![](https://img2.teletype.in/files/1e/04/1e043015-e70d-4845-b0ad-573e9ea96de9.jpeg)
RAZB0RKA отчёта АЭРОФЛОТ по МСФО 1кв'24.
За прошедшие 6 месяцев акции АЭРОФЛОТа выросли на 78% в 11 раз опередив динамику индекса ММВБ и только чуть-чуть уступив ЯНДЕКС
![АЭРОФЛОТ - А есть ли прибыль?](https://img3.teletype.in/files/64/b0/64b0fd68-4b79-4ea4-91ab-017e29b77cae.png)
Акции стоят сейчас около 63 руб и глядя на график котировок многим инвесторам-новичкам наверное думается, что компания стоит по-прежнему дешево
![](https://img3.teletype.in/files/e7/86/e7866e65-7ee0-4a2e-b216-01666cd16433.png)
Даже после роста на 78%, текущие котировки в 3.6 раз ниже по сравнению с пиковыми 225 руб в 2017 году
Но на самом деле на прошлой неделе капитализация компании выросла до 249 млрд руб
![](https://img2.teletype.in/files/16/a4/16a493fb-1d82-4b21-bcaf-176f7c77121d.png)
Как такое может быть что акции в 3.6 раза дешевле, а капитализация рекордная?
Капитализация=цена акций*количество акций
Напомню, что для спасения АЭРОФЛОТА были сделаны 2 огромные допэмиссии в результате чего количество акций стало в 4 раза больше!
![](https://img3.teletype.in/files/25/ef/25ef10e0-5612-4f78-b7ff-c1436daf0f01.png)
Таким образом, текущие 63 руб равны 225 руб до допэмиссии!
Чем можно объяснить такой бурный рост акций АЭРОФЛОТа в этом году?
Не удивлюсь, если часть инвесторов не знают про допэмиссию и покупают просто глядя на график акций
Давайте посмотрим операционные и финансовые результаты 1-го квартала может быть они смогут объяснить рост акций
Напомню, что 1-ый квартал традиционно низкий сезон у авиакомпаний
Тем не менее, компании удалось увеличить количество перевезенных пассажиров на 22% до 11.5 млн человек
![](https://img4.teletype.in/files/b2/4d/b24deb5d-6bfe-4972-b9db-1d5777138f9b.png)
Количество пассажиров международных линий выросло на 48% до 2.9 млн человек, а пассажиров внутренних линий на 15% до 8.6 млн человек
Опережающий рост загрузки международных линий это хорошо для выручки и прибыли
Что еще более позитивно, выросло не только количество пассажиров, но и пассажирооборот (количество пассажиров*расстояние)
Это как в армейской поговорке: "Бери больше, кидай дальше. Пока летит отдыхай"
У авиакомпания такой же принцип "Бери больше, лети дальше. Пока летит зарабатывай"
Пассажирооборот вырос на 31% до 32 млн пассажиро-км
![](https://img4.teletype.in/files/31/58/3158f9d7-a771-456f-ab84-e9e87bf41904.png)
Международный пассажирооборот вырос на 58% до 13.3 млн пкм, а российский на 16% до 18.7 млн пкм
Чем можно объяснить такой быстрый рост международных перевозок
Во-первых, низкой базой 2023 года
Во-вторых, АЭРОФЛОТ значительно расширил географию и увеличил частоту международных полетов
![](https://img3.teletype.in/files/a5/f6/a5f6f8e9-1f97-4417-8c55-f29379a5f7bd.png)
Напомню, что список стран доступных российским авиакомпаниям из-за санкций сильно сократился
Кроме того, бОльшая часть авиапарка АЭРОФЛОТ принадлежала иностранным лизинговым компаниям, которые просто арестовали бы принадлежащие им самолеты в зарубежным портах
Но за 2023-2024 год менеджменту, при поддержке государства, удалось урегулировать вопросы лизинга по 83 воздушным судам
![](https://img1.teletype.in/files/83/6d/836d92c9-67e3-4ef2-a5bf-5886a68ef8cf.png)
К теме лизинга и урегулирования споров мы еще вернемся сегодня чуть позже
Кроме увеличения пассажиропотока и пассажирооборота в 1-ом квартале компании удалось еще и повысить цены на билеты
Каждый пассажиро-км в 1-ом квартале приносил компании 5.1 руб выручки, что на 19% выше прошлого года
![](https://img4.teletype.in/files/78/4c/784ced91-19e0-4cc7-a732-d084fa7751da.png)
Обратите внимание, выручка с пкм в российском сегменте выросла на 26%!
Вот как выглядит динамика выручки/пассажирооборота
![](https://img4.teletype.in/files/37/c3/37c3e164-9cfe-495f-bf69-1794aca71591.png)
Быстрый рост цен на билеты внутри страны уже привлек внимание ФАС
![](https://img4.teletype.in/files/b5/13/b51360aa-f87f-4a93-91f6-8aa3d9e80678.png)
Чем закончится разбирательство ФАС пока непонятно
На российском рынке авиаперевозок сложилась интересная ситуация
Внутренний рынок практически полностью контролируется олигополией 4-ех компаний во главе с АЭРОФЛОТ
![](https://img4.teletype.in/files/33/14/3314fa6c-597f-4a3b-9c9a-ee7633a654c8.png)
Это и позволяет им повышать цены на 26% вверх при официальной инфляции в 8%
А вот международные перевозки из России на 38% контролируют международные авиакомпании
![](https://img1.teletype.in/files/8f/6b/8f6bd512-2e77-4d42-ab62-af472b1d3a25.png)
Испытывая сильную конкуренцию АЭРОФЛОТ смог поднять цены на международные линии всего на 5%
Что мы имеем на операционном уровне?
Пассажиропоток 11.5 млн (+22%)
Пассажирооборот 32 млн пкм (+31%)
Выручка/пассажирооборот 5.1 руб/пкм (+19%)
Как это отразилось на финансах?
Менеджмент пишет, что "первый квартал стал лучшим в финансовой истории"
![](https://img1.teletype.in/files/87/9d/879dceb2-1873-49e7-9dfa-c2b91fff79c5.png)
Давайте посмотрим показатели в динамике и попробуем разобраться действительно ли всё так хорошо
Из-за увеличения пассажирооборота на 31% и стоимости пассажиро-км на 19%, выручка выросла на 54% до рекордных для 1-ых кварталов 174 млрд руб
![](https://img4.teletype.in/files/7f/3a/7f3a58dd-0e78-48c7-8b40-1d795e76bc9c.png)
На слайде с финансовыми результатами Вы видели, что операционные расходы выросли всего на 21% до 143 млрд руб
На самом деле, с расходами этими не всё так просто!
Если мы откроем отчёт то увидим, что расходы выросли на 51% до 122 млрд руб
![](https://img4.teletype.in/files/39/54/3954ee26-4443-4391-9622-17a2c3081625.png)
Из-за увеличение пассажирооборота и повышения тарифов аэропортов, расходы на обслуживание самолетов выросли на 39% до 26 млрд руб
![](https://img4.teletype.in/files/fd/31/fd3122f3-d54e-4cd8-9c57-0ff9037b9dc1.png)
Расходы на техобслуживание самолетов выросли в 3 раза до 9.6 млрд руб
С одной стороны это эффект низкой базы 2023 года, с другой стороны менеджмент в пресс-релизе отмечает значительный рост цен на запчасти
Расходы на покупку керосина выросли на 55% до 66 млрд руб
![](https://img3.teletype.in/files/60/61/60616f7b-ea82-4a98-80de-ed72eb5d3370.png)
Почему при увеличении пассажирооборота на 39% расходы на топливо растут на 55%?
Цены на керосин в 1-ом квартале были на 22% выше чем год назад и составляли 85 тыс руб/тонна
![](https://img3.teletype.in/files/24/98/2498cfb7-2498-4592-b553-e42e3282ee70.png)
Если расходы растут на ~50% почему менеджмент пишет в презентации про рост всего на 21%?
Сказались очередные разовые факторы!
1-ый фактор это снижение расходов на амортизацию на 20% до 28 млрд руб
![](https://img2.teletype.in/files/19/67/196735e3-6385-441b-8f44-18e1ef8ded66.png)
Вот что пишут про причины в пресс-релизе
что преимущественно связано с восстановлением резерва перед возвратом по воздушным судам, по которым в 2023 году завершен процесс урегулирования отношений с иностранными арендодателями
Это дало 7 млрд руб разового сокращения расходов и увеличения операционной прибыли по сравнению с 1кв'23
Еще 29 млрд руб операционной прибыли дали прочие доходы, выросшие на 76%
![](https://img2.teletype.in/files/92/bd/92bd9f8b-e3f6-479c-b239-a7624028b480.png)
Что это за доходы такие?
Полной структуры этих доходов в отчёте и презентации не раскрыли
Можно лишь говорить о том, что АЭРОФЛОТ получил 12.5 млрд от государства по топливному демпферу
Это дало сокращение расходов и рост прибыли на 6.8 млрд руб по сравнению с 1кв'23
![](https://img4.teletype.in/files/b6/4b/b64b415b-9219-4c17-9406-e46a7c7a56ca.png)
Кроме того, АЭРОФЛОТ отразил в прочих доходах прибыль от урегулирования споров по еще 7 самолетам на 8.8 млрд руб
![](https://img1.teletype.in/files/c8/b1/c8b11375-bba3-496a-9dde-e2b308524d98.png)
И получается, что разовое снижение амортизации, разовые доходы от разрешения споров и топливный демпфер сформировали ВСЕ 31 млрд руб операционной прибыли!
![](https://img2.teletype.in/files/58/53/5853fe5b-edd8-4f01-94d3-58df37ca3b43.png)
Если вычесть эти разовые доходы, бизнес АЭРОФЛОТа по-прежнему убыточен на операционном уровне!
Напомню, что такая же ситуация с прибылью и разовыми доходами была и в 3-4 квартале прошлого года
Так чему радуются акции тогда?
Операционная прибыль в 1-ом квартале составила 31 млрд руб или 7.7 руб/акция
![](https://img1.teletype.in/files/cf/2d/cf2d8b69-dc67-48b1-9d01-f9bf5f4c6078.png)
В годовом выражении операционная прибыль выросла до 55 руб/акция
Акция стоит 63 руб, это значит компания оценена всего в ~1 операционную прибыль
Если не вникать в то как именно была получена эта прибыль, то акции выглядят очень дешево
Значительная часть операционной прибыли идет на финансовые расходы
Сальдо процентов по кредитам/аренде улучшилось с -14 млрд в 1кв'23 до -11 млрд руб
![](https://img2.teletype.in/files/9a/1f/9a1f4dcd-a889-4f7a-b280-fc4b11a2f0d4.png)
Убыток от курсовых разниц сократился с 40 млрд в 1кв'23 до 12 млрд руб
За квартал сократили долг на 10 млрд до 94 млрд руб
![](https://img3.teletype.in/files/ae/8d/ae8defea-5dda-4e21-be53-9ea7fae031de.png)
Денежная позиция сократилась на 4 млрд до 79 млрд руб и финансовые вложения сократились на 3.5 млрд до 30.5 млрд руб
![](https://img1.teletype.in/files/4b/43/4b43522a-0331-4ba1-b125-755e19683676.png)
Большая часть денежной позиции сформирована авансовыми платежами пассажиров за билеты
С корректировкой на убыток от курсовых разниц и доход от урегулирования, чистая прибыль составила 6.5 млрд руб или 1.7 руб/акция
![](https://img1.teletype.in/files/45/f5/45f59fb2-504f-4ac0-b95c-a52ee68da8d0.png)
Даже с учетом роста пассажирооборота, роста цен, разового снижения амортизации, помощи государства в виде топливного демпфера, компания практически ничего не зарабатывает в низкий сезон
Капитал у компании по-прежнему отрицательный -84 млрд руб или -21 руб/акция
![](https://img1.teletype.in/files/ca/a8/caa86265-8f03-46b2-a18b-045b6e6657db.png)
Накопленный убыток (НЧП) составляет -234 млрд руб или -59 руб/акция
Согласитесь интересная ситуация, покупая акции по 63 руб Вы покупаете накопленный убыток 59 руб
Что можно сказать про перспективы 2-го квартала?
В Апреле пассажиропоток вырос на 22% до 4.1 млн и в Мае на 22% до 4.6 млн пассажиров
![](https://img1.teletype.in/files/c4/9d/c49d5f3e-7396-42be-8e88-8fd75eb12d1b.png)
Пассажирооборот вырос на 30% и 27% соответственно
![](https://img2.teletype.in/files/db/de/dbdebdbd-4d16-44e6-94bd-9f4f89fb28c1.png)
При этом, российский пассажирооборот растет на 15% г-к-г, а международный на 60%!
Давайте предположим, что:
В Июне текущая динамика роста пассажирооборота сохранится
Ставка выручки с пассажиро-км будет как в 1-ом квартале
С такими вводными, пассажирооборот составит 37 млн пкм, а выручка рекордные для 2-ых кварталов 184 млрд руб
![](https://img2.teletype.in/files/59/d7/59d77796-3c30-42e8-9542-776bdcfee0d1.png)
Какая операционная прибыль может быть заработана при такой выручке?
Это будет зависеть от того сколько АЭРОФЛОТ получит топливного демпфера и какие будут очередные разовые факторы
На мой взгляд, компания постепенно выходит из кризисного положения
Но рынок слишком оптимистичен в оценке акций и их перспектив
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter