Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Три причины, почему юань не сменит доллар » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Три причины, почему юань не сменит доллар

12 июня 2023 ИХ "Финам" | Юань Никитин Дмитрий
В мире в последнее время все больше говорят о дедолларизации, в том числе эту тему активно продвигают власти России, и в качестве перспективной глобальной валюты чаще всего называют китайский юань. Однако, как пишет портал Markets Insider, сами китайские власти могут быть не заинтересованы в чрезмерном «разрастании» роли юаня.

Между тем, страны БРИКС также планируют создание совместной валюты, которая, как полагают некоторые эксперты, сможет ослабить господство доллара. Удастя ли ей потеснить доллар? Своим мнением по этому поводу вы можете поделиться на Finam.ru.

Китаю придется сохранять осторожность
Markets Insider называет три причины того, что власти Китая могут не захотеть роли глобальной валюты для юаня. Первая из них заключается в том, что Китай не хочет либерализовать свою валюту и позволять деньгам свободно входить в свою экономику и выходить из нее, подчеркнул Рори Грин, главный экономист по Китаю в лондонской консалтинговой компании TS Lombard. По его мнению, хотя Китай и стремится подорвать глобальное господство США, «он хочет сделать это только на своих условиях».

В течение последнего десятилетия Народный банк Китая осторожно продвигал более широкое использование юаня, не нарушая финансовой безопасности, и вряд ли сейчас он нарушит эту динамику, полагает Грин. Эта стабильность поддерживается за счет контроля над тем, сколько иностранных денег может входить и выходить из экономики Китая, что, в свою очередь, влияет на обменный курс иностранной валюты.

Политика Пекина, как правило, склонялась к такому контролю, поскольку он считает его необходимым условием для проведения независимой суверенной денежно-кредитной политики, отметил Грин в аналитической записке. Из-за этого контроля «Пекин никогда не сможет полностью либерализовать свой текущий счет, но он все еще может проводить интернационализацию юаня».

Грин сказал Insider, что вместо попытки сделать юань мировой резервной валютой, Китай, скорее всего, сосредоточится на том, чтобы разрушить господство доллара США в некоторых частях мира. Но в позиции Пекина может быть место для маневра.

«В Китае всегда была возможность изменить контроль за движением капитала. За исключением позиции Пекина, вопрос заключается в том, поддержит ли это глобальная среда — достаточно ли стран, которые перейдут на юань? - сказал Insider Абишур Пракаш, генеральный директор консалтинговой фирмы The Geopolitic Business из Торонто. - Сегодня ответ — да, поскольку многие страны уже подписались на использование юаня, дав Китаю необходимый сигнал».

Вторая причина – в том, что Китай не хочет и не может позволить себе иметь постоянный дефицит, как это делают США. Позиция доллара США и его влияние в качестве резервной валюты имеют свою цену — дефицит счета текущих операций для Америки. Это связано с тем, что глобальный спрос на доллары США больше, чем американский спрос на импорт, который также оплачивается в долларах.

Таким образом, США придется бороться с еще большим дефицитом, чтобы сохранить свою позицию резервной валюты, отмечают авторы материала. Этот парадокс был впервые выдвинут в Конгрессе экономистом из Йельского университета Робертом Триффином в 1960 году. По данным Bloomberg, недостатком дефицита счета текущих операций является то, что он делает страну уязвимой для неожиданных изменений в глобальных потоках капитала. Как объяснял в 2009 году сотрудник Reuters Джон Кемп, в США наблюдается больший дефицит бюджета и счета текущих операций, чем в большинстве других стран, просто потому, что они являются эмитентом основной мировой резервной валюты. «По мере расширения мировой экономики рос спрос на резервные активы. Их могла предоставить иностранцам только Америка, имеющая дефицит счета текущих операций и выпускающая долларовые обязательства для его финансирования», — писал Кемп.

Хотя Китай сейчас является второй по величине экономикой в мире, он просто не может позволить себе иметь постоянный дефицит, как США, отметил Грин. «Китай политически не желает и экономически неспособен — за исключением значительных структурных реформ — иметь устойчивый дефицит счета текущих операций и обеспечивать достаточные запасы активов в юанях по всему миру», — написал Грин.

Наконец, третья причина состоит в том, что Пекин сталкивается со многими геополитическими рисками, поэтому Китаю нужны альтернативные активы.

Одной из ключевых проблем для любой валюты, бросившей вызов доллару США в качестве доминирующей мировой резервной валюты, является доминирование доллара США. Прямо сейчас даже евро играет большую роль, чем юань. В апреле 43% всех глобальных платежей, совершенных через SWIFT, были совершены в долларах США, а 32% — в евро. Только 2,3% транзакций SWIFT были совершены в юанях.

Между тем, согласно данным МВФ, на доллар США приходилась львиная доля, или 54%, мировых валютных резервов в четвертом квартале 2022 года. На евро приходилось 20% резервов, а на юань приходилось всего 2,5% этого запаса.

Это означает отсутствие широкого выбора, когда речь идет о резервных активах, что является проблемой для китайского центрального банка, написал Грин из TS Lombard. Учреждению придется держать свои облигации, номинированные в юанях, в огромных количествах — подобно ФРС США, которая сейчас держит огромное количество своих активов в казначейских ценных бумагах. Учитывая эти проблемы, маловероятно, что юань обгонит доллар, сказал Грин.

«Геополитика и экономический вес Китая стимулируют и будут стимулировать большее принятие юаня для торговли и резервных активов. Более широкое международное использование юаня обеспечит каналы для обхода санкций, но доллару ничего не угрожает», — заключил Грин.

Россия – за юань
В России, между тем, ждут юань именно в качестве глобальной резервной валюты. Прогноз о такой его роли в будущем высказывала, например, первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева на Евразийском экономическом форуме в мае.

«В последнее время мы видим активизацию процесса, скажем, были выступления представителей стран Латинской Америки (Бразилии, Аргентины), Ближнего Востока (Саудовской Аравии) о том, что они переходят на более активное использование юаня в расчетах… В этой связи обсуждаются возможности по превращению юаня в глобальную резервную валюту. В эту сторону процесс, безусловно, идет. Наверно, он не будет идти так быстро, как это иногда кажется, но он идет», - сказала Юдаева.

Экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза» Никита Митрофанов ожидает существенного изменения ситуации в течение 15-20 лет.

Он отмечает, что с начала 2022 года по текущий момент доля расчетов в долларах в мире сокращается. Как пишет Bloomberg, после введения санкций против России ряд крупных стран пересмотрели валюту взаимоотношений с другими странами и ищут альтернативы. Так, например, Китай и Франция подписали соглашение о торговле газом в юанях. Россия перешла на расчеты в национальных валютах, как минимум с Индией и Китаем. И по мере обновления договоров Россия наращивает объемы транзакции в китайских юанях. Турция и ОАЭ перешли на расчеты в национальных валютах, и такую же сделку заключили Бразилия с Китаем. Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии теперь чаще использует региональные валюты. Сюда входят Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Индонезия и другие.

«Поэтому про дедолларизацию много говорят и в американских СМИ, и официальные представители власти США. Министр финансов США Джанет Йеллен говорила, что одним из последствий от принятия санкций в отношении России станет сокращение долларов в международном обороте. Это ожидаемо, ведь США запретили ввоз наличных долларов в Россию и ввели санкции против ее экспортного бизнеса», - подчеркнул Митрофанов.

Однако, по его словам, эти разговоры будто игнорируют тотальное доминирование доллара в резервах мировых ЦБ и структуре мировых транзакций. «По данным Банка Международных Расчетов, в долларах проходит около 88% операций с иностранной валютой, а доля бакса в золотовалютных резервах мировых Центральных Банков - 60%. За несколько лет эти показатели снизились на 1-2%, процесс идет», - добавил эксперт. По его словам, такими темпами ситуация существенно изменится лишь лет через 15-20 – «а что будет тогда, невозможно предсказать».

Сможет ли валюта БРИКС потеснить доллар?
Помимо всего прочего, страны БРИКС планируют запустить собственную общую валюту. Эта тема будет обсуждаться на их встрече 22 августа. Некоторые американские эксперты всерьез обеспокоены развитием событий. Так, бывший советник ЦРУ Джеймс Рикардс в статье для The Daily Reckoning написал, что новая валюта может ослабить роль доллара и привести к «потрясению международной валютной системы». А вот министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор заявила, что не видит перспектив у идеи общей валюты стран БРИКС.