Европлан: новое IPO на Мосбирже » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Европлан: новое IPO на Мосбирже

22 марта 2024 Тинькофф Банк | Европлан
Почему это IPO может быть интересно

Европлан
Большой рынок с высоким потенциалом роста

Автолизинг, который включает лизинг легковых и грузовых автомобилей, занимает половину совокупного рынка лизинга и вносит основной вклад в рост рынка. За 2016–2023 годы объемы рынка автолизинга росли в среднем на 32% в год, по данным Эксперт РА. По прогнозам Эксперт РА, к 2027 году объемы нового бизнеса автолизинга могут достичь отметки 3,1 трлн рублей, то есть расти в среднем на 15% ежегодно в 2023–2027 годах.

Рост цен на легковые авто в условиях ограниченной покупательной способности доходов населения делает более привлекательным использование финансовых инструментов, в том числе лизинга, при покупке автомобиля.

Уровень проникновения лизинга в продажи легковых авто остается довольно низким по сравнению с европейскими странами — 16% против 39%, по данным за 2022 год. То есть из 100 легковых автомобилей только 16 приобретаются в лизинг в России, тогда как в Европе это значение более чем в два раза выше. Это создает дополнительный потенциал развития лизинга в России.

Развитие концепции car-as-a-service, в которую входят услуги такси и каршеринга, выступает дополнительным драйвером роста рынка. Увеличение автопарков у операторов каршеринга и такси приводит к росту спроса на лизинговые услуги.

Средний возраст парка легкового коммерческого транспорта в стране превышает 16 лет. На фоне роста цен на авто средний срок владения будет и далее увеличиваться, что сформирует отложенный спрос на обновление парка (часть которого будет обеспечена за счет лизинга). Для сегмента грузовых авто характерны циклы обновления автопарка каждые три-пять лет. Предыдущий цикл обновления завершился в 2023-м, ожидается рост спроса на данный транспорт на горизонте 2026–2027 годов.

Европлан — лидер рынка как по объему нового бизнеса, так и по объему лизингового портфеля среди независимых игроков

Европлан — крупнейшая независимая лизинговая компания в России и входит в топ-3 игроков всего рынка автолизинга. По итогам 2023 года доля Европлана по объему нового бизнеса составляет 9,3%, а по объему портфеля — 10,4%.

После ухода иностранных лизингодателей возросла консолидация рынка. По итогам 2023 года на топ-10 игроков приходится более 80% рынка автолизинга.

Последние пять лет компания демонстрирует высокие среднегодовые темпы роста лизингового портфеля — на 27% в год. Это значительно выше темпов роста рынка.

Среди конкурентных преимуществ Европлана можно отметить самый гибкий и быстрый лизинговый продукт, самый широкий выбор автоуслуг (более 30, тогда как у ближайшего конкурента их всего 12), самую высокую клиентоориентированность, которая подтверждена высокой лояльностью клиентской базы (NPS на уровне 83%), и фокус менеджмента исключительно на сегменте автолизинга для малого и среднего бизнеса (в отличие от госкомпаний, которые занимаются всеми сегментами рынка).

Эффективная бизнес-модель и диверсифицированный портфель услуг

Помимо финансового и операционного лизинга, Европлан предлагает своим клиентам дополнительные сервисные услуги (более 30 услуг). По итогам 2023 года доля непроцентных доходов в операционных доходах компании составила 42%. В дальнейшем, к 2028 году, ожидается ее рост до 48%.

Основной клиент Европлана — малый и средний бизнес (более 90% лизингового портфеля). Клиентская база высоко диверсифицирована по регионам и предметам лизинга. В портфеле клиентов представлены все виды частного бизнеса и отраслей экономики.

Европлан обладает многоканальной системой продаж. Так, 70% продаж реализуется через федеральную сеть, которая состоит из 85 офисов по всей России и охватывает 99% целевого рынка автолизинга. Еще 30% клиентов приходит через сеть дилерских центров (их насчитывается более четырех тысяч), веб-сайт и контакт-центр. Европлан использует эффективный контекстный маркетинг для привлечения клиентов в партнерстве с рекламной сетью Яндекса.

Компания выстроила эффективное управление рисками на основе собственной модели скоринга, а также автоматизацию бизнес-процессов с помощью IT-платформы нового поколения. В том числе благодаря этому компании удалось сократить отношение операционных расходов к среднему объему портфеля лизинга с 7,5% в 2019 году до 4,7% в 2023-м.

Безупречная кредитная история позволяет компании привлекать банковское финансирование и выпускать облигации на выгодных условиях.

Подтвержденная временем история роста и стабильно высокие показатели доходности и прибыли

Европлан исторически демонстрирует высокие темпы роста дохода наряду с низкими уровнями кредитного риска и операционных затрат. Отношение операционных расходов к доходам планомерно снижалось и в 2023 году достигло 30,6%.

С момента основания Европлан остается прибыльной компанией. Компания также исторически демонстрирует высокую рентабельность капитала (38—40% за последние пять лет).

Компания использует эффективный подход к минимизации рисков. Европлан прибыльно прошел все последние кризисы на рынке.

Уникальная возможность на публичном рынке российского финансового сектора

Компания обладает одним из лучших показателей среднего уровня рентабельности капитала и среднего темпа роста активов за 2019–2023 годы в сравнении с классическими банковскими институтами.

Европлан демонстрирует минимальные уровни кредитного риска в финансовой отрасли.

Опытный менеджмент и высокие стандарты корпоративного управления

История компании насчитывает более 20 лет ведения отчетности по международным стандартам.

Европлан использует лучшие практики корпоративного управления. Совет директоров компании состоит из девяти директоров, четыре из которых являются независимыми.

Средний стаж работы менеджмента — более 13 лет. Менеджмент обладает глубоким пониманием специфики и тенденций лизингового рынка России.

Коротко о компании

1999 год

История компании Европлан (до мая 2004 года носила название DeltaLeasing) началась в 1999 году, и тогда это была региональная лизинговая фирма. Основой бизнеса стал лизинг легкового, грузового, коммерческого автотранспорта, а также спецтехники. Прибыльная с первых лет существования, компания сделала ставку на развитие лизинга для малого и среднего бизнеса (МСБ).
2005 год

Европлан занимает первое место в лизинге автотранспорта в России.

2011 год

Принимая во внимание потребности покупателей автомобилей, Европлан запускает страховое направление, а также первые автоуслуги: регистрацию, топливную программу, программу автопомощи.

2015 год

Европлан стал первой российской лизинговой компанией, которая осуществила IPO на Мосбирже. После этого на базе Европлана основали холдинг СФИ, в который вошли и другие активы. В 2017 году Европлан выделили из холдинга в отдельную компанию вместе с лизинговым бизнесом.

Также с 2015 года Европлан в дополнение к лизинговой деятельности берет курс на развитие в качестве полноценной сервисной компании, запуская все новые автоуслуги и расширяя географию их действия.

2022 год

В портфель Европлана входит более 30 автоуслуг.

Миссия компании — помогать российскому бизнесу приобретать транспорт и технику с максимальными скидками, выгодно оплачивать ее в рассрочку, снижать стоимость обслуживания и владения, а после замещать на новую.

Европлан выбрал дистанционную модель обслуживания клиентов, изучив их потребности и сделав вывод о том, что для них в услугах важны скорость предоставления, удобство использования и мобильность.

Европлан сейчас

Самая крупная независимая (то есть не является частью банковских и/или промышленных групп) автотранспортная лизинговая компания и третья крупнейшая автолизинговая компания России. Главное преимущество Европлана как независимого игрока заключается в том, что компания не зависит от политики какого-то крупного банка, крупного импортера, производителя, дилера, страховой компании и может специализироваться на своем сегменте рынка — автолизинге. Компания имеет глубокую экспертизу на рынке автолизинга и управления автопарками, научилась зарабатывать высокий непроцентный доход (в том числе с автомобильных услуг) и обладает рядом других преимуществ перед непрофильными игроками (например, получает дополнительные скидки у производителей, будучи крупным покупателем автомобилей).

Более 4 тысяч поставщиков авто.

85 офисов по всей России с 2,7 тысячи сотрудников.

Более 598 тысяч лизинговых сделок за все время существования.

146 тысяч клиентов (на конец 2023 года).

Рынок автолизинга в России

Прежде чем рассматривать рынок автолизинга, необходимо дать определение ряду терминов.

Новый бизнес — стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода (без НДС).
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.
Чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ) — валовые инвестиции в лизинг (без учета операционной аренды), дисконтированные с использованием процентной ставки по лизинговому договору.

По итогам 2023 года новый бизнес на российском рынке лизинга достиг рекордного объема в 3,6 трлн рублей (+81% к 2022 году и +57% к 2021-му) вследствие роста цен на имущество и восстановления экономической активности бизнеса. Количество заключенных сделок за 2023 год увеличилось до 484 тысяч (+42% к 2022 году и +14% к 2021-му).

Последние пять лет (2018–2023 годы) доля розничных сегментов растет и уже увеличилась до 78% от объема нового бизнеса (с 56% в 2018-м). При этом порядка 66% от розничных сегментов занимает автолизинг, в который входит лизинг легковых и грузовых авто, а также автобусов.

Сегмент автолизинга вносит основной вклад в рост лизингового рынка. Так, за 2016–2023 годы объемы нового бизнеса автолизинга выросли почти в пять раз, до 1,8 трлн рублей. Таким образом, за последние семь лет рынок рос в среднем на 31% в год. По прогнозам Эксперт РА, к 2027 году объемы нового бизнеса автолизинга могут достичь отметки 3,1 трлн рублей, то есть расти в среднем на 15% ежегодно в 2023–2027 годах.

Что касается совокупного портфеля сделок на рынке автолизинга, то по итогам 2023 года он вырос на 66%, до 3,1 трлн рублей.

Динамика объемов нового бизнеса на российском рынке автолизинга (млрд руб.)

Европлан: новое IPO на Мосбирже


Какие факторы сейчас влияют на российский рынок автолизинга

Высокий уровень износа

Средний возраст легкового автомобиля на начало 2023-го составлял 14,7 года (в 2018 году это значение было на уровне 13,1 года). Средний возраст грузового автомобиля увеличился с 18,9 года в 2015-м до 21,6 года на середину 2021-го, а доля автомобилей данного класса старше 10 лет достигла 69% на начало 2023-го.

Дефицит автомобилей

Он происходит на фоне нехватки чипов и комплектующих (с 2020 года), ухода европейских брендов и изменений логистических цепочек и санкционных ограничений (с 2022 года).

Рост цен на автомобили

За 2017–2022 годы средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 78%, а грузового автомобиля — на 85%, по данным Эксперт РА.

Замещение европейских брендов, которые ушли из России, азиатскими

По данным Эксперт РА, за девять месяцев 2022 года средняя доля европейских брендов в структуре российского автолизинга снизилась с 25% до 16%, при этом доля азиатских брендов (преимущественно китайских) увеличилась с 25% до 32%.

Государственные меры поддержки отрасли

На фоне спада активности на рынке автолизинга Минпромторг РФ запустил программу субсидирования лизинга автомобилей, которая предполагает скидки до 10—25% от стоимости техники, произведенной на территории России.

Переломным моментом для рынка стал 2022 год, когда многие иностранные автомобильные бренды ушли с российского рынка, в результате чего были нарушены логистические цепочки и произошел резкий рост цен, приведший к дефициту предложения и снижению объема рынка автолизинга. Однако в 2023 году ситуация на рынке автолизинга стабилизировалась за счет адаптации участников рынка к новым рыночным условиям и роста востребованности лизинга на фоне волатильности экономики.

В условиях трансформации наблюдается повышение консолидации рынка: на топ-10 компаний приходится более 80% объема российского автолизинга и портфеля. Участники рынка ожидают, что в среднесрочной перспективе консолидация отрасли продолжится за счет усиления конкуренции между игроками.

Концентрация бизнеса на российском рынке автолизинга по итогам 2023 года





Что происходит в сегментах рынка автолизинга

В сегменте лизинга легковых авто

За 2017–2022 годы этот сегмент рос в среднем на 16% в год. В 2022-м наблюдалась негативная динамика, а в 2023-м объемы сегмента восстановились и показали рост на 75% в годовом выражении. Такая динамика прошлого года объясняется в основном значительным повышением цен на машины, а также реализацией отложенного спроса.

К 2027 году этот сегмент может расти в среднем на 24% в год и достичь 1,3 трлн рублей.

Доля проникновения лизинга в продажах новых легковых авто продолжает расти независимо от их динамики. Если в 2019 году она составляла 9%, то по итогам 2023-го достигла 16%, а к 2027-му прогнозируется уже на уровне 26%.

Динамика объемов нового бизнеса в лизинге легковых авто и доля проникновения лизинга в продажах новых легковых авто



При этом стоит отметить, что доля лизинга в продажах новых легковых авто в России пока ниже, чем в ряде европейских стран. Более высокий уровень проникновения лизинга в европейских странах определяется большей зрелостью финансовых рынков и инструментов. Лизинговые продукты широко интегрированы в продуктовую линейку банков, что в совокупности с государственной поддержкой лизинга определяет его популярность среди потребителей. Однако за счет динамичного развития в среднесрочной перспективе в России ожидается дальнейший рост доли лизинга в продажах новых легковых авто.

Уровень проникновения лизинга в продажах легковых автомобилей, по данным за 2022 год



Крупнейшими игроками сегмента лизинга легковых автомобилей являются как компании, специализирующиеся только на автолизинге, так и универсальные компании. Уровень концентрации сегмента, по сравнению с подавляющим большинством других крупных секторов рынка лизинга, остается умеренно высоким: около 68% сегмента лизинга легковых авто приходится на топ-5 игроков, по данным на конец 2023-го.



Чего ждать в 2024 году?

Объемы лизинга легковых автомобилей могут показать высокий рост в 2024 году — примерно на 33% относительно 2023-го. Правительственные программы и меры поддержки отечественных производителей будут способствовать росту производительности российской автопромышленности.

Активно продолжается экспансия китайских брендов автомобилей. Они открывают свои производства на территории России на базе заводов западных компаний, которые ушли с российского рынка, и расширяют сети дилерских центров.

По итогам 2023-го продажи легковых автомобилей превысили 1 млн штук, что на 69% больше показателя 2022-го. Дальнейший среднегодовой рост продаж в сегменте легковых автомобилей, по оценкам Минэкономразвития, может составить около 5%, однако в количественном выражении сделки с легковыми авто будут более чем в полтора раза уступать докризисному уровню.

Согласно базовому прогнозу Эксперт РА, за 2024–2027 годы темпы роста нового бизнеса в сегменте лизинга легковых авто снизятся в среднем до 20—30% в год. При этом уровень проникновения лизинга в продажах легковых авто может вырасти — в частности, за счет таксопарков, каршеринга и курьерских служб.

В сегменте лизинга грузовых авто

Сегмент лизинга грузовых автомобилей является крупнейшим на рынке лизинга в России с 2019 года. За 2017–2022 годы этот сегмент рос в среднем на 21% в год. В 2022 году сегмент лизинга грузовых авто, в отличие от многих других сегментов рынка, продолжил расти, хотя и более медленными темпами (+11% г/г). По итогам 2023 года этот сегмент показал более чем двукратный рост (+106% г/г), поскольку крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывали дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики служили стимулом для наращивания грузоперевозок и спроса на соответствующую технику.

А к 2027 году объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых авто может расти в среднем на 11% в год и достичь отметки 1,8 трлн рублей.

Динамика объемов нового бизнеса в лизинге грузовых авто и доля проникновения лизинга в продажах новых грузового авто



Уровень проникновения лизинга в продажи новых грузовых автомобилей исторически находится на очень высоких уровнях — более 60% (в 2019 году достигал 81%). По итогам 2023 года этот показатель ожидается на уровне 85%, а к 2027-му — на уровне 90%.

Значительная разница доли лизинга в продажах новых грузовых и легковых автомобилей связана с тем, что легковые авто приобретают преимущественно физические лица, которые в вопросе финансирования сделки отдают предпочтение кредитованию.

Крупнейшими игроками сегмента лизинга грузовых авто, как и сегмента лизинга легковых авто, являются специализированные автолизинговые и универсальные компании. Уровень концентрации сегмента лизинга грузовых авто значительно увеличился за последние полтора года. Так, по итогам 2023-го на топ-5 крупнейших игроков приходится около 70% рынка (сопоставимо с показателем сегмента лизинга легковых авто), в то время как в 2021 году данный показатель составлял 47%.



Чего ждать в 2024 году?

Грузовой транспорт активно используют в строительных проектах и при транспортировке продукции в условиях расширения географии поставок. При этом в 2024 году рост объемов лизинга грузовых авто может быть более сдержанным и составить порядка 15% к 2023-му за счет:

уменьшения влияния отложенного спроса 2022 года;
достижения высокого уровня проникновения лизинга в автопродажи в 2023 году;
некоторого насыщения рынка.

При этом за период 2024–2027 годов темпы роста, согласно прогнозам Эксперт РА, будут скромнее и составят не более 10—20%.

Что лежит в основе бизнес-модели компании

Экономный способ купить автомобиль и технику

На текущий момент в России существует два основных способа приобрести автомобиль, помимо его непосредственной покупки за денежные средства. Это автокредит и автолизинг. Европлан предлагает клиентам второй вариант — автолизинг, а именно финансовую аренду транспортного средства. Оба способа объединяет необходимость внесения первоначального взноса и осуществления ежемесячных выплат.

В чем разница между автокредитом и автолизингом?

Автокредит — это целевой заем. Потратить деньги можно на конкретный объект, указанный в договоре. Автомобиль находится в залоге у банка, пока заемщик не вернет долг. По документам транспорт является собственностью владельца, но полноценно распоряжаться им нельзя. Например, без разрешения банка нельзя продать автомобиль или изменить цель использования. Ставки по автокредитам обычно ниже, чем по другим кредитным программам. Банки охотнее одобряют целевые займы, потому что они обеспечены конкретным объектом собственности. Если заемщик не вернет деньги в срок, банк может забрать транспорт и продать его, чтобы погасить задолженность.
Кредит для бизнеса — удобный способ купить необходимый автомобиль или спецтехнику. Компания может получить заем под низкую процентную ставку, особенно если обслуживается в конкретном банке и показывает хорошие обороты по счету. Но получить финансирование не всегда просто. Банки неохотно одобряют кредиты начинающим предпринимателям, которым нужны средства на развитие.
Автолизинг — это финансовая аренда автомобиля с правом выкупа. Лизинговая компания покупает автомобиль у автодилера и передает его в пользование лизингополучателю на определенный срок. После окончания срока лизинга транспорт можно выкупить. Если бизнесу больше не нужен автомобиль, он может вернуть его в лизинговую компанию или оформить договор на новое транспортное средство.

Основные параметры, по которым кредитные предложения отличаются от лизинговых

Право собственности. Кредитный автомобиль оформлен на владельца, а лизинговый находится в собственности лизинговой компании. При этом в обоих случаях полностью распоряжаться транспортом нельзя.

Сопутствующие расходы. Страхование, техническое обслуживание, шиномонтаж, топливо — все оплачивает покупатель при оформлении автокредита. Если оформить лизинг, эти расходы можно включить в ежемесячные платежи и получить дополнительные услуги со скидкой.

График платежей. Для кредитных договоров стандартная практика — ежемесячные платежи. Лизингополучатель может согласовать индивидуальный график (например, с учетом сезонности бизнеса). При лизинге деньги из оборота клиента не изымаются, он может взять паузу на выплаты до начала получения прибыли, платить по сезону, только когда машина работает, и воспользоваться скидками по программам господдержки разных категорий бизнеса.

Вероятность одобрения. Получить кредит в банке сложнее. Нужно подтверждать платежеспособность компании и ждать, пока специалисты проверят кредитную историю. Договор лизинга можно заключить за более короткий срок и с меньшим количеством документов.

Выбор транспортных средств. Автокредит подходит для покупки нового автомобиля из салона. В лизинг можно купить новый автомобиль или с пробегом. Лизинговые компании продают транспорт и из собственного автопарка — это гарантирует его юридическую чистоту и отличное техническое состояние. Также часто лизинг используют для покупки спецтехники, грузового и коммерческого транспорта. Это дорогое оборудование, и получить кредит на такую сумму сложно, особенно для начинающих бизнесменов и небольших организаций.

Оптимизация налогов. Юридическим лицам и ИП, которые работают на общей системе налогообложения, оформлять лизинг выгоднее: можно экономить за счет возврата НДС со всей суммы лизингового платежа (в отличие от кредита, в котором в возмещение НДС включается только сумма покупки и не включается процент по банковскому кредиту), а также за счет уменьшения налога на прибыль.

Скидки и субсидии. Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика автомобиля. Покупая большое количество машин ежегодно, лизингодатели выступают в роли оптового клиента и получают дисконт за лояльность и объем сделок. Инвестирующие в лизинг клиенты получают эту скидку без ограничений. К ней прибавляется еще и субсидия аванса. Таким образом, лизинговая программа позволяет снизить выплаты по лизингу. То есть благодаря лизингу клиент может позволить себе купить машину дороже той, на которую рассчитывал первоначально. Также стоит напомнить, что для автолизинга предусмотрены субсидии Минпромторга — скидки до 10—25% от стоимости техники, произведенной на территории РФ. Господдержка лизинговых программ реализуется на федеральном и региональном уровне и помогает снизить процентную ставку и переплату. Европлан участвует в программах субсидирования различных типов транспорта.

Европлан подчеркивает, что лизинг предлагает наивысшую экономию (до 40%) для покупателей транспортных средств в сравнении с другими вариантами финансирования с обеспечением. Такая экономия рассчитывается исходя из того, что:

предмет лизинга приобретается со скидкой;
в лизинговый платеж входит НДС (в отличие от платежей по автокредиту);
лизинговый платеж снижает налог на прибыль (в отличие от платежа по телу кредита).

В чем разница между операционным и финансовым лизингом?

На контрасте с финансовым лизингом операционный лизинг не передает лизингополучателю ни рисков, ни преимуществ владения активом. Такой лизинг заключается на меньший срок, чем предельный срок работоспособности имущества.

Клиент получает возможность пользоваться предметом лизинга на протяжении согласованного срока, оплачивая арендные (лизинговые) платежи в установленные сроки и в установленном размере. Не вся стоимость актива выплачивается за срок аренды (лизинга) в сравнении с финансовым лизингом.



Операционный лизинг выбирают в том случае, когда:

Арендуемое имущество требуется на непродолжительный период времени (проектная и разовая работа);

Моральный износ оборудования опережает физический и к концу лизинга может понадобиться более современное оборудование.

При этом финансовый лизинг остается самым доступным и надежным с юридической точки зрения способом приобретения производственных активов при нехватке собственных средств компании, когда необходимый срок эксплуатации актива приближается к возможному сроку его полезного использования.

Как выглядит жизненный цикл договора лизинга в Европлане?

Клиент выбирает автомобиль.

Заключает договор купли-продажи автомобиля и договор лизинга.

Вносит авансовый платеж, а также регулярные ежемесячные платежи (которые покрывают стоимость фондирования и амортизацию) на протяжении всего срока лизинга (около трех лет).

Европлан оказывает клиентам дополнительные услуги, получая комиссионный доход.

Европлан сохраняет право собственности на автомобиль на протяжении всего срока лизинга.

По окончании договора лизинга клиент может получить автомобиль после оплаты выкупного платежа (обычно около 2% от стоимости автомобиля). Либо клиент возвращает автомобиль в Европлан, который продает его от имени клиента.


Важно отметить, что на протяжении срока лизинга стоимость автомобиля выше, чем остаток чистой инвестиции в автомобиль по договору лизинга. Чистые инвестиции в лизинг крайне быстро окупаются в течение срока лизинга в соответствии с графиком погашения. А рыночная стоимость автомобиля в обычных условиях снижается со временем (причем не так быстро, как снижается остаток инвестиции в лизинг), а в последние годы на фоне дефицита транспортных средств цена со временем показывает рост.

Динамика рыночной стоимости автомобиля и чистой инвестиции в автомобиль по договору лизинга



Диверсифицированный портфель продуктов и клиентов

Европлан предлагает полный спектр услуг для максимизации клиентского опыта. Среднее количество услуг на один договор лизинга составляет около шести. При этом совокупно Европлан предлагает клиентам более 30 видов услуг. Средняя стоимость предмета лизинга в портфеле — 4,16 млн рублей, а среднее количество предметов лизинга на одного клиента в портфеле — 2,7.

Среднее количество услуг на 1 договор лизинга



Лизинг легкового и коммерческого (грузового) автотранспорта занимает более 85% всего портфеля Европлана. Но помимо авторынка, компания также занимается лизингом самоходной техники и прочих предметов лизинга, таких как:

Строительная и дорожно-строительная техника;

Сельскохозяйственная техника;

Складское и упаковочное оборудование, оборудование для производства тары и др.

Лизинговый портфель по предметам лизинга



Европлан также демонстрирует низкую концентрацию лизингового портфеля на лизингополучателях. В портфеле представлены все виды частного бизнеса и отраслей экономики с одной общей характеристикой: они платят своевременно в соответствии с графиком лизинговых платежей и в стабильные, и в кризисные периоды.

Низкая концетрация лизингового портфеля на лизингополучателях



Лизинговый портфель по регионам



За последние пять лет клиентская база Европлана возросла в полтора раза и на конец 2023 года насчитывала почти 146 тысяч клиентов.

Динамика клиентской базы (тыс. клиентов)



В прошлом году компания приобрела свыше 46 тысяч единиц техники более чем у четырех тысяч поставщиков, разместив примерно 144 млрд рублей чистых инвестиций в лизинг. При этом около девяти тысяч единиц техники примерно на 25 млрд рублей чистых инвестиций было приобретено через 2,4 тысячи партнеров.

Бизнес Европлана и партнеров



После ухода европейских брендов Европлан стал более активно приобретать для клиентов китайские и белорусские автомобили и технику. В портфеле легковых автомобилей ведущим поставщиком является Mercedes (с долей 2,5% от совокупного портфеля лизинга), а вот среди коммерческих и грузовых транспортных средств — KAMAZ (с долей 8,2%). Лидером в сегменте спецтехники является китайский бренд XCMG (0,9%).

Всего в портфеле компании более 1 000 марок техники. Лишь за последний год компания приобрела более 55 тысяч предметов лизинга. Средний возраст техники в портфеле составляет 1,9 года.

Структура лизинга по странам—производителям автомобилей



Фокус на сегменте МСБ

Клиентами Европлана в основном выступают представители сегмента малого и среднего бизнеса (более 90% лизингового портфеля) со средним чеком 4 млн рублей.

К малому бизнесу

Европлан относит компании с годовой выручкой менее 800 млн рублей

К среднему бизнесу

С годовой выручкой 0,8—2 млрд рублей.

К крупному бизнесу

С годовой выручкой более 2 млрд рублей.

Доля физических лиц в портфеле клиентов Европлана незначительна — несколько десятков клиентов ежегодно.

Основные преимущества высокой доли МСБ в портфеле клиентов

Высокая диверсификация лизингового портфеля.

Возможность получать более доходные сделки лизинга.

Более высокая потребность в автомобильных услугах.

Многоканальная система продаж

Федеральная сеть продаж

Включает 85 офисов по всей России и охватывает 99% целевого рынка автолизинга. На нее приходится 70% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.

Более 4 000 дилерских центров

По всей России, через которые заключено более 8 500 лизинговых контрактов в 2023 году. На них приходится 14% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.

Веб-сайт компании

Который ежемесячно посещает более 1 млн уникальных пользователей. На него приходится 10% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.

Контакт-центр

С более 38 тысячами обращений в месяц. На него приходится 6% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.

Продвинутая IT-платформа

Европлан автоматизирует все бизнес-процессы с помощью IT-систем на всем цикле предпродаж, продаж, верификации, управления, подготовки и завершения контракта.

IT-платформа нового поколения предлагает полный набор цифровых решений, реализующих потенциал экономики масштаба:

Рекламу с использованием маркетинговых скоринговых моделей;

Автоматизированные процессы продаж;

Многоуровневый процесс верификации с оперативным принятием решений для розничных сделок;

Множество видов страхования, полезных автоуслуг и др.

Система эффективного маркетинга и широкий охват аудитории позволяют показывать высокий уровень доли повторных клиентов (72% в 2023 году). Индекс потребительской лояльности (NPS) в 2023 году составил 83%. При этом 86% клиентов готовы рекомендовать Европлан.

Риск-менеджмент

Стоит также отметить эффективное управление рисками в Европлане. Компания использует автоматизированную проверку контрагентов. Около 88% продаж проходит оперативное одобрение. Этот способ распространяется на наиболее ликвидные транспортные средства, лизинг на небольшую сумму для МСБ и нацелен на быстрое принятие решения.

Процедура корпоративного финансирования покрывает 12% продаж компании. Здесь фигурируют более крупные суммы лизинга (для финансовой аренды автопарка). Покупателями таких услуг выступают в основном корпоративные клиенты, которые проходят тщательный кредитный анализ и верификацию. Количество этапов принятия решения зависит от суммы инвестиций в лизинг.

Что с финансами компании

Совокупный объем портфеля Европлана с 2019 по 2023 год рос в среднем на 37,3% в год. Для сравнения: совокупный портфель российских лизинговых компаний за тот же период показывал рост в среднем только на 19,3% в год.

Более 80% портфеля Европлана занимает лизинг легкового и грузового транспорта.

Объем лизингового портфеля Европлана в разрезе оборудования (млрд руб.)



Объем нового бизнеса у Европлана с 2019 по 2023 год рос в среднем на 23,9% в год (такой рост сопоставим с уровнем роста всего рынка лизинга). В этом году мы ожидаем, что компания может показать рост объемов нового бизнеса более чем на 20%, а на среднесрочном горизонте — поддерживать рост на уровне 15% в год.

Объем нового бизнеса Европлана в разрезе оборудования (млрд руб.)



Лизинговый портфель (представленный чистой инвестицией в лизинг, ЧИЛ) компании исторически демонстрирует рост в среднем на 27,2% в год (а за последние пять лет — на 32,3% в год). В 2024 году компания прогнозирует рост баланса лизингового портфеля на 35%. Это зависит как от темпов роста нового бизнеса, так и от профиля погашения текущего лизингового портфеля компании. В дальнейшем (2025–2028 годы) компания может показать увеличение лизингового портфеля в среднем более чем на 15% в год.

Динамика лизингового портфеля Европлана



Доходность лизингового портфеля зависит от процентной и непроцентной маржи. Спред между доходностью портфеля и стоимостью фондирования зависит от:

Категории клиента;

Типа предмета лизинга;

Аванса от лизингополучателя;

Срока договора лизинга;

Повторности клиента.

Всего существует более 300 различных комбинаций этих параметров. На финальном этапе оценки договоров таргетируется значение рентабельности капитала (ROE).

По итогам 2023 года чистая процентная маржа составила 8,5%. В этом году менеджмент компании ожидает ее на уровне около 8%, а в дальнейшем, на среднесрочном горизонте, она может снизиться примерно до 7% на фоне перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики, а также роста конкуренции на рынке лизинга.

Динамика чистой процентной маржи и маржи непроцентного дохода



Как мы уже писали выше, портфель услуг Европлана диверсифицирован и включает в себя:

Финансовый и операционный лизинг

Основной доход Европлану приносит именно финансовый лизинг — почти 60% операционных доходов.

Страхование

Агентские комиссии

Прочие услуги

Обслуживание авто, помощь на дороге, топливные услуги, ремаркетинг, продажа авто и др.

Структура операционных доходов Европлана



Стоит отметить, что среди независимых лизинговых компаний у Европлана самая высокая доля непроцентных доходов в совокупном объеме операционных доходов — 42%. Для сравнения: у ближайших конкурентов, Ресо-Лизинг и Балтийский лизинг, она составляет менее 13% (по данным за 2022 год).

Динамика операционных доходов и доля непроцентных доходов у Европлана



Высокая доля непроцентных доходов у Европлана делает бизнес компании менее чувствительным к изменениям процентных ставок в экономике России. При этом компания оценивает чувствительность клиентов к изменению ставки как незначительную. Негативный эффект от повышения ключевой ставки наблюдается только в краткосрочной перспективе — основные клиенты Европлана, малый и средний бизнес, буквально за три месяца адаптируются к высоким ставкам. Если же ставки находятся на повышенных уровнях в течение долгого времени, то МСБ перекладывает возросшие расходы на конечного потребителя.

Структура чистых непроцентных доходов Европлана



Отметим, что плавающие ставки от кредиторов (в их числе более 30 крупнейших ведущих российских и международных финансовых институтов в кредитной истории) Европлан трансформирует в фиксированные с помощью хеджирования. При хеджировании плавающих процентных ставок в рамках классического процентного СВОПа стоимость фондирования неизменна на всем сроке кредитной сделки при любой волатильности рынка. Иные стратегии хеджирования (например, опционы) компания не использует.

Опираясь на текущий рынок процентных СВОПов, снижение процентных ставок, ожидаемое в 2024–2025 годах, может положительно повлиять на показатели бизнеса Европлана. Договоры финансового лизинга заключаются по фиксированным ставкам, и у компании появляется возможность реинвестировать собственный капитал с более высокой рентабельностью.

Автоматизация бизнес-процессов обеспечивает планомерное снижение показателя отношения операционных расходов к доходам (CIR). Отношение операционных расходов к среднему объему чистой инвестиции в лизинг на балансе компании (ЧИЛ) также снизилось (до 4,7% в 2023-м с 8,9% в 2018-м). Компания планирует поддерживать его значение на уровне 30—32% в среднесрочной перспективе.

Динамика операционных расходов Европлана



Также стоит отметить, что компания исторически демонстрирует рост чистой прибыли. За последние пять лет рост в среднем составлял 35% в год.

Динамика чистой прибыли Европлана (млн руб.)



Более 90% активов компании представлено высокодоходным лизинговым портфелем (чистыми инвестициями в лизинг) и ликвидными активами (депозиты в банках и денежные средства). С конца 2014 года на фоне негативных тенденций в российской экономике компания накапливала ликвидность и повышала уровень достаточности собственного капитала, сохраняя при этом высокий уровень рентабельности активов.

Динамика рентабельности капитала и активов Европлана



Сравнение с банковским сектором

Последние пять лет (2019–2023 гг.) Европлан занимает лидирующие позиции по средней исторической рентабельности капитала и среднему ежегодному росту портфеля активов по сравнению с классическими банковскими институтами.

Сравнение Европлана с публичными игроками банковского сектора



Европлан также обладает минимальным уровнем кредитного риска в финансовой отрасли.

Динамика стоимости риска (COR) у Европлана



По нашим оценкам, стоимость риска (Cost of Risk, COR) по итогам 2024 года будет на уровне около 0,8%, а в 2025–2028 годах — в диапазоне 0,5—0,7%. Мы не ожидаем, что рост COR будет выше исторических значений (2017–2023 гг.).

В целом колебания COR в диапазоне 0—1% являются погрешностью и крайне низкими показателями риска в сравнении с другими финансовыми институтами (например, банками). Это связано с ликвидными залогами, диверсифицированным портфелем и эффективным риск-менеджментом.

Сравнение ключевых показателей Европлана с показателями банковского сектора



Будет ли платить дивиденды

Лучшие практики управления капиталом позволяют Европлану обеспечить уверенный рост бизнеса и осуществлять выплаты дивидендов.

Компания обладает высокой достаточностью капитала первого уровня по Базелю 3, которая уверенно превышает минимально допустимый уровень. Это говорит о том, что даже при высоком темпе роста активов (снижает достаточность капитала) и высокой рентабельности капитала ROE (повышает достаточность капитала) есть большой запас для потенциальной выплаты дивидендов.

Достаточность капитала Европлана



Размер дивидендов по итогам 2023 года будет определен по результатам рассмотрения годового отчета. Согласно дивидендной политике Европлана, компания будет стремиться выплачивать дивиденды не реже одного раза в год, что предоставляет компании гибкость в принятии решений касательно ежеквартальных дивидендов.

Историческая динамика дивидендных выплат Европлана



Какая рыночная оценка Европлана может быть справедливой

Для определения диапазона оценки стоимости акционерного капитала мы использовали метод дисконтирования ожидаемых дивидендных потоков (DDM) и метод сравнения мультипликаторов публичных игроков в банковском секторе и других игроков, связанных с рынком авто и недавно разместивших свои акции на Мосбирже.

Метод дисконтированных дивидендных потоков

Для оценки будущих денежных потоков, генерируемых бизнесом Европлана, на основе которой мы прогнозируем финансовые показатели, исходим из следующих предпосылок.

За 2023–2027 годы совокупный объем нового бизнеса Европлана будет расти в среднем примерно на 20% в год. Драйвером такого сценария станет рост всего рынка автолизинга (по прогнозам Эксперт РА, около +15% в год) при сохранении текущей рыночной доли компании на рынке автолизинга по объему нового бизнеса (около 9—10%).

По итогам 2024 года текущий портфель компании может показать рост примерно на 35% г/г, а в дальнейшем — нормализоваться до 15% в год.

За 2023–2027 годы чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ), которые зависят от роста портфеля и динамики погашений, по нашим оценкам, в среднем будут расти на 23% в год.

В долгосрочной перспективе рентабельность капитала (ROE) ожидается на уровне около 40%.

На прогнозном горизонте дивидендные выплаты составят 50% от чистой прибыли компании с возможностью их увеличения в перспективе до исторических значений (57—58%) и выше.

Стоимость акционерного капитала (Cost of Equity) для Европлана оценивается нами на уровне около 21%.

Анализ чувствительности бизнеса Европлана



Метод сравнения мультипликаторов

Для оценки Европлана мы используем один из классических для банковской отрасли мультипликаторов — форвардный P/E.

В качестве компаний-аналогов мы выбрали наиболее репрезентативные публичные российские банки — Сбер, Тинькофф Банк и Совкомбанк. Мы также скорректировали полученные мультипликаторы на разницу в рентабельности капитала (ROE).



Что в итоге

На графике ниже приведен диапазон справедливой оценки стоимости акционерного капитала Европлана, который мы получили на основе двух методов оценки.

Нижней границей является медиана диапазона по сравнительному подходу через форвардный мультипликатор P/E — 127 млрд рублей, верхняя граница — 148 млрд рублей (65 перцентиль по тому же подходу). Внутри полученного диапазона располагается оценка, полученная по подходу дисконтированных будущих дивидендных выплат (DDM), — 132 млрд рублей.

Диапазон капитализации Европлана (pre-money)



Риски

Геополитические риски. Ухудшение геополитической обстановки и усиление санкционного давления могут привести к проблемам в логистике или в работе дилеров, что вынудит предприятия отложить обновление автопарков.

Санкционный риск. Риски введения санкций против компаний.

Усиление конкуренции. Рост конкуренции и консолидации рынка в сравнении с игроками, являющимися частью крупных финансовых групп.

Макроэкономическая конъюнктура. Ужесточение денежно-кредитной политики, слабые темпы экономического роста, снижение доходов населения и потребительского спроса негативно сказываются на инвестиционной активности представителей малого и среднего бизнеса.

Рост цен на автомобили и стоимости его владения. Увеличение цены нового автомобиля, а также удорожание стоимости запчастей для его обслуживания будут сильно сдерживать продажи автомобилей на фоне падения доходов населения.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter