25 сентября 2023 Bloomberg
Решение правительства Великобритании передвинуть на более поздний срок запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей, скорее всего, не помешает долгосрочным амбициям страны по достижению нулевых выбросов. Но пятилетняя задержка подрывает уверенность автопроизводителей и потребителей в том, что 2030 год станет финальной датой поэтапного отказа, и рискует лишить их стимулов к переходу на электромобили в ближайшей перспективе.
Премьер-министр Риши Сунак объявил 20 сентября, что Великобритания отложит до 2035 года свою амбициозную цель, ранее установленную на 2030 год — запретить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Согласно предыдущему плану, новые автомобили и фургоны, работающие только на бензине или дизельном топливе, не продавались бы в стране после 2030 года, но подключаемые гибриды все равно были бы разрешены еще в течение пяти лет. Новая дата приближает Великобританию к другим крупным рынкам электромобилей, включая Европейский Союз и Калифорнию. Но теперь у этих регионов, возможно, есть преимущество в гонке за электрификацией на фоне попутного ветра щедрых стимулов к покупкам — то, чему Великобритания положила конец в прошлом году.
Обоснование решения правительства включало опасения по поводу доступности электромобилей по цене, а также убежденность Сунака в том, что «по крайней мере, на данный момент этот выбор должны делать вы, потребители, а не правительство, заставляющее вас это делать». Он также выразил убеждение, что подавляющее большинство потребителей автомобилей, продаваемых к 2030 году, в любом случае будут электрическими, поскольку «затраты снижаются, ассортимент улучшается, а зарядная инфраструктура растет».
Решение установить более поздний срок перехода подверглось критике, как ослабление стратегии Великобритании в области изменения климата, но премьер-министр подчеркнул неизменную приверженность достижению целей «чистого нуля» к 2050 году.
1. В основном отрицательный ответ
Новость о задержке поэтапного отказа была встречена негативной реакцией большинства представителей автомобильной промышленности. Скупой голос одобрения прозвучал от Toyota, автопроизводителя, известного своей недостаточной приверженностью электромобилям. Ford подчеркнул, что перенос даты подорвет инвестиции, которые он уже вложил в электрификацию автомобилей, в то время как Stellantis подтвердил свою приверженность достижению 100% нулевого уровня выбросов продажи новых автомобилей и фургонов в Великобритании к 2030 году, но сказал, что для этого требуется больше ясности от правительства. Тем временем глава Общества автопроизводителей и трейдеров Майк Хейз предупредил, что путаница и неопределенность, вызванные задержкой, могут удержать клиентов от необходимого перехода на электромобили.
Негатив со стороны автомобильной промышленности неудивителен. Великобритания впервые объявила о своей цели осенью 2020 года. В этом квартале доля легковых электромобилей выросла до 18% от общего объема продаж машин в стране — по сравнению всего с 6% годом ранее, когда доля моделей с электроприводом на батареях достигла 11%.
С тех пор электромобили неуклонно прогрессируют, достигнув в первой половине этого года доли в 24%, а доля электромобилей на аккумуляторных батареях выросла до 16%.
Конечно, цель поэтапного отказа авто на грязном топливе (к 2030 г.) была не единственной движущей силой этого роста. Субсидии на покупку электромобилей и стандарты экономии топлива также сыграли важную — если не самую важную — роль. Тем не менее, что долгосрочные цели делают очень хорошо, так это обеспечивают стабильность и определенность автопроизводителям и потребителям, чтобы они могли осуществлять необходимые инвестиции для достижения этих целей. Изменение этого долгосрочного обязательства лишает их уверенности и подвергает риску их инвестиции.
Поскольку субсидии на покупку электромобилей для частных потребителей в Великобритании закончились во втором квартале по сравнению с прошлым годом потребители и автопроизводители прямо сейчас оказались в довольно замкнутом круге размышлений. У потребителей нет немедленного стимула приобретать еще более дорогие электромобили, поскольку решение правительства дало им больше времени. Это может привести к снижению спроса, что, в свою очередь, может лишить автопроизводителей стимула уделять приоритетное внимание выпуску новых моделей электромобилей в Великобритании. Без новых моделей, расширяющих потребительский выбор, Великобритания могла бы с трудом поддерживать свою восходящую траекторию продаж электромобилей.
2. Подвержена ли риску цель достижения нулевых выбросов?
Премьер-министр Сунак правильно отметил, что новая дата поставит Великобританию в один ряд с другими значимыми рынками электромобилей, такими как Калифорния, Франция и Германия. ЕС, Канада и другие Штаты США также приблизились к цели 2035, как к году прекращения продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Этот сдвиг вряд ли убьет амбиции Великобритании по достижению углеродной нейтральности. Сценарий энергоперехода, который в первую очередь обусловлен экономической конкурентоспособностью технологий и не предполагает вмешательства политики, предполагает, что к 2030 году доля автомобилей с нулевым уровнем выбросов достигнет 58% от общего объема продаж автомобилей, вырастет до 82% в 2035 году и 97% в 2050 году. Но, несмотря на то, что это высокая доля продаж, требуется время, чтобы она дошла до автопарка — в этом базовом сценарии к середине века только 89% парка легковых автомобилей в Великобритании будут иметь нулевой уровень выбросов.
Анализ BNEF показывает, что продажи автомобилей с ДВС должны прекратиться в 2032 году, чтобы к 2050 году парк автомобильного транспорта Великобритании был равен нулю. Дата поэтапного отказа от 2035 года, скорее всего, позволит стране достичь этой цели вовремя, но в 2040-х годах потребуется более резкий рост продаж, чтобы не сбиться с намеченного курса. Однако из этого анализа становятся ясными две вещи:
Последние несколько процентов всегда являются самыми трудными, и Великобритания не сможет достичь «зеленого» парка автомобильного транспорта к 2050 году только по экономическим соображениям. Необходимы дополнительные меры политического вмешательства и поддержки, особенно в области создания зарядной инфраструктуры, модернизации электросетей, поддержания потребительского интереса к электромобилям и сохранения приверженности автопроизводителей увеличению продаж электромобилей.
Любые всплески в продажах в краткосрочной и среднесрочной перспективе приведут к снижению доли электромобилей в автопарке к 2050 году далее или, по крайней мере, приведут к очень резкому росту продаж в 2040-х годах. А в быстро развивающейся молодой отрасли за пять лет многое может произойти — как хорошее, так и плохое.
Возвращение Великобритании на один уровень с другими странами лишает ее титула лидера. И сейчас она, возможно, отстает от Калифорнии, Германии и Франции в гонке электромобилей, поскольку в этих других регионах по-прежнему действуют щедрые стимулы к покупке и целевые показатели экономии топлива, которые будут стимулировать динамику. Что все еще стоит на кону в Великобритании, так это запланированный в стране мандат на продажу автомобилей с нулевым уровнем выбросов, который должен был вступить в силу со следующего года. Согласно мандату, ежегодная доля автомобилей с нулевым уровнем выбросов (за исключением подключаемых гибридов, которые не являются таковыми) в продажах автомобилей автопроизводителей должна достичь 22% в 2024 году и 80% в 2030 году. Таким образом, сам по себе мандат в некоторой степени сводит на нет цель пятилетней.
3. Верен ли экономический аргумент?
Один из главных аргументов, который приводит премьер-министр Сунак, заключается в том, что электромобили по-прежнему слишком дороги для среднестатистической британской семьи. Хотя это верно и сегодня, падение цен на литийионные аккумуляторы, которые подешевели примерно на 88% в период с 2010 по 2022 год, продолжает снижать цены на электромобили.
Исходя из текущей траектории снижения цен на аккумуляторные батареи, при наблюдаемом темпе роста на 17%, BNEF оценивает, что паритет первоначальных цен между электромобилями на аккумуляторах и автомобилями с ДВС на несубсидируемой основе будет достигнут уже в 2025 году для крупных транспортных средств и спортивных внедорожников в Европе и в 2026 году для малых и средних BEV. Если цены на аккумуляторы будут падать быстрее, с темпом 18%, то паритет может быть достигнут уже в 2023 году для некоторых сегментов. Если медленнее, с темпом 16%, паритет может быть достигнут позже для малых и средних автомобилей — уже к 2028 году, но останется неизменным для более крупных транспортных средств.
Хотя этот анализ показывает, что ценовой паритет на европейском рынке электромобилей находится в пределах досягаемости, единственный способ реально достичь его — это увеличить масштабы и инвестиции в электромобили.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Премьер-министр Риши Сунак объявил 20 сентября, что Великобритания отложит до 2035 года свою амбициозную цель, ранее установленную на 2030 год — запретить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Согласно предыдущему плану, новые автомобили и фургоны, работающие только на бензине или дизельном топливе, не продавались бы в стране после 2030 года, но подключаемые гибриды все равно были бы разрешены еще в течение пяти лет. Новая дата приближает Великобританию к другим крупным рынкам электромобилей, включая Европейский Союз и Калифорнию. Но теперь у этих регионов, возможно, есть преимущество в гонке за электрификацией на фоне попутного ветра щедрых стимулов к покупкам — то, чему Великобритания положила конец в прошлом году.
Обоснование решения правительства включало опасения по поводу доступности электромобилей по цене, а также убежденность Сунака в том, что «по крайней мере, на данный момент этот выбор должны делать вы, потребители, а не правительство, заставляющее вас это делать». Он также выразил убеждение, что подавляющее большинство потребителей автомобилей, продаваемых к 2030 году, в любом случае будут электрическими, поскольку «затраты снижаются, ассортимент улучшается, а зарядная инфраструктура растет».
Решение установить более поздний срок перехода подверглось критике, как ослабление стратегии Великобритании в области изменения климата, но премьер-министр подчеркнул неизменную приверженность достижению целей «чистого нуля» к 2050 году.
1. В основном отрицательный ответ
Новость о задержке поэтапного отказа была встречена негативной реакцией большинства представителей автомобильной промышленности. Скупой голос одобрения прозвучал от Toyota, автопроизводителя, известного своей недостаточной приверженностью электромобилям. Ford подчеркнул, что перенос даты подорвет инвестиции, которые он уже вложил в электрификацию автомобилей, в то время как Stellantis подтвердил свою приверженность достижению 100% нулевого уровня выбросов продажи новых автомобилей и фургонов в Великобритании к 2030 году, но сказал, что для этого требуется больше ясности от правительства. Тем временем глава Общества автопроизводителей и трейдеров Майк Хейз предупредил, что путаница и неопределенность, вызванные задержкой, могут удержать клиентов от необходимого перехода на электромобили.
Негатив со стороны автомобильной промышленности неудивителен. Великобритания впервые объявила о своей цели осенью 2020 года. В этом квартале доля легковых электромобилей выросла до 18% от общего объема продаж машин в стране — по сравнению всего с 6% годом ранее, когда доля моделей с электроприводом на батареях достигла 11%.
С тех пор электромобили неуклонно прогрессируют, достигнув в первой половине этого года доли в 24%, а доля электромобилей на аккумуляторных батареях выросла до 16%.
Конечно, цель поэтапного отказа авто на грязном топливе (к 2030 г.) была не единственной движущей силой этого роста. Субсидии на покупку электромобилей и стандарты экономии топлива также сыграли важную — если не самую важную — роль. Тем не менее, что долгосрочные цели делают очень хорошо, так это обеспечивают стабильность и определенность автопроизводителям и потребителям, чтобы они могли осуществлять необходимые инвестиции для достижения этих целей. Изменение этого долгосрочного обязательства лишает их уверенности и подвергает риску их инвестиции.
Поскольку субсидии на покупку электромобилей для частных потребителей в Великобритании закончились во втором квартале по сравнению с прошлым годом потребители и автопроизводители прямо сейчас оказались в довольно замкнутом круге размышлений. У потребителей нет немедленного стимула приобретать еще более дорогие электромобили, поскольку решение правительства дало им больше времени. Это может привести к снижению спроса, что, в свою очередь, может лишить автопроизводителей стимула уделять приоритетное внимание выпуску новых моделей электромобилей в Великобритании. Без новых моделей, расширяющих потребительский выбор, Великобритания могла бы с трудом поддерживать свою восходящую траекторию продаж электромобилей.
2. Подвержена ли риску цель достижения нулевых выбросов?
Премьер-министр Сунак правильно отметил, что новая дата поставит Великобританию в один ряд с другими значимыми рынками электромобилей, такими как Калифорния, Франция и Германия. ЕС, Канада и другие Штаты США также приблизились к цели 2035, как к году прекращения продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Этот сдвиг вряд ли убьет амбиции Великобритании по достижению углеродной нейтральности. Сценарий энергоперехода, который в первую очередь обусловлен экономической конкурентоспособностью технологий и не предполагает вмешательства политики, предполагает, что к 2030 году доля автомобилей с нулевым уровнем выбросов достигнет 58% от общего объема продаж автомобилей, вырастет до 82% в 2035 году и 97% в 2050 году. Но, несмотря на то, что это высокая доля продаж, требуется время, чтобы она дошла до автопарка — в этом базовом сценарии к середине века только 89% парка легковых автомобилей в Великобритании будут иметь нулевой уровень выбросов.
Анализ BNEF показывает, что продажи автомобилей с ДВС должны прекратиться в 2032 году, чтобы к 2050 году парк автомобильного транспорта Великобритании был равен нулю. Дата поэтапного отказа от 2035 года, скорее всего, позволит стране достичь этой цели вовремя, но в 2040-х годах потребуется более резкий рост продаж, чтобы не сбиться с намеченного курса. Однако из этого анализа становятся ясными две вещи:
Последние несколько процентов всегда являются самыми трудными, и Великобритания не сможет достичь «зеленого» парка автомобильного транспорта к 2050 году только по экономическим соображениям. Необходимы дополнительные меры политического вмешательства и поддержки, особенно в области создания зарядной инфраструктуры, модернизации электросетей, поддержания потребительского интереса к электромобилям и сохранения приверженности автопроизводителей увеличению продаж электромобилей.
Любые всплески в продажах в краткосрочной и среднесрочной перспективе приведут к снижению доли электромобилей в автопарке к 2050 году далее или, по крайней мере, приведут к очень резкому росту продаж в 2040-х годах. А в быстро развивающейся молодой отрасли за пять лет многое может произойти — как хорошее, так и плохое.
Возвращение Великобритании на один уровень с другими странами лишает ее титула лидера. И сейчас она, возможно, отстает от Калифорнии, Германии и Франции в гонке электромобилей, поскольку в этих других регионах по-прежнему действуют щедрые стимулы к покупке и целевые показатели экономии топлива, которые будут стимулировать динамику. Что все еще стоит на кону в Великобритании, так это запланированный в стране мандат на продажу автомобилей с нулевым уровнем выбросов, который должен был вступить в силу со следующего года. Согласно мандату, ежегодная доля автомобилей с нулевым уровнем выбросов (за исключением подключаемых гибридов, которые не являются таковыми) в продажах автомобилей автопроизводителей должна достичь 22% в 2024 году и 80% в 2030 году. Таким образом, сам по себе мандат в некоторой степени сводит на нет цель пятилетней.
3. Верен ли экономический аргумент?
Один из главных аргументов, который приводит премьер-министр Сунак, заключается в том, что электромобили по-прежнему слишком дороги для среднестатистической британской семьи. Хотя это верно и сегодня, падение цен на литийионные аккумуляторы, которые подешевели примерно на 88% в период с 2010 по 2022 год, продолжает снижать цены на электромобили.
Исходя из текущей траектории снижения цен на аккумуляторные батареи, при наблюдаемом темпе роста на 17%, BNEF оценивает, что паритет первоначальных цен между электромобилями на аккумуляторах и автомобилями с ДВС на несубсидируемой основе будет достигнут уже в 2025 году для крупных транспортных средств и спортивных внедорожников в Европе и в 2026 году для малых и средних BEV. Если цены на аккумуляторы будут падать быстрее, с темпом 18%, то паритет может быть достигнут уже в 2023 году для некоторых сегментов. Если медленнее, с темпом 16%, паритет может быть достигнут позже для малых и средних автомобилей — уже к 2028 году, но останется неизменным для более крупных транспортных средств.
Хотя этот анализ показывает, что ценовой паритет на европейском рынке электромобилей находится в пределах досягаемости, единственный способ реально достичь его — это увеличить масштабы и инвестиции в электромобили.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу