25 декабря 2009
На сцене - декорация комнаты, обставленной в постиндустриальном стиле: пластик, минимализм, прямые углы, черно-белая цветовая гамма, на стене AMOLED-экран, made in PRC. На экране развивается звездно-полосатое полотнище. На сцене - двое, в одинаковых костюмах и галстуках (сделано в КНР). Один из них - явно азиат. Это - товарищ ЗЭД, эмиссар по особым и чрезвычайным вопросам Второй - джентльмен, WASP, похожий одновременно на Джеймса Бонда и Билла Гросса. Это -г-н Iphone A. Google, представитель по чрезвычайным и особым вопросам, требующим безотлагательного решения. Они сидят друг напротив друга за постиндустриальным столом. На столе небрежно валяются два почти одинаковых телефона SSNE (SonySamsungNokiaEricsson), китайского производства, естественно, как, впрочем, и вся остальная обстановка в комнате.
Товарищ : (говорит по-английски с не очень большим акцентом) Послушайте, однако...
Г-н Google: Слушаю Вас, tovarisch .
Товарищ : Однако, мы вынуждены уже в пятый раз обратиться к вам с нашими озабоченностями. Доводим до вашего сведения и сведения президента, что данные в вашей информационной системе не совсем адекватные. Вы сами знаете. У нас вашего долга, дзай-у, больше 6 трлн., и это только ваш государственный... Это почти треть от него. У нас скоро будет 20% вашего общего долга, а он у вас уже больше 40 трлн. И что мы видим, однако?
Г-н Google: Что?
Товарищ : Однако, ничего хорошего. 5 лет назад у вас решили, что вы вышли из кризиса, победили дизинфляцию, и теперь у вас будет инфляция, и все опять получат работу и будут брать эту вашу ипотеку и кредитные карты, и начали что? Все у вас начали продавать ваши государственные облигации, однако. Риск аппетит был большой. А где была эта ваша ФРС?
Г-н Google: Где?
Товарищ : Она была не там, где обещала! Она обещала, что будет делать это, квантитативное смягчение. Покупать ваши облигации. Чтобы доходность была низкая, чтобы экономика росла. Сначала так и делала. А потом что?
Г-н Google: Что?
Товарищ : Она сказала... Нет, даже не сказала, а так, прошептала, ди-ю.. "Будем делать exit strategy". Кто был тот дурак, который ей сказал, что дальше будут пузыри, поэтому надо скорее-скорее делать exit strategy?
Г-н Google: Кто?
Товарищ : Много их было! Но не из ваших Cold Zigzags, не из Country, не из Bads Neargo, или как вы там его зовете? Эти тоже были не рады, правда. (У нас там, кстати, везде по 20-25% есть, в капитале... Но это вызнаете.) А про exit strategy вам всякие другие говорили, все ваши умники, все лауреаты, независимые, ду дзаомао. Что следующий пузырь будет в государственной бумаге, дзы, говорили. Не только у вас, везде. Что будет кризис в государственных финансах из-за этого. А долга, дзай-у, говорили, и так у вас много. ФРС тогда ваша решила, что надо плавно-плавно... это... спускать воздух. Из пузыря, чтоб потом не было нового кризиса. И что?
Г-н Google: Что?
Товарищ : Спустила! Вам ваша доходность понравилась тогда: 4 и 5%, так? Вы такую кривую когда видели: снизу - ноль, сверху - 5% Это прямо не кривая, господин Google, это - прямо лестница, дзыэ. Внебо. Не всякий заберется даже до середины, однако. Что со спрэдами стало? Что с акциями стало? Что вы получили?
Г-н Google: Что?
Товарищ : Второе дно это называется, однако. Вы что, не помнили, как в Японии это было в 1990-х? То же самое было. В точности, однако. И у вас опять стали активы падать, рушится стали. Делевередж снова был большой. Вы опять стали квантитативно смягчать, стали опять стимулировать. Вы нам тогда уже продали ваши компании эти: Dorf, Mineral Rotors. Нам их уже солить можно, как грибы сяньгу, однако! А мы вам еще в 2008 говорили: вы что делаете, говорили? У нас тогда ваших резервов было, бумаги, дзы, вашей государственной было без малого 2 трлн.долл., 19% от общего объема. Мы вас просили: позаботьтесь вы о наших резервах, хуже будет! Ведь если бы мы начали диверсифицировать, что бы тогда было?
Г-н Google: Что?
Товарищ : Квантитативное смягчение forever было бы, г-н Google, вот что! Кто бы покрывал этот ваш двойной дефицит тогда? У вас же с 2009 года весь приток пошел через государственную бумагу, а из частного сектора все выходить стали, однако. Потому что там сплошной пузырь был большой, вэй: ипотека была ваша эта, все эти бумаги ваши, CDO... Куда нам инвестировать было, когда ваш финансовый сектор, который один рост вам и делал, начал опять сжиматься тогда, а? Вот и остались у вас для закрытия вашего дефицита только мы и сама эта ваша ФРС.
Г-н Google: Не преувеличивайте. Фонды тоже покупали Trys. Русские покупали, и японцы.
Товарищ : Много они купить могли? Да, раньше могли кое-что... А теперь - много? А? (ехидно ухмыляется) А вам тогда много надо было, а сейчас еще больше. Очень много, однако. Как стимулы делать без денег? Нет, вы, конечно, молодцы, гао мин, хорошо все устроили. Куда мы без вас тогда? Вы нам капитал, технологии, рынок, а мы вам - вот (показывает на дисплей) и вот (дергает себя за лацкан). Мы, спасибо, зарабатывать стали прилично, какие города построили, какие дороги! Теперь у нас каждый пятый на Бенцы-чхе (кит. Мерседес Бенц). Теперь вам без нас уже сесть некуда (показывает на кресло под собой), пить не из чего (показывает на кофейную чашку), звонить не можете, ездить не можете. Мы теперь и так, без вас, смогли бы уже, ученых бы ваших наняли, менеджеров, но у нас же 6 трлн. вашей государственной бумаги, дзы! Что, неужели ее на фейерверк пустить, фонариков из нее наделать, бумажных драконов? И то не выйдет - все на счетах, в компьютере. (Мы, кстати, ваши такие были синие компьютеры теперь зовем "Тучи над Желтым морем", по-китайски не буду говорить, как.)
Г-н Google: А супермультиэнергетик, tovarisch змя, ? Мы же его изобрели!
Товарищ : Да, эти ваши самые умные, которые не из Cold Zigzags, дзаомао, что говорили? Правильно говорили! Изобретите что-нибудь, что никто больше делать не может, постройте заводы, дайте рабочее место вашему рабочему, инвестируйте много, продавайте всем, всему миру. Нам продавайте тоже. Будет меньше дисбалансов. Вы вложили 200 миллиардов, изобрели эту батарейку, которая 50 литров бензина заменяет. А где ее делать стали? У нас опять стали! Опять мы ее к вам возим, ко всем возим. И какие теперь русские, арабы у вас бумагу вашу, дзы, покупают? Никакие! Наши бумаги покупают. Когда нам надо, и когда им есть, на что. Хо-хо.
Г-н Google: (молчит).
Товарищ : Как у вас шли дела чуть получше, как опять ваши потребители кредит набирать начинали, так у вас дефицит торговли тут же расти начинал снова. И опять вам надо, чтоб кто-то вашу бумагу, дзы, покупал. Иначе вам на что наши экраны, стулья, чашки, батарейки покупать? Но, г-н Google, должен вам сказать: вы раньше своей батарейки изобрели одну очень, очень важную, однако. Действительно важную. Хёдзёнго юань (кит. доллар США). Весь мир ее до сих пор использует, хотя и меньше, чем раньше. И мы тоже можем на него у арабов финики покупать, у русских - воду. Можем хедж делать на цену на наш товар... Да, все дзёнго юань (кит. китайский юань) хотят, но мы его так и не конвертируем, однако.
Г-н Google: Мы же вам говорили: отпустите ваш дзёнго юань. Все бы само и поправилось!
Товарищ : Хо-хо. Г-н Google, отпустили бы мы юань, так у вас просто инфляция бы наверх пошла. Вы же и за пять лет себе заводы назад ваши не построите, однако! Ваши заводы даже из Мексики к нам уехали. А в ваши консультационные фирмы вы всех ваших жителей работать не возьмете. И в банки. И в страховые компании. И так уже все ученые, кёхуадзя, у вас в банках работают. Отпусти мы юань, у вас бы просто цены наверх пошли, и в Европе тоже. И это - весь эффект от вашего свободного плавания. Сами не рады были бы. Хо-хо. Давайте говорить, что делать будем. У вас долг сейчас 300% ВВП. Госдолг - 130%. Вот, глядите. (щелкает пальцами, на дисплее под бодрую пентатонику появляются иероглифы, потом графики):
ВНИМАНИЕ! Нижеприведенные три графика на период до 2009 г. включительно представляют реальные данные. После этого приведен не экономический прогноз, а шуточная, фантастическая иллюстрация, не претендующая ни на какое соответствие реальной и/или будущей действительности.
1. Долг Хёдзёнго по секторам экономики, млрд местной валюты

2. Долг Хёдзёнго по секторам экономики, %ВВП

3. Платежный баланс Хёдзёнго, млрд местной валюты

Товарищ : Вот, видите? Г-н Google, как вы будете платить ваш долг нам, если шансов на снижение дефицита нет, доходность у вас, как и говорил когда-то лаобан (кит. босс) Гринспен, 10%? Вам одних процентов платить страшно сказать... У вас ВВП растет уже 4 года по 1.5% в лучшем случае. У вас безработица 11%. Вас рефинансируют уже неохотно. Только мы остались с вами, однако. В одной джонке, так сказать.
Г-н Google: (ехидно) А куда вы денете ваши производственные мощности, tovarisch? Ваши оставшиеся пока без дела 300 миллионов жителей депрессивных регионов будут очень недовольны. А если еще и хёдзёнго юань упадет к оу юань (кит. евро) до 2.5...
Товарищ : Оу юань нам как раз параллелен. Упадет хёдзёнго юань к оу юань - нам тоже не так плохо. У нас 45% резервов уже в оу юань, и мы им еще больше товаров продадим в обмен на их дзы... А вот мощности - это важно. Но мы можем их переориентировать на внутренний спрос, как вы нам и советовали.
Г-н Google: (смеется) Ха-ха-ха! Вы это говорили еще в 2009 году, tovarisch ЗЧЯ.! И что? Понастроили их еще больше!
Товарищ : Послушайте, г-н Google, это наше суверенное дело. Долг чей, однако? Долг - ваш. Платить вам. Кому? Нам. Чем?
Г-н Google: Чем?
Товарищ : Вот и послушайте, г-н Google, мы думали, думали с нашими лаобан, и, наконец, придумали. Мы не хотим, чтобы вы дао, разорились. Нам это не нужно тогда, не нужно сейчас. Но. Теперь глобализация. Все страны друг от друга зависят, так? Вы - от нас, мы - от вас, хотя и меньше. Нам нужны ваши головы, ваши банки, ваш хёдзёнго юань. Ваш рынок нужен. Нам еще 300 миллионов человек надо пристроить. Но вы эгоисты. Что ваш лаобан из ФРС сказал в 2009 году, 6 лет назад? Где это... (берет телефон со стола, читает) Вот: "Очень непросто идентифицировать пузыри, и я думаю, что если есть какие-то проблемы на рынке недвижимости в Азии, говорить о необходимости подъема ставок в США - не самая адекватная с практической точки зрения реакция." Кто говорил? Ваш лаобан, г-н Баллард, из ФРС Сент-Луиса, говорил. Разве это правда, г-н Google?
Г-н Google: А мы вам G2 предлагали...
Товарищ : (как бы не слыша). Нет, неправда. Давайте теперь посмотрим правде в лицо вместе. ФРС хёдзёнго юань печатает, как хочет, так? А хёдзёнго юань по всему миру ходит свободно, так? Мы за него работаем, Вьетнам за него работает, Малайзия, Индонезия, все, кто с нами вместе работает, арабы, так? На финансовых рынках доля 50% все еще у хёдзёнго юань, только 40% - у оу юань. Так поделитесь!
Г-н Google: Чем?
Товарищ : Мы хотим долю. В ФРС. Чтоб у нас была доля голосов там. В FOMC. Постоянная.
Г-н Google: (ни один мускул не дрогнул на его WASP-лице) Сколько?
Товарищ : Треть.
Г-н Google: (деловито) Я передам президенту. Он обсудит с Минфином и лаобан Беном. Полагаю, что есть шансы на быстрое рассмотрение.
Товарищ : Вот и хорошо! Я и не сомневался (встает). Цайцьен, г-н Google, до свидания. (улыбается) Г-н Google: (протокольно улыбаясь) Цайцьен, tovarisch ЗИЛ !
Жмут руки, товарищ змя, выходит, кидая на ходу по-китайски в телефон: "Теперь в Европу, товарищи."
Г-н Google, оставшись один, выдыхает и вытягивается в кресле.
Г-н Google: (усталый, но довольный): Легко отделались! Снова...
Занавес.
Примечание: (шоудзы) - кит. мобильный телефон.
С новым годом, уважаемые коллеги!
Счастья и успехов в Новом Году!
Кащеев Николай, начальник аналитического отдела казначейства (Сбербанк)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
