Вчера, 15:31 БКС Экспресс Холоденко Оксана
Уходящий год прошел в крайне позитивном формате для глобального рынка акций. Впереди новые драйверы — катализаторы и риски. Ими могут стать биржевые «лебеди».
В мире финансов они бывают черные, серые и белые. Черные — непредсказуемые события, приводящие к катастрофам на рынках и в экономике. Серые — возможные, грозящие долгосрочными последствиями. Белые — позитивные события, которые могут иметь локальные последствия.
Делать ставку на такие события довольно рискованно. Для этого понадобится большой запас капитала и возможность переждать убытки. Заработать на потенциальных «лебедях» можно при помощи производных инструментов (фьючерсов, опционов) или коротких позиций.
Примеры «черных лебедей»: крах доткомов 2001 г., Brexit в 2016 г., пандемия коронавируса 2020 г.
Гипотетический «белый лебедь» — Яндекс покупает компанию HeadHunter.
«Серые лебеди» — гораздо более частые явления. Они отличаются от «черных» тем, что событие известно заранее. Слухи о них могут ходить по нескольку лет. Вероятность наступления при этом превышает 50%. На следующий год таких удалось найти шесть. Они имеют отношение к мировым финансовым рынкам. Исключением стало последнее — внутрироссийское.
Торговые войны
Вероятность начала торговой войны между США и ЕС в ближайшие 1–2 года можно оценить в 60%. Дональд Трамп пообещал, что если его выберут президентом, то он повысит тарифы на весь импорт в Штаты. Общие пошлины на импорт из других стран могут составить 10–20%. Евросоюз может принять ответные меры. Это ударит по внешней торговле и странам, ориентированным на экспорт, включая Германию и Италию.
В конце ноября Дональд Трамп представил новый план, согласно которому на все товары из Мексики и Канады предполагается взимать тариф в 25%, а на товары из Китая — дополнительные 10%. В первых двух случаях указ может быть подписан 20 января. Если план реализуется полностью, возможна ответная реакция стран, товары из которых подвергнутся тарификации. Из более агрессивных мер стоит отметить обещание Трампа ввести 100%-ные пошлины на товары из стран, отказывающихся от доллара.
Победа Дональда Трампа может привести к новой волне эскалации конфликта на международной арене. Проблема реализации обещаний Трампа заключается в двух моментах: вербальные интервенции в ходе предыдущего президентского срока, сложный процесс согласования новых мер.
Смена позиции ФРС
Торговые войны могут помешать борьбе ФРС с инфляцией и замедлить цикл смягчения монетарной политики. По итогам ноябрьского заседания американский центробанк ухудшил прогноз по ключевой ставке. Согласно оценке сегмента деривативов, до конца следующего года ключевая ставка может быть снижена лишь на 0,5 п.п.
Снижение процентных ставок выгодно для рынка акций. Улучшаются условия для кредитования, уменьшаются ставки дисконтирования. Это фактор, позитивно влияющий на справедливую стоимость акций с точки зрения моделей DCF. Более консервативная позиция ФРС способна убрать фактор поддержки рынка акций.
Рост цен на нефть и инфляция
Прогнозы на 2025 г. склоняются в сторону снижения. К II половине года ожидается профицит предложения на мировом рынке, а на китайское экономическое чудо мало кто рассчитывает. Cуществует менее вероятный сценарий. EIA обозначало факторы, которые могут существенно сместить прогноз в сторону повышения цен. Возобновление эскалации на Ближнем Востоке повышает риск сокращения поставок из региона, а значит, и риск-премию в нефтяных ценах. Второй момент, который может нарушить базовый сценарий EIA, — продолжение политики сокращения добычи и экспорта со стороны ОПЕК+.
В случае реализации негативного сценария возможен рост нефти до $90 за баррель марки Brent. Это способно ударить по мировой экономике за счет роста инфляции и ответных мер центробанков. Для России эффект может быть позитивным, однако, ограничивать его будет бюджетное правило. По нему выбирается целевой уровень, сколько денег должен получать бюджет в виде налогов от продажи нефти и газа (нефтегазовые доходы, НГД), и реализуются покупки валюты.
Стагнация в ЕС
Экономика еврозоны близка к стагнации. Сводный индекс менеджеров по закупкам уже четыре месяца находится не выше 50 п., указывая на замедление экономической активности. Немецкий PMI ниже 50 п. уже на протяжении шести месяцев. В случае начала торговой войны с США возможен спад в немецкой экономике. ЕЦБ уже начал снижение процентных ставок. При усилении турбулентности на финансовых рынках кредитно-денежная политика может стать более агрессивной.
По итогам декабрьского заседания ЕЦБ ухудшил прогноз роста ВВП еврозоны в этом году с 0,8% до 0,7%. Ожидания на 2025 г. были пересмотрены с 1,3% до 1,1%, на 2026 г. — с 1,5% до 1,4%. Кристин Лагард отметила, что последствия торговых войн, возможных после победы Дональда Трампа, будут скорее негативными для экономического роста еврозоны. Влияние реализации такого сценария на инфляцию пока сложно предугадать. Лагард отметила, что представители руководства ЕЦБ обсуждали возможность понижения ставок сразу на 0,5 п.п.
«Пузыри» на рынках
К зонам риска можно отнести американский рынок акций, госдолг США, рынок недвижимости. «Пузыри» сложно прогнозируемы, вертикальный рост актива может продолжаться на протяжении многих месяцев и даже лет.
С начала года индекс S&P 500 вырос на 27%, Nasdaq 100 прибавил 31%. Мультипликатор P/E S&P 500 равен 27,8 — выше 5-летней средней (23,2). Рост рынка акций США вряд ли будет сильно подогреваться путем сокращения ставки ФРС.
Проблема госдолга США — долгосрочная. Без геополитических триггеров она может стать актуальной ближе к 2050 г. Риски пузыря на рынке недвижимости актуальны в отдельных городах с очень высокими ценами, типа Майами и Токио. В целом, после ипотечного кризиса 2008 г. регуляторы и банки лучше подготовлены к кризисным ситуациям.
Высокие ставки Банка России
С июля по октябрь 2024 г. ключевая ставка выросла с 18% до 21%. Это исторический максимум. В декабре ставку не повысили, что оказалось неожиданностью для рынка. Согласно базовому прогнозу, снижение ключевой ставки может начаться во II квартале 2025 г. на фоне охлаждения российской экономики.
Начиная с I квартала, стоит ожидать замедления потребительской и инвестиционной активности. Эти тенденции уже прослеживаются. Высокие процентные ставки уже ударили по потребительскому и корпоративному кредитованию. При этом растут инфляционные ожидания, в том числе из-за накопленных бюджетных стимулов. В декабре они выросли с 13,4% до 13,9%. Целевой ориентир Банка России по инфляции — 4% годовых. Исходя из этого, в ближайшие месяцы не стоит исключать еще 2–3 этапа повышения ставки со всеми вытекающими последствиями.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба