Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Инфляция в США в апреле – осторожный оптимизм » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Инфляция в США в апреле – осторожный оптимизм

16 мая 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Опубликованный отчет BLS показал, что после негативных сюрпризов в 1кв24 в апреле ситуация улучшилась. Инфляция в месячном выражении замедлилась до 0,3% м/м после 0,4% в предыдущие 2 месяца, что оказалось лучше консенсус-прогноза (0,4% м/м). При этом 70% вклад в месячный показатель инфляции внесли суммарно рост цен на бензин и рост платы за жилье. В годовом выражении инфляция снизилась до 3,4% по сравнению с 3,5% в марте (что совпало с ожиданиями рынка). Базовая инфляция (Core CPI), не включающая продукты питания и энергоресурсы и считающаяся более устойчивым показателем инфляции, также замедлилась до минимальных с начала года 0,3% м/м (после 0,4% в предыдущие 3 месяца), совпав с консенсусом. В годовом выражении базовая инфляция продолжила обновлять минимальные значения за 3 года, опустившись с 3,8% г/г до 3,6% г/г. Рост цен на услуги за исключением энергетики и платы за жилье (важный индикатор для ФРС) замедлился до 0,4% м/м, минимума с декабря прошлого года.

Таким образом, прогресс в замедлении инфляции, затормозившийся в начале года, в апреле возобновился, хотя об его устойчивости пока судить рано. В сочетании с вышедшими ранее данными об ослаблении жесткости рынка труда в апреле и сегодняшними данными о неожиданной стагнации розничных продаж при консенсус-прогнозе роста на 0,4%, они не противоречат ожидаемому рынком сценарию, что условия для снижения ставки ФРС могут сложиться в сентябре. Рынки напряженно ждали данных по инфляции, поскольку из-за ее неожиданного ускорения в первые месяцы этого года риторика ФРС сместилась в сторону более длительного удержания ставки на текущем, максимальном за 23 года уровне (5,25-5,5%). После выхода отчетов по инфляции и розничным продажам, оценка вероятности рынком сценария снижения ставки в сентябре (по данным CME) возросла до 71% против 65% накануне, а шансы на снижение ставки уже на июльском заседании возросли до 30%. До конца года рынок надеется теперь на снижение ставки на 50 б.п. (т.е. 2 полноценных шага снижения по 25 б.п.) против 43 б.п. накануне. Впрочем, в начале года рынок ждал значительно более агрессивного снижения ставки в 2024 г – на 150 б.п. Данные поддержали снижение доходностей гособлигаций США, положительную динамику фондовых индексов и ослабление индекса доллара.

Замедлению общей инфляции способствовали стабилизация цен на продовольствие (0,0%), снижение цен на электричество (-0,1%) и природный газ (-2,9%). При этом цены на бензин растут третий месяц подряд – в апреле они увеличились на 2,8% м/м (1,2% г/г).

Основной вклад в базовую инфляцию по-прежнему вносит рост цен на жилье, месячные темпы роста цен не меняются уже 3 месяца подряд (0,4% м/м). Кроме того, вклад в базовую инфляцию внесли рост цен на страхование автомобилей (1,8% м/м и 22,6(!)% г/г), цены на одежду (1,2% м/м), медицинские услуги (+0,4%), транспортные услуги (+0,9% м/м). Росли цены на услуги персонального ухода, образования, отдыха. В то же время продолжилось снижение цен на автомобили (новые -0,4% м/м, подержанные -1,4% м/м), снизились в цене авиабилеты. В целом продолжается прежняя история – товары за исключением энергоресурсов и продуктов питания дешевеют (-0,1% м/м), но некоторый прогресс связан с замедлением темпов роста цен на услуги за исключением энергетики и платы за жилье (+0,4% м/м, минимум с декабря прошлого года).

В годовом выражении более 2/3 базовой инфляции пришелся на рост цен на жилье, который замедлился до 5,5% г/г против 5,7% г/г в марте.

Вчера глава ФРС Дж. Пауэлл, выступая на годовом собрании нидерландской Ассоциации иностранных банкиров (Foreign Bankers' Association) в Амстердаме, сказал, что ожидает замедления месячных темпов инфляции до уровней конца прошлого года, однако сейчас его уверенность в этом ниже, чем раньше, учитывая статистику первых трех месяцев года. Также он ожидает, что экономика США вырастет примерно на 2% в этом году, что немного превышает оценки ФРС относительно долгосрочного потенциала экономики, при этом рынок труда остается "очень, очень сильным" (безработица остается ниже 4% уже более 2-х лет). Как и на последнем заседании ФРС, Пауэлл счел маловероятным, что ФРС придется еще повышать процентную ставку, хотя перспектива ее снижения стала менее определенной и от ФРС потребуется больше «терпения» в сохранении рестриктивной ДКП в течение более длительного времени, и выразил уверенность, что инфляция придет к целевым 2%. «Я не думаю, что, судя по имеющимся у нас данным, следующим шагом, который мы предпримем, будет повышение ставок», — сказал Пауэлл. «Более вероятно, что мы сохраним учетную ставку на том уровне, на котором она есть».

Накануне также вышли данные по инфляции в производственном секторе (индекс цен производителей, PPI). Месячный рост цен в апреле (0,5%) оказался значительно выше консенсус-прогноза (0,3%), ускорение роста цен произошло и на услуги, и на товары (прежде всего, за счет бензина). В годовом выражении индекс цен производителей вырос максимальными темпами за год (2,2%), что совпало с консенсус-прогнозом. Вместе с тем глава ФРС Дж. Пауэлл назвал данные по PPI «смешанными», а не «горячими», отметив пересмотр в сторону снижения показателей за март (с 0,2% м/м до -0,1% м/м и с 2,1% г/г до 1,8% г/г).

Инфляционные ожидания населения, судя по последним опросам, несколько увеличились. Так, опрос ФРБ Нью-Йорка показал, что респонденты в апреле повысили оценку инфляции через год до уровня 3,3% с мартовских 3%, в то время как оценка инфляции через три года немного снизилась - до 2,8% (мартовская оценка 2,9%). Оценка ожидаемой инфляции через 5 лет возросла до 2,8% против мартовских 2,6%.

Опрос Мичиганского университета (предварительные данные за май) показал, что годовые инфляционные ожидания выросли до 3,5% в мае с 3,2% в апреле, еще сильнее отдалившись от допандемийного диапазона 2,3%-3,0% (наблюдавшегося за два года до пандемии COVID-19). Пятилетний прогноз инфляции увеличился до 3,1% с 3,0% в апреле. Этот показатель в течение почти 3 лет колеблется преимущественно в узком диапазоне 2,9–3,1%, однако он заметно превышает средний диапазон 2,2–2,6%, наблюдавшийся за два года до пандемии.

На инфляционные ожидания населения могли повлиять повышение цен на бензин и рост стоимости жилья, а также данные о более высоких, чем ожидалось, показателях инфляции в 1кв24.