётно-посадочными полосами (ВПП) с твёрдым покрытием, так и с грунтовыми ВПП, то сегодня их стало гораздо меньше, не каждая столица региона имеет свой аэродром. Да, планы по их строительству есть, новые аэропорты запускают (например, в конце декабря 2022 года первый рейс принял аэропорт Великого Устюга), но их необходимо больше, что позволит увеличить объёмы перевозки.

Несмотря на непростую ситуацию в гражданской авиации, она встречает свой юбилей одним из лидеров отечественной транспортной отрасли, что отражается на экономике, влияет на уровень жизни. Хочется пожелать всем, кто трудится в гражданской авиации, чтобы в её втором веке было меньше плохого и больше хорошего, чтобы она продолжила оставаться одним из лидеров отечественного транспорта, по-прежнему перевозя людей и грузы.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter