Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рубини против Роджерса - верный тон дебатов на 2010 г. » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рубини против Роджерса - верный тон дебатов на 2010 г.

Известнейший инвестор и спекулянт Джим Роджерс считает, что золото подорожает в цене как минимум вдвое - до $2,000 за унцию. Экономист Нуриэль Рубини считает это "полным вздором". Таким лобовым столкновением эти две известные на мировых рынках фигуры оказали нам большую услугу, обрисовав насущную проблему и главный предмет дебатов: что является большей угрозой - инфляция или дефляция?
9 ноября 2009 Архив
Это прямо-таки золотая возможность….
Известнейший инвестор и спекулянт Джим Роджерс считает, что золото подорожает в цене как минимум вдвое - до $2,000 за унцию. Экономист Нуриэль Рубини считает это "полным вздором". Таким лобовым столкновением эти две известные на мировых рынках фигуры оказали нам большую услугу, обрисовав насущную проблему и главный предмет дебатов: что является большей угрозой - инфляция или дефляция?

Инфляция, хотя и не в таком масштабе, какого опасаются многие.
Поднимая эту тему, хочется вспомнить позицию неправительственной организации по изучению инфляции National Inflation Association. Она устроила "разбор полетов" Рубини, который заявил на прошлой неделе об отсутствии инфляционного давления, способного настолько взвинтить цены на золото. Ассоциация обвинила экономиста в "непонимании того, что есть инфляция и дефляция".

А, собственно, покажите мне сейчас хоть одного человека, который понимает, что это такое. Если рассматривать экономику и рынки с традиционной колокольни, то мало что из происходящего будет иметь смысл. Многие концепты и понятия, представлявшиеся незыблемыми колоссами всего два года назад, теперь обнаружили свои глиняные ноги.

Спросите Джона Рида, который в свое время активно поспособствовал тому, чтобы состоялась сделка по слиянию, в результате которой появился такой гигант, как Citigroup Inc. На прошлой неделе он принес извинения за свое участие в создании компании, которая впоследствии обошлась правительству в $45 млрд., и заявил, что банки подобной величины следует разбивать на более мелкие. Похоже, отмена в 1999 г. закона Гласса-Стигалла (эха Великой Депрессии, запрещавшего коммерческим банкам, работающим с розничной клиентурой, заниматься операциями с ценными бумагами на рынках капитала) оказалась в конечном итоге ужасной идеей.

Все перевернулось с ног на голову. В условиях подобной дезориентации существует риск. Что политики могут начать подгонять под старые идеи и взаимосвязи новые проблемы. Одной из таких ошибок может стать преждевременный отказ от стимулов, которые только начинают стабилизировать рост экономики.

Лишь глупец может отрицать инфляционные риски, когда Федрезерв, Банк Японии и Банк Англии удерживают краткосрочные процентные ставки у нулевой отметки, да и ЕЦБ недалеко ушел от них. Центробанки начинают сворачивать экстренные меры, направленные на предотвращение катастрофы, и это логично.
Опасно другое: в поисках "выхода" власти могут перегнуть палку. Собственно, об этом и пытается сказать Рубини, и с профессором Университета Нью-Йорка сложно поспорить. Да, инфляцию необходимо сдерживать, но то же самое относится в краткосрочной перспективе и к дефляционным силам.

Лично мне опасения Рубини представляются более убедительными, чем ставки Роджерса на золото. Могу проявить аналогичную солидарность и в отношении мнения Рубини, что благодаря ралли на фондовых рынках развивающихся стран вызревают пузыри.

С приближением 2010 г. все активнее растут ожидания, что золото продолжит укрепляться. Недавняя покупка Индией желтого металла на сумму $6,7 млрд. лишь еще сильнее приковала внимание инвесторов к этому тренду.

И тем не менее, мировая экономика приобретает очертания экономики японской больше, чем это способны понять те, кто зациклен на инфляции. В мире, попавшем в ловушки ликвидности, ценовое давление нельзя назвать обычной угрозой.

Я не имею в виду, что инфляция не посмеет поднять голову, особенно на развивающихся рынках. Ультранизкие процентные ставки ФРС могут привести к инфляции в Китае, Индонезии и Таиланде раньше, чем в самих Штатах. Банковское кредитование провисает, в лучшем случае, на нейтральных уровнях, даже несмотря на рост денежной массы США в геометрической прогрессии за последний год. Любопытно, что в наибольшем выигрыше от закачанной Федрезервом ликвидности оказались фондовые рынки развивающихся экономик.
Тем временем по уши увязшие в долгах американские домохозяйства будут тратить еще меньше на фоне превысившей отметку 10% ставки безработицы.

Добавьте к этому оптимистичный подход Вашингтона к доктрине "слишком больших, чтобы банкротиться". Так, Fannie Mae рассчитывает на новую порцию государственной помощи - на этот раз в размере $15 млрд. Управляющие Citigroup, American International Group Inc. и Goldman Sachs Group Inc. пребывают в полной уверенности, что правительство не допустит, чтобы они повторили печальную судьбу Lehman Brother Holdings Inc.
Это способствует принятию безответственных решений и может замедлить процесс устранения дисбалансов на рынке коммерческой недвижимости и в других секторах. Все это предполагает, что опыт Японии за последние 20 лет гораздо релевантнее для США, чем думают многие. Япония до сих пор не справилась с дефляцией.

Ключевым отличием между Японией и США является локализация финансовых проблем. Если в стране восходящего солнца плохие долги были сосредоточены в корпоративном секторе, то для Америки таким сегментом являются домохозяйства.
Возможно, США засевают семена нового кризиса плохих долгов, поддерживая домохозяйства. Я не могу понять, как может являться хорошей политика, подначивающая в условиях слабой экономики покупать дома тех, для кого с точки зрения финансовой состоятельности, возможно, было бы лучше арендовать жилье.

Еще одним уроком Уолл-стрит, так и не выученным на примере Японии, является сила слов "Я сожалею". В этой связи поступок Рида является беспрецедентным, поскольку в общей массе банкиры отказываются признавать за собой любую вину.
Они клеймят все подряд: от слишком слабого надзора до слишком сильного надзора, а также граждан с низким доходом, возжелавших тем не менее обманом получить ипотечный кредит. Но они так и не удосужились посмотреть в зеркало и признать собственную жадность. И ничто не подчеркивает это сильнее увесистых бонусов, которые они опять принялись выплачивать себе.

Они еще пожалеют об этом, если рынки снова обвалятся. А властям тем временем необходимо позаботиться о ценах на активы и снять с них образовавшуюся пену, но не слишком поспешно и не заходя при этом слишком далеко, чтобы не оказаться в трясине мировой дефляции.

Вильям Песек, Bloomberg News