Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Запад стоит на пороге торговой войны, которую он может проиграть » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Запад стоит на пороге торговой войны, которую он может проиграть

В этом месяце мы отмечаем 10-ю годовщину "Битвы в Сиэтле"
28 декабря 2009 Архив
В этом месяце мы отмечаем 10-ю годовщину "Битвы в Сиэтле".

Это было в декабре 1999 во время достопамятного саммита ВТО, который сопровождался взаимными обвинениями, а также уличными беспорядками на северо-западном побережье Америки.
С тех пор мы пережили два разрыва пузыря на фондовом рынке, мир дважды погружался в рецессию и после кризиса "субстандартного" кредитования объемы мировой торговли сократились максимально с 1930-х. Глобальная экономика сейчас сильно нуждается во всеобъемлющих "торговых переговорах" - глобальной сделке, которая бы стимулировали международную торговлю, в то же время сдерживая протекционизм. В конце концов, именно рост тарифов и квот, наложенных после краха Уолл-стрит в 1929, сделал "Великую Депрессию" великой. Эти меры стали разрушительными для экономики, в то же время они вызвали взаимную ненависть и экстремизм, которые и привели ко Второй Мировой войне.

Но даже такие очевидные уроки истории не могут убедить сегодняшних политиков. В условиях рецессии и роста безработицы наши так называемые лидеры прибегают к протекционизму, заявляя избирателям, что если отгородится от всего мира, это "спасет рабочие места".

За прошедший год США - мировой "чемпион по свободной торговле" - применил 46 различных протекционистских мер к внешним товарам и услугам. К нашему стыду ЕС применил 90 мер. Такие страны как Китай и Индия отплатили тем же, введя 51 меру и 29 мер соответственно. Неудивительно, что объемы мировой торговли сейчас на 13% ниже докризисного пика.

В 1950 году международная торговля составила 8% от глобального ВВП. С тех порт это соотношение увеличилось более чем втрое благодаря относительно либеральному торговому режиму, созданному ВТО.

Если одна из стран ВТО полагает, что другая безосновательно блокирует ее экспорт, она подает жалобу. ВТО рассматривает эту жалобу согласно международного торгового законодательства, и если страна, которая названа виновной, не подчинится вынесенному решению, то против нее выступят все другие члены организации. Это жесткая система, но она предполагает, что ее члены больше потеряют от отдельного протекционизма, чем от свободной торговли.

Обычно этого достаточно для того, чтобы удержать недальновидных политиков от возведения торговых барьеров и стимулировать международную торговлю. Тогда нации смогут расти, а благосостояние сделает менее вероятными вооруженные конфликты. Эта многостороняя система далека от идеальной, но она лучшая из того, что мы имеем, и она способствовала восстановлению экономики после войны. А сейчас она рушится, а мир движется к новой торговой войне.

После "Битвы в Сиэттле", а затем после теракта 11 сентября члены ВТО встретились в столице Катара, чтобы начать переговоры в рамках ВТО. Принимая во внимание то, что другие страны наращивают экономическую мощь, напуганные терроризмом западные лидеры пообещали, что переговоры в Дохе пока еще в стадии развития, дав понять, что они не могут больше доминировать такие организации как ВТО и МВФ без консультаций с другими странами.

Восемь лет спустя переговоры в Дохе зашли в тупик - ужасное поражение. Заседание ВТО на уровне министров в этом месяце в Женеве было первым за 4 года. Атмосфера там была такой напряженной, что переговоры в Дохе - сам смысл существования ВТО на данном этапе даже не появились на повестке дня саммита.

Если бы 153 государства пришли к соглашению, то тогда тысячи ранее согласованных взаимных соглашений о либерализации свободной торговли встали бы на свои места. Прибыли от развития торговли и борьбы с бедностью исчислялись бы миллионами. Вместо этого политические хозяева дипломатов ВТО приказали им заморозить переговоры.

Мировая экономика отчаянно нуждается в стимуле, однако мы сейчас дальше от достижения международного торгового соглашения, чем в какое-либо другое время с 1930-х.

Уругвайские переговоры были подписаны в 1994 после восьми лет обсуждений. Можно ли спасти переговоры в Дохе? Вопрос в том, что мир сейчас сложнее, чем в середине 90-х. Развивающиеся гиганты сейчас настолько мощны, что Запад просто не может "проглотить" такую сделку. Но наши политики, кажется, уверены в том, что они могут.

Несколько лет назад Паскаль Лами, генеральный директор ВТО, возглавляющий организацию уже много лет, заявил мне, что западные страны сохранили "нео-колониальное" отношение ко всему остальному миру. Он сказал правду. Купившись на ВТО, многие развивающиеся страны в бешенстве от того, что они расценивают как западную непреклоннность (что в основном верно). Сейчас есть реальная опасность, что они пойдут свои путем, заключая двусторонние сделки, минуя Запад.

Суть в том, что "мы", то есть Запад, может потерять больше, чем "они". "Они" быстро растут, "они" стимулируют восстановление торговли и "они" скоро будут составлять львиную долю глобальной экономики. В ближайшее десятилетие это станет нашей реальностью. Западные лидеры должны "стиснуть зубы" и довести переговоры в Дохе до финала. Реальность такова, что для нас ситуация может только ухудшится.

Ловкий ход России с нефтепроводом изменит мировую экономику

Там начнется запуск нового нефтяного порта в Козьмино, неподалеку от Владивостока, который сможет принимать огромные нефтяные танкеры. Это открытие символизирует и запуск нового нефтерповода, который соединит нефтяные поля в Восточной Сибири и быстрорастущими азиатскими рынками, в том числе и с Китаем.

В прошлом месяце Россия выкачивала 10 млн. баррелей нефти в день. Поскольку Саудовская Аравия сейчас ограничивает добычу нефти в рамках ОПЕК, Россия сейчас является ведущим экспортером нефти на планете. Добавьте суда еще экспорт газа, и Медведь станет безусловным лидером по поставкам энергии, и останется им, даже если Саудовская Аравия вновь начнет наращивать добычу.

Существующие на сегодня нефтепроводы в России все идут на Запад и поставляют нефть в Европу. Но скоро ситуация изменится. На этой неделе также открывается ветка нового нефтерповода ESPO в 2 700 км, которая свяжет богатую на природные ресурсы Восточной Сибири с Тихим Океаном. Так что теперь Россия сможет часть резервов с традиционного западного рынка перевести на удовлетворение почти неудовлетворимых нужд азиатского рынка.

Что наиболее важно, первая фаза ESPO предполагает, что Россия может качать нефть в нескольких километрах от китайской границы. Москва и Пекин недавно заключили головокружительную сделку на сумму $100 млрд., Россия обещает удовлетворить спрос Китая в следующие 20 лет.

ESPO это то, что политические стратеги могут назвать "изменение игры". Это предполагает, что Россия может продавать нефть на запад или на восток, так что она сможет заключить более жесткую сделку с Европой. Вместе с нефтепроводом ESPO русские строят и газопровод, который должен быть открыт в 2012. Это изменит баланс при проведении переговоров по газу, и произойдет это как раз в то время, когда Западная Европа станет еще более зависимой от российского газа.

Все мои регулярные читатели знают, что я давно уже интересуюсь развивающимися рынками, и особенно Россией. Компания по управлению активами, на которую я работаю, как раз специализируется на этом регионе. Так что вы можете решить, что я пристрастен. Можете забыть все, что я написал. Но я по-прежнему поражаюсь тому, что то, что происходит в России на Дальнем Востоке, в частности с ESPO и российско-китайским соглашением, не является ключевой новостью для западного рынка.

Лиэм Хэллиган
The Telegraph