Ozon: чем порадовал годовой отчет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ozon: чем порадовал годовой отчет

11 мая 2023 Тинькофф Банк | Ozon
По данным исследовательских агентств Data Insight и INFOLine, оборот онлайн-торговли в России по итогам 2022 года показал рост на 37—38% и составил около 5,7 трлн рублей. При этом темпы роста Ozon по году оказались более чем в два раза выше: прирост GMV — 86% год к году.

Есть несколько драйверов для такого роста в текущих условиях:

уход западных брендов и уменьшение доступного ассортимента в торговых точках;
снижение покупательной способности доходов населения в течение всего 2022 года.

Это, в свою очередь, привело к росту интереса со стороны потребителей к поиску доступных альтернатив на маркетплейсах. На платформе Ozon на конец 2022 года насчитывалось около 170 млн уникальных товарных позиций. Ассортимент Ozon состоит из разных категорий товаров, включая электронику, товары для дома и декора, товары для детей, товары повседневного спроса, свежие продукты и автозапчасти.

Также ускорился тренд на переход потребителей из офлайна в онлайн. Это видно на примере роста проникновения онлайн-ритейла в 2022 году: 15% против 12% в 2021 году.

Ozon: чем порадовал годовой отчет


Крупнейшие маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет) стали бенефициарами такого тренда.

По обороту лидером рынка остается компания Wildberries c GMV в размере 1,7 трлн рублей и ростом до 98% по сравнению с 2021 годом.
Онлайн-торговля Яндекса (включая Яндекс Маркет) по итогам 2022 года достигла оборота в размере 307,7 млрд рублей (рост на 92% год к году).

Совокупно на три маркетплейса пришлось около половины всего рынка электронной коммерции по итогам 2022 года. Рыночная доля Wildberries составила около 30%, Ozon — 15%, а Яндекса — более 5%. Рынок в России остается фрагментированным и с высоким потенциалом роста для электронной коммерции.

В 2023 году эксперты прогнозируют рост рынка еще на 30%. Мы ожидаем, что компания сохранит опережающие темпы роста как минимум в два раза.

Откуда доходы

На платформе Ozon по итогам года насчитывалось около 35,2 млн активных покупателей (+38% год к году) и около 232 тысяч активных продавцов. Доля маркетплейса (3P-бизнеса компании, или продаж сторонних продавцов на платформе) по итогам года достигла 76% от всего товарооборота и принесла 38% совокупной выручки компании.

Доля 1P-бизнеса (то есть прямых продаж) составила 19% от совокупного товарооборота и принесла 49% выручки по году. Совокупная выручка по итогам года показала рост на 56%. Это произошло в основном за счет роста сервисной выручки на 147%. Компания также активно развивает финтех-услуги и с недавних пор стала раскрывать показатель по выручке сегмента (1,1 млрд рублей по итогам года). Выручка от рекламы по итогам года выросла почти в три раза.



Валовая рентабельность Ozon осталась на том же уровне, что и в 2021 году, — 36,8%.

Основные расходы компании

Затраты на фулфилмент и доставку занимают большую часть операционных расходов компании (около 38% по итогам года). За 2022 год в абсолютном выражении расходы увеличились на 61%, а в 2021 году — на 149%. Такой взрывной рост был обусловлен увеличением количества заказов до 465,4 млн в 2022 году. Для сравнения: в 2021 году их было 223,2 млн, а в 2020-м — 73,9 млн.

Также сказалось значительное расширение инфраструктуры за эти годы. По мере роста эффекта масштаба увеличивается эффективность бизнеса, то есть уровень утилизации мощностей текущих и новых объектов инфраструктуры фулфилмента и логистики.

Несмотря на инвестиции в расширение складских мощностей, доля этих расходов от совокупного товарооборота постепенно снижается. Это отчетливо видно на квартальной динамике: 14,3% в четвертом квартале 2022 года против 17,8% в аналогичном периоде 2021 года.

Также уменьшаются расходы на один заказ: с 2019 год по 2022 год стоимость затрат на фулфилмент и доставку в расчете на один заказ уменьшилась в 2,7 раза.



Компания снижает расходы за счет оптимизации операционных процессов на складах и в логистике. Предложения финансовых услуг для покупателей (в частности, дебетовой карты OZON.Card) позволяют снизить затраты на обработку платежей. Если продукт, приобретенный на платформе, оплачивается дебетовой или кредитной картой, то Ozon платит соответствующему банку комиссию за обработку платежа. Эта комиссия значительно ниже или вовсе отсутствует, если покупатель оплачивает продукты через одно из предложений в сегменте финтеха. Таким образом, в расходах на фулфилмент также заложены затраты на эквайринг (около 1,8%), а рост доли пользователей Ozon Карты позволяет компании экономить на нем. B2C-сегмент финтеха (включая Ozon Карту и BNPL) насчитывает более 16 млн пользователей. Это примерно 45% от общей базы активных клиентов Ozon, но их вклад составляет более 50% от всего товарооборота площадки.

Таким образом, в совокупности операционные расходы снизились в процентах от товарооборота с 52,9% до 38,6% по итогам года, в том числе за счет сокращения в относительном выражении:

расходов на фулфилмент и доставку — с 17% до 14,7%;
расходов на продажи и маркетинг — с 5,5% до 2,9%;
общих и административных расходов — с 2,7% до 2,4%.

Что касается расходов на технологии и контент, то они незначительно выросли по итогам года: с 2,5% до 2,7% от GMV. Рост в основном связан с увеличением количества сотрудников.

Убытки, связанные с пожаром на одном из фулфилмент-центров в августе 2022 года, составили 10,2 млрд рублей. Компания все еще находится в процессе переговоров со страховой компанией по вопросу о выплате компенсации.

Компании удается сохранять безубыточность по EBITDA третий квартал подряд. По итогам 2022 года скорректированная EBITDA остается отрицательной (-3,2 млрд рублей) на фоне отрицательного значения почти в 9 млрд рублей в первом квартале.

В 2023 году компания ожидает сохранения безубыточности по EBITDA, хотя квартальная динамика может колебаться на фоне сезонности.

Чистый убыток по итогам всего года практически не изменился — 58,2 млрд рублей, даже несмотря на единоразовые расходы в размере 10,2 млрд рублей после пожара.

Капитальные расходы компании по итогам года составили 35,8 млрд рублей, увеличившись почти в два раза с прошлогодних значений (19,3 млрд рублей).

На 2023 год у компании также амбициозные цели по размеру капитальных расходов, сопоставимые с прошлым годом.

Бизнес Ozon подвержен высокой сезонности. Значительная часть оборота обычно приходится на второе полугодие. В четвертом квартале компания получает внушительный приток денежных средств, а отток, как правило, происходит в первом квартале следующего года, когда ритейлер расплачивается с поставщиками и продавцами.

Однако в 2022 году бизнесу 1P пришлось довольно нелегко. Кредиторская задолженность в первом и втором кварталах сильно сократилась. В свою очередь, наблюдался отток денежных средств, связанный с приобретением товарно-материальных запасов. Главная причина — это ухудшение условий отсрочки платежей (а иногда уже предоплат) и закупка впрок ассортимента для 1P-канала из-за ухода ключевых поставщиков и перебоев в поставках.

На этом фоне поток от операционной деятельности по итогам 2022 года составил отрицательные 24,3 млрд рублей. В первом квартале отрицательный поток от операционной деятельности составил 29,8 млрд рублей. Хотя в третьем и четвертом кварталах совокупный положительный поток принес почти 12 млрд рублей.

В 2023 году компания ожидает положительного потока от операционной деятельности.

А что с акциями?

Прогнозный показатель EV/GMV 2023, по нашим оценкам, составляет 0,31x, что гораздо ниже значений 2021 года (около 1x).

Что касается планов по редомициляции, то компания, как и все эмитенты с зарубежной пропиской (Ozon зарегистрирован на Кипре), рассматривает разные варианты, но пока никаких заявлений на этот счет не поступало. Ozon не выплачивает дивиденды, поэтому не испытывает трудностей с этой точки зрения.

Ну и что?

По итогам 2022 года площадка показала темп роста товарооборота, опережающий рынок в два раза. Ozon уверенно занимает второе место на рынке онлайн-ритейла (с долей около 15%).
Компании также удалось выйти в безубыточность на протяжении трех последних кварталов, но по итогам всего года скорректированная EBITDA остается отрицательной. В 2023 году мы ожидаем, что показатель будет в положительной зоне, а поквартальная динамика может колебаться.
Операционный денежный поток также ожидается в плюсе в 2023 году, а совокупный денежный поток сохранит значение около ноля.

Мы сохраняем наш таргет в размере 2 100 рублей за акцию, что эквивалентно 28% доходности на горизонте года.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter