Как избегать психологических ловушек при принятии финансовых решений? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как избегать психологических ловушек при принятии финансовых решений?

27 октября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Ошибки на финансовом рынке могут дорого обойтись, инвесторы стараются тщательно обдумывать свои решения, чтобы избежать потерь. Однако человеческая психика работает по определенным законам, и некоторые шаги мы предпринимаем неосознанно.

Банк России проводит цикл бесплатных вебинаров «Финтрек». В среду, 25 октября, Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, рассказал о том, как наш мозг попадает в поведенческие ловушки при принятии решений.

Finam.ru рассказывает, почему поведенческая экономика важна для инвесторов, и как избежать ошибок.

Теория двух систем в психике и поведенческие ловушки
Михаил Мамута отмечает, что считается, что человек всегда принимает рациональные решения, однако это не так. Эксперт напоминает о теории двух систем мышления одного из основателей поведенческой экономики, психолога Дэниэля Канемана. Согласно ей, когда мы принимаем решения, у нас в мозгу одновременно действуют две системы: первая - быстрая, вторая - медленная. Поскольку человек принимает тысячи решений в день, за многие из них отвечает первая система быстрых и бессознательных реакций. И только 1% решений человек принимает с помощью второй системы, руководствуясь анализом. Из-за этого наш мозг часто попадает в поведенческие ловушки.

Ловушка репрезентативности. Когда мы сталкиваемся с ситуацией, похожей на прошлую, на которую мы привыкли реагировать определенным образом. Например, когда мы чистим зубы, работает первая система, бессознательная. Однако если мы проснулись в лесу, привычная чистка зубов может быть нам недоступна и необходимо проанализировать новую ситуацию, чтобы принять решения. Ошибка заключается в том, что автоматически мы можем начать действовать как раньше, в похожей ситуации, и тогда ошибемся.

Эффект владения. Когда мы владеем чем-то, мы оцениваем это дороже, потому что оно наше. Например, если мы пользовались каким-то приложением, мы оцениваем его выше, чем какое-то новое, хотя оно необязательно объективно лучше.

Эффект страуса. Люди не любят негативную информацию, потому что она заставляет анализировать, тратить больше энергии. Но проблема в том, что вместе с избеганием негатива можно потерять ценную информацию. Например, если смотреть только на то, что растет на фондовом рынке, и игнорировать то, что падает, можно совершить ошибку и потерять деньги.

Боязнь невозвратных потерь. Это когда мы за что-то заплатили и не хотим упустить выгоду. Например, купили билет в кино и заболели, но все равно пошли, чтобы деньги не пропали. Или, когда акции, в которые мы вложились, упали, но мы докупаем новые или не выходим из старых, потому что надеемся, что рынок отыграет убыток со временем.

Избыточная уверенность. По статистике, которую привел Мамута, люди склонны переоценивать свои результаты и возможности. Так, 4 из 10 стартапов закрывается в первый год, а 9 из 10 стартапов прекращают существование в течение 3-5 лет. Однако мы всегда слышим истории успеха победителей, у которых получилось, забывая, что они - ошибка выжившего. И на девять проигравших приходится примерно один победитель. При этом опрошенные начинающие предприниматели в среднем на 70% уверены в успехе своего бизнеса.

Как избежать когнитивных ловушек?
Для того чтобы не принимать бессознательных решений, эксперт советует остановиться, досчитать до 10, и подумать прежде, чем что-то решить. За 10 секунд система мышления сменится с бессознательной на осознанную, и мы сможем проанализировать ситуацию.

Важно также не доверять первому впечатлению, а собрать как можно больше профессиональных мнений по интересующему вопросу. Перефразировать сложные вопросы, чтобы мозг легче мог их обработать. Предпочитайте доказательные суждения интуитивным и не будьте слишком оптимистичными. Не фокусируйтесь на маловероятных событиях и предпочитайте статистику общедоступной информации. Кроме того, не стоит считать одно решение правильным, если ситуация успешно разрешилась. Это могла быть удача, второй раз в аналогичной ситуации оно может и не сработать.

Подсказки в поведенческой экономике
На протяжении долгих лет эксперты из области поведенческой экономики доказывали, что люди далеко не всегда принимают рациональные решения, когда дело касается важных финансовых вопросов. Так, Ричард Лестер сделал вывод о том, что владельцы бизнеса не стремятся достичь предельной прибыли при предельных издержках. Иногда они руководствуются другими мотивами, например, захватить как можно большую долю рынка, даже если это негативно скажется на доходности бизнеса.

Милтон Фридман предложил так называемую «модель бильярдиста», согласно которой человек, не знающий теорию, ведет себя так, как будто ее знает. Например, бильярдисты бьют по шарам интуитивно, а не пользуются математическими вычислениями, чтобы принять решение.

Ричард Талер разделил бильярдистов на профессионалов и любителей. Профессионалы знают, что делают, а любители просто бьют по шарам. В любом виде деятельности профессионалы действуют рационально и зачастую успешно, а любители полагаются на интуицию и счастливый случай, что далеко не всегда приводит к успеху. Разделение на профессионалов и любителей справедливо для инвесторов. Именно Талер заложил теоретическую основу для разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.

Со временем эксперты в области поведенческой экономики пришли к выводу, что люди не принимают рациональные решения в большинстве случаев, поскольку основываются на собственном опыте и зачастую попадают в ловушки. Например, люди постоянно покупают товары ежедневного пользования, в том числе, еду. Но большинство редко совершает крупные покупки, такие как квартира или инвестпортфель. При этом, если люди будут опираться на собственный опыт предыдущих малых покупок, они могут потерять деньги.

Именно поэтому в ситуациях с повышенным финансовым риском и сложностью людям необходимы подсказки профессионалов, которые позволят им не просто принимать самые очевидные и доступные решения, а понять, какой выбор будет лучше всего соответствовать их интересам в каждой конкретной ситуации.

Примером такой подсказки может быть так называемая «точка отсчета». Например, когда в квитанциях потребителям электричества стали писать, сколько в среднем его потребляется по району, то те, кто использовал его больше средней нормы, смогли сократить свое потребление и сэкономить деньги.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter