6 ноября 2023 finversia.ru Чайка Федор
Экономические индикаторы, основанные на сантименте, перестали работать. За последние 2 недели мне попалась уже вторая статья на тему психологии в экономике, в которых авторы убедительно доказывают, что верить прежним настроенческим индикаторам более нельзя.
Начну с публикации в журнале The Economist.
Основной индикатор потребительских настроений выпускает Мичиганский университет – с 1946 года. Каждый месяц социологи задают 5 вопросов 600 американцам на тему их мнения о расходах, доходах, инфляции и состояния экономики в целом. На протяжении большей части своей истории данный индикатор коррелировал с уровнем потребительских расходов, которые можно посчитать объективно на основе статистических данных. Однако, начиная с пандемии коронавируса, с 2020 года, что-то пошло не так: люди, несмотря на объективно здоровую экономику, излучают крайний пессимизм. Экономисты и психологи даже заговорили о том, что нынешний экономический пессимизм становится самоисполняющимся пророчеством. Некий пользователь сети X под ником «quantian1» построил статистическую модель для прогнозирования ежемесячного индекса потребительских настроений в период с 1980 по 2016 год, используя широкий спектр экономических данных. Комбинация из 13 переменных, включая инфляцию, безработицу и цены на бензин, объяснила 86% колебаний индекса за этот период, что очень хорошо согласуется. До пандемии взаимосвязь между этими показателями и настроениями потребителей была относительно стабильной, однако covid, похоже, разорвал эту связь, сделав прогнозы модели крайне неточными. Сегодняшний балл должен был быть на уровне 98, а в реальности – на 30 баллов ниже.
То есть, индикатор показывает неверное значение с ошибкой в 30% (!).
Вторая статья на ту же тему написана Барри Ритхольцем, управляющим директором и основателем Ritholtz Wealth Management. Он считает, что главная проблема в том, что люди не любят говорить «я не знаю». В таком случае, как вообще можно доверять ответам респондентов?
– С экономической точки зрения дела обстоят намного лучше, чем люди, похоже, готовы признать: уровень инфляции снизился на две трети – с 9% до чуть более 3%, но 60% респондентов считают, что инфляция «продолжает расти». Они говорят, что экономика находится не на правильном пути – несмотря на то, что чистый капитал американцев вырос больше всего за десятилетия во время пандемии, – пишет Барри Ритхольц.
По его мнению, данные социологов о настроениях свидетельствуют, что «люди стали злее», они считают, что они менее обеспечены, и говорят, что они более несчастны, чем когда-либо прежде.
Ритхольц считает, что виноваты медиа.
Медиа-лаборатория Нимана в Гарварде составила группу диаграмм, охватывающих два десятилетия до 2019 года, под названием «Распространенность эмоциональной нагрузки в заголовках».
Это просто невероятно!
Количество слов в заголовках, передающих «Отвращение», выросло на 30%, а «Печаль» – на 54%. Количество слов, отражающих «Гнев», увеличилось на 104%. Слово «Страх» стало использоваться в 1,5 раза чаще. А слова, выражающие «Радость» или «Нейтральность»? Снизился на 14% и 30% соответственно.
А ещё Ритхольц обращает внимание на причины смертей в США. Скорее всего, американец умрёт от болезней сердца (30,2%), рака (29,5%), из-за автомобильной аварии или падения (7,6%) и так далее. В самом низу списка находятся самоубийства (1,8%), убийства (0,9%) и терроризм (0,01%).
– Но то, как СМИ освещают это, полностью перевернуто: то, что с наименьшей вероятностью может вас убить, получает наибольшее освещение: терроризм, убийства и самоубийства занимают все дюймы колонки. Болезни сердца находятся в самом низу охвата, – отмечает финансист.
Насколько фатальна история с индикаторами потребительского настроения для будущих прогнозов, аналитики? При принятии инвестиционных решений?
Разумеется, можно воспользоваться моделями, придумать разные коэффициенты, дисконты и так далее. Только это больше похоже на походы к психологу, не находите? Так и есть, это полная клиника. Ещё немного и вместо психолога окажется вполне себе психиатр.
И что нам всем делать с «поехавшим» обществом? Ведь если человек годами читает про печаль, убийства, страх, злость, то однажды он и сам превратится во что-то подобное.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Начну с публикации в журнале The Economist.
Основной индикатор потребительских настроений выпускает Мичиганский университет – с 1946 года. Каждый месяц социологи задают 5 вопросов 600 американцам на тему их мнения о расходах, доходах, инфляции и состояния экономики в целом. На протяжении большей части своей истории данный индикатор коррелировал с уровнем потребительских расходов, которые можно посчитать объективно на основе статистических данных. Однако, начиная с пандемии коронавируса, с 2020 года, что-то пошло не так: люди, несмотря на объективно здоровую экономику, излучают крайний пессимизм. Экономисты и психологи даже заговорили о том, что нынешний экономический пессимизм становится самоисполняющимся пророчеством. Некий пользователь сети X под ником «quantian1» построил статистическую модель для прогнозирования ежемесячного индекса потребительских настроений в период с 1980 по 2016 год, используя широкий спектр экономических данных. Комбинация из 13 переменных, включая инфляцию, безработицу и цены на бензин, объяснила 86% колебаний индекса за этот период, что очень хорошо согласуется. До пандемии взаимосвязь между этими показателями и настроениями потребителей была относительно стабильной, однако covid, похоже, разорвал эту связь, сделав прогнозы модели крайне неточными. Сегодняшний балл должен был быть на уровне 98, а в реальности – на 30 баллов ниже.
То есть, индикатор показывает неверное значение с ошибкой в 30% (!).
Вторая статья на ту же тему написана Барри Ритхольцем, управляющим директором и основателем Ritholtz Wealth Management. Он считает, что главная проблема в том, что люди не любят говорить «я не знаю». В таком случае, как вообще можно доверять ответам респондентов?
– С экономической точки зрения дела обстоят намного лучше, чем люди, похоже, готовы признать: уровень инфляции снизился на две трети – с 9% до чуть более 3%, но 60% респондентов считают, что инфляция «продолжает расти». Они говорят, что экономика находится не на правильном пути – несмотря на то, что чистый капитал американцев вырос больше всего за десятилетия во время пандемии, – пишет Барри Ритхольц.
По его мнению, данные социологов о настроениях свидетельствуют, что «люди стали злее», они считают, что они менее обеспечены, и говорят, что они более несчастны, чем когда-либо прежде.
Ритхольц считает, что виноваты медиа.
Медиа-лаборатория Нимана в Гарварде составила группу диаграмм, охватывающих два десятилетия до 2019 года, под названием «Распространенность эмоциональной нагрузки в заголовках».
Это просто невероятно!
Количество слов в заголовках, передающих «Отвращение», выросло на 30%, а «Печаль» – на 54%. Количество слов, отражающих «Гнев», увеличилось на 104%. Слово «Страх» стало использоваться в 1,5 раза чаще. А слова, выражающие «Радость» или «Нейтральность»? Снизился на 14% и 30% соответственно.
А ещё Ритхольц обращает внимание на причины смертей в США. Скорее всего, американец умрёт от болезней сердца (30,2%), рака (29,5%), из-за автомобильной аварии или падения (7,6%) и так далее. В самом низу списка находятся самоубийства (1,8%), убийства (0,9%) и терроризм (0,01%).
– Но то, как СМИ освещают это, полностью перевернуто: то, что с наименьшей вероятностью может вас убить, получает наибольшее освещение: терроризм, убийства и самоубийства занимают все дюймы колонки. Болезни сердца находятся в самом низу охвата, – отмечает финансист.
Насколько фатальна история с индикаторами потребительского настроения для будущих прогнозов, аналитики? При принятии инвестиционных решений?
Разумеется, можно воспользоваться моделями, придумать разные коэффициенты, дисконты и так далее. Только это больше похоже на походы к психологу, не находите? Так и есть, это полная клиника. Ещё немного и вместо психолога окажется вполне себе психиатр.
И что нам всем делать с «поехавшим» обществом? Ведь если человек годами читает про печаль, убийства, страх, злость, то однажды он и сам превратится во что-то подобное.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу