В январе 2022 года, т. е. незадолго до начала СВО, Россия продавала за юани лишь 4% своего экспорта и оплачивала юанями лишь 24% своего импорта из Китая. К сентябрю 2023 года, т. е. после всех санкций Запада, 83% российского экспорта в Китай и 100% импорта из Китая оплачивались в юанях. Но и другие страны начали более активно расплачиваться юанями за товары и услуги.
С начала 2022 года юань все чаще используется во внешнеторговых расчетах Китая. Доля подобных расчетов выросла с 15% по состоянию на конец 2021 года до 27% в сентябре 2023 года.
Движущей силой популяризации юаня в мировой торговле выступает Россия, однако ее вклад в данный процесс составляет лишь 27%. Это говорит о том, что другие страны также активно расплачиваются юанями за товары и услуги.
Помимо России, большая часть торговли в юанях, вероятно, протекает между азиатскими странами и Китаем. Данные о двусторонних торговых расчетах стран — в частности, разбивка по валютам — скудны, особенно среди стран с формирующимся рынком и развивающейся экономикой. Однако данные МВФ свидетельствуют о том, что по состоянию на 2021 год около 70% торговли Китая в юанях приходилось на другие азиатские страны.
Интересно, что быстрый рост использования юаня в международных торговых расчетах, который имел место после начала СВО, протекал на фоне ослабления юаня. Обычно снижение курса валюты не способствует росту ее популярности, но в дело вмешалась геополитика.
Геополитика, скорее всего, продолжит стимулировать использование юаня во внешней торговле Китая — особенно с партнерами из развивающихся стран — и в конечном итоге может привести к тому, что доля юаня в общем объеме внешней торговли Китая достигнет половины.
Относительная незаинтересованность стран с развитой экономикой в использовании юаня говорит о том, что он не сможет оттеснить доллар с позиции главной мировой валюты. Однако широкое распространение юаня среди других торговых партнеров Китая может помочь снизить уязвимость как самого Китая, так и других развивающихся стран перед возможными «долларовыми» санкциями.
Во втором квартале 2023 года юань обогнал доллар по объему трансграничных операций Китая. Однако здесь есть важный нюанс: в таких операциях преобладают финансовые транзакции, вроде портфельных инвестиций. А вот на долю торговли товарами во втором квартале 2023 года пришлись всего 20% трансграничных расчетов в юанях.
Структура трансграничных операций Китая в трлн юаней: фиолетовым — портфельные инвестиции и другие финансовые операции, голубым — прямые иностранные инвестиции, оранжевым — торговля услугами, белым — торговля товарами. Источник: Bloomberg
Доля юаня в международных торговых расчетах Китая достигла пика в 29% в 3 квартале 2015 года, после чего данный показатель резко снизился на фоне девальвации китайской валюты. Затем доля юаня выросла с 15% в 1 квартале 2022 года до почти 27% в 3 квартале 2023 года. Основной движущей силой этого тренда стала Россия.
В январе 2022 года, незадолго до начала СВО, Россия продавала за юани лишь 4% своего экспорта и оплачивала юанями лишь 24% своего импорта из Китая. К сентябрю 2023 года, т. е. после всех санкций Запада, 83% российского экспорта в Китай и 100% импорта из Китая оплачивались в юанях.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу