Бюджетные показатели продолжают улучшаться » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бюджетные показатели продолжают улучшаться

9 октября 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Данные Минфина об исполнении бюджета за сентябрь подтверждают улучшение ситуации с бюджетными показателями – доходы за 9М23 вышли на уровень аналогичного периода прошлого года, а динамика расходов после существенного превышения в начале года уже несколько месяцев держится на «нормальном» уровне (впрочем, оценки расходов за год, опубликованные в пояснительной записке к проекту бюджета на 2024-26 гг, предполагают традиционное ускорение расходов в 4кв). Рост мировых цен на нефть, слабый рубль, корректировка налогообложения нефтяных доходов способствуют улучшению ситуации с нефтегазовыми доходами бюджета, и они могут приблизиться к плановому значению 8,9 трлн руб. за год. Ненефтегазовые доходы складываются значительно выше плана (рост экономической активности, рост стоимостного объема импорта в рублях, а также ожидаемые поступления от windfall tax и новых экспортных «курсовых» пошлин с 1 октября). Из новых бюджетных проектировок правительства на этот год следует, что ожидаемое превышение расходов над планом в этом году (примерно 2,6 трлн руб.) будет профинансировано за счет дополнительных ненефтегазовых доходов, что соответствует бюджетному правилу. Сочетание этих факторов складывается в пользу увеличения вероятности относительно умеренного дефицита бюджета по итогам года — в рамках 2% ВВП, что казалось практически невозможным в I полугодии 2023 года.

По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета за 9М23 составил 19 734 млрд рублей, впервые с начала года практически догнал прошлогодний уровень (0,0% г/г), объем расходов составил 21 432 млрд рублей (+9,7% г/г), дефицит бюджета сократился до 1,7 трлн руб после 2,6 трлн руб за 8М23 (т.е. профицит бюджета за сентябрь должен был составить 662 млрд руб, а за 3Q23 651 млрд руб). Накопительным итогом дефицит бюджета за 9М23 составляет 1,0% ВВП (новый годовой план правительства 1,8% ВВП или 3,0 трлн руб).

Динамика доходов характеризуется медленным улучшением ситуации с нефтегазовыми доходами и значительно более высокой траекторией ненефтегазовых доходов, чем было заложено в бюджетный план.

Что касается нефтегазовых доходов (НГД), по итогам 9М23 они еще почти на 35% ниже уровня аналогичного периода прошлого года, но это связано со слабой динамикой начала года и высокой базой прошлого года. В сентябре объем нефтегазовых доходов (740 млрд руб) превысил на 7% уровень сентября прошлого года и также на 68,5 млрд руб превысил базовый уровень НГД на этот месяц, обеспечивающий траекторию годовых НГД 8 трлн руб. Этому способствовали высокие мировые цены на нефть (средняя цена Brent в сентябре составила рекордные с начала года $93,98/барр), снижение до минимума с начала года ценового дисконта российской экспортной нефти Urals к цене Brent – в результате чего средняя цена Urals в сентябре превысила $83/барр), а также продолжающееся ослабление курса рубля, к концу сентября вплотную приблизившегося к 100 руб/$ против заложенного в бюджет среднегодового курса 68 руб/$. Это позволяет компенсировать снижение объемов добычи и экспорта, прежде всего, газа, а также нефти и нефтепродуктов. На октябрь Минфин прогнозирует дополнительные НГД в размере 513 млрд руб., учитывающие НДД, уплачиваемые раз в квартал. Дополнительные НГД, превышающие базовый уровень, направляются в ФНБ, под это Минфин покупает валюту (юани) у ЦБ, но с 10 августа до конца 2023 г эти операции не зеркалируются на внутреннем валютном рынке, чтобы не оказывать дополнительное давление на курс рубля. Новые проектировки бюджета на этот год, указанные в пояснительной записке к проекту о федеральном бюджете на 2024-26 гг, внесенному правительством в Госдуму, предполагают, что по итогам года нефтегазовые доходы составят 8 863 млрд руб, что близко к изначальному бюджетному плану, утвержденному в действующем законе о бюджете. Это означает, что на 4Q23 ожидается поступление НГД в среднем около 1 трлн руб в месяц. Эта цифра выглядит несколько оптимистично, с учетом наблюдаемого снижения мировых цен на нефть, запрета экспорта нефтепродуктов (впрочем, уже отмененного в части трубопроводных поставок) и решения правительства о восстановлении топливного демпфера в прежнем объеме после сокращения вдвое с сентября.

Ненефтегазовые доходы (ННГД) по итогам 9М23 выросли на 26% г/г, в том числе в сентябре рост составил почти 39% г/г. В основе – рост НДС (+23,5% г/г за 9М23), отражающий относительно высокие темпы расширения экономической активности (поддерживаемые в том числе усиленным бюджетным стимулированием), ускорение инфляции и рост стоимостного объема импорта в рублевом выражении. В действующий закон о бюджете на текущий год был заложен объем ННГД в 17,2 трлн руб., но в новых бюджетных проектировках прогноз повышен до 19,8 трлн руб. Это означает, что в среднем за месяц в 4Q23 в бюджет должно поступать ННГД в размере 1,88 трлн руб. С учетом сильных показателей сентября (2 трлн руб), ожидаемых поступлений windfall tax (300 млрд руб) и экспортных курсовых пошлин достижение нового плана выглядит посильным. Это означает, что объем дополнительных ненефтегазовых доходов (2,6 трлн руб), в соответствии с бюджетным правилом, может полностью быть направлен на финансирование дополнительных бюджетных расходов.

В закон о бюджете заложен план по доходам на этот год в размере 26,1 трлн руб., однако в пояснительной записке к проекту бюджета на 2024-26 гг оценка повышена до 28,7 трлн руб. Приближение к новой оценке может быть обеспечено за счет сильной динамики ненефтегазовых доходов.

Рост расходов бюджета в годовом выражении продолжает замедляться, расходы возвращаются к «нормальной» динамике (за 9М23 +9,7% г/г против +12,0% г/г за 8М23, с начала 2Q23 расходы в годовом выражении держатся вблизи значений годовой давности -0,1% г/г). Если же сравнивать с довоенным 2021 г, то за 9М23 рост расходов по отношению к 9М21 составил 31%. Исходя из данных Минфина следует, что в сентябре расходы составили 2,08 трлн руб, что на 6,3% ниже 2,2 трлн руб в сентябре 2022 г. и также ниже 2,2 трлн руб в августе текущего года.

По действующему закону о бюджете расходы на текущий год утверждены в объеме 29,06 трлн руб., текущая бюджетная роспись на «Электронном бюджете» показывает оценку годовых расходов в 30,3 трлн руб., а из пояснительной записки к проекту 3-летнего бюджета следует, что расходы в этом году планируются еще выше – 31,67 трлн руб., т.е. выше плана на практически те же 2,6 трлн руб, которые могут быть профинансированы за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. Исходя из оценки в пояснительной записке и фактических расходов за 9М23, на 4Q23 должно прийтись расходов на 10,3 трлн руб или почти треть (32%) годового объема. Это чуть ниже среднего значения доли расходов 4Q за последние 5 лет (34%), причем прошлый год был уникальным – тогда в 4Q было потрачено 37% годовых расходов, в том числе за счет почти 1,5 трлн руб, которые в конце 2022 г были фактически перенесены на 2023 г вследствие «авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год».

Таким образом, текущая ситуация с исполнением федерального бюджета (нефтегазовые доходы приближаются к плану за счет улучшения динамики цен на нефть и девальвации рубля, а ненефтегазовые сверхдоходы финансируют дополнительные расходы) позволяет приблизиться к плановому годовому дефициту около 3 трлн руб. Цифра может быть несколько выше, если не удастся полностью выполнить план по НГД или возникнут дополнительные бюджетные расходы.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Бюджетные показатели продолжают улучшаться


Оценки исполнения бюджета в 4Q23, млрд руб


http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter