Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Западный бизнес отказывается от планов ухода из России » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Западный бизнес отказывается от планов ухода из России

28 мая 2024 Financial Times
Более половины иностранных компаний в России остались там с начала СВО. FT

Такие компании, как Avon Products, Air Liquide и Reckitt, остаются в стране, поскольку бюрократические препятствия на пути к уходу растут, как и потребительский спрос

Западные компании, включая Avon Products, Air Liquide и Reckitt, остались в России, несмотря на то, что заявляли о своем намерении покинуть страну после начала военного конфликта на Украине, поскольку бюрократические препятствия растут, а потребительская активность восстанавливается.

Косметический бренд Natura, французский производитель промышленных газов и британская потребительская группа, производящая все - от обезболивающих до презервативов, входят в число сотен западных групп, которые остались в стране после событий 2022 года.

"Многие европейские компании оказались между молотом и наковальней", - сказал один из руководителей, работающий с западными компаниями в стране. "Они сказали, что уйдут. Но им предложили на выбор покупателей, которые были для них неприемлемы".

С 2022 года более 2100 транснациональных корпораций остались в России, в то время как около 1600 международных компаний либо ушли с рынка, либо сократили свою деятельность.

Вскоре после начала конфликта в 2022 году десятки таких групп пообещали сократить свое присутствие в России, поскольку Запад стремился изолировать экономику страны и ее военную казну от иностранных денег.

Но Москва постепенно повысила стоимость билета на выход для западных компаний, введя обязательную 50-процентную скидку на активы из "недружественных" стран, продаваемые российским покупателям, и минимальный 15-процентный "налог на выход". Кроме того, все труднее найти местных покупателей, приемлемых как для продавца, так и для Москвы, и чье участие не подпадает под западные санкции.

В сентябре 2022 года компания Air Liquide объявила о подписании меморандума о взаимопонимании по продаже своего российского бизнеса команде местных менеджеров, которые им управляли. Однако сделка так и не получила одобрения российского правительства, в результате чего компания оказалась в подвешенном состоянии.

Некоторые компании уже не считают себя обязанными уходить из страны. Компания Avon начала процесс продажи своего российского бизнеса, получила предложения, но решила их не принимать.

"На протяжении более 135 лет Avon поддерживает женщин, где бы они ни находились, независимо от этнической принадлежности, национальности, возраста или религии", - говорится в сообщении компании.

Хотя в апреле 2022 года Reckitt объявила, что "начала процесс, направленный на передачу прав собственности на свой российский бизнес", ее новый исполнительный директор Крис Лихт придерживается более взвешенного подхода.

"Мы продолжаем рассматривать варианты, но они стали более сложными, а не менее сложными", - заявил он в прошлом месяце в интервью FT. "Изначально разговор шел о том, останетесь вы или уйдете, и о бизнесе, платящем налоги... Я думаю, что сейчас мы ведем более тонкий разговор".

Транснациональные компании помнят о трудностях западных компаний, таких как Carlsberg и Danone, у которых были арестованы активы после объявления о планах по уходу.

В то время как Danone в итоге удалось договориться о продаже активов с большой скидкой, Carlsberg по-прежнему находится в затяжной судебной тяжбе в РФ.

Наблюдатели говорят, что рост зарплат и более радужная, чем ожидалось, экономическая ситуация способствовали буму расходов, сделав Россию гораздо более привлекательной для транснациональных корпораций, особенно в потребительском секторе.

Недавняя волна передачи контроля, затронувшая как иностранные группы, так и местных игроков, остается основным риском для иностранных лиц в России. Если они считают этот риск управляемым, почему бы им не остаться?.

В марте 2022 года PepsiCo объявила о приостановке продажи и производства своего флагманского напитка в России, но продолжает вести молочный бизнес в стране, в котором напрямую занято 20 000 человек и косвенно - 40 000 сельскохозяйственных рабочих.

"Как компания, производящая продукты питания и напитки, сейчас, как никогда, мы должны сохранять верность гуманитарному аспекту нашего бизнеса. Это означает, что мы обязаны продолжать предлагать другие наши продукты в России", - написал генеральный директор компании Рамон Лагуарта в электронном письме сотрудникам в сентябре 2022 года.

Западный бизнес отказывается от планов ухода из России

«Добрый кола» сместила оригинальную «Колу» с первой строчки бестселлера страны © Максим Шипенков/EPA-EFE

Конкурирующая компания Coca-Cola прекратила поставку своих сиропов для безалкогольных напитков в Россию, но эту роль заняла компания Coca-Cola Hellenic, местный производитель напитков гиганта в регионе, в котором ей принадлежит 21 процент акций. В августе 2022 года ботлер создал отдельную российскую компанию «Мултон Партнерс», в российскую версию брендов Coca-Cola которой входит «Добрый кола», сместившая оригинальную «Колу» с первой строчки бестселлера в стране.

"Добрый кола" - это расширение существующего на рынке бренда, производством и распространением которого занимается компания "Мултон Партнерс". Она не имеет никакого отношения к компании The Coca-Cola Company или ее брендам", - заявила компания-производитель.

Среди более чем 2000 компаний, которые заявили, что останутся в России, в том числе потребительские группы Mondelez, Unilever, Nestlé и Philip Morris, некоторые стали более открытыми в своих планах. Главный исполнительный директор Mondelez недавно заявил FT, что инвесторам "морально все равно", уйдут ли группы из страны.

Однако в отношении заявленных компаниями сделок не все ясно. В марте американский шорт-селлер Hindenburg Research обнаружил, что товары польского ритейлера LPP все еще продаются в России, несмотря на то, что компания объявила об уходе с рынка в июне 2022 года после продажи своего бизнеса неизвестному китайскому консорциуму.

Хотя LPP отрицает свое участие, она признала, что получала выгоду от продаж "трансфер-агентам", которые помогали финансировать расходы на переход, и эта практика не будет прекращена до 2025 года.

Австрийский Raiffeisen Bank International также попал под огонь после того, как FT сообщила, что десятки размещенных им объявлений о работе в России указывают на амбициозные планы по развитию в стране, несмотря на обещание уйти с рынка.

Второй руководитель, работающий с западными компаниями в России, сказал, что настроения заметно изменились.

По его словам, если компании, покинувшие страну в первые недели после конфликта, считали это моральным императивом, то "нынешняя волна - это скорее вопрос о том, действительно ли вам нужно уходить? Хотите ли вы уйти? Некоторые из этих компаний построили четыре, пять заводов за 30 лет. Они не собираются продавать их с 90-процентной скидкой".

В этом году инвестор-активист и член совета директоров Unilever Нельсон Пельтц заявил FT, что он настаивал на том, чтобы группа потребительских товаров, которая изучает варианты продажи, не уходила.

"Если мы уйдем из России, они заберут наши бренды себе. Я не думаю, что это хорошая сделка", - сказал Пельтц, подчеркнув, что такие конкуренты, как P&G и Colgate-Palmolive, не ушли из страны. "Почему, черт возьми, мы должны это делать?"

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу