Китай стал научной сверхдержавой. Как ему удалось достичь этого статуса? » Элитный трейдер

Китай стал научной сверхдержавой. Как ему удалось достичь этого статуса?

20 июня 2024 БКС Экспресс
Британский журнал The Economist опубликовал большой обзор научной отрасли в Китае. Сегодня, согласно приведенным данным, страна находится на переднем крае мировой науки.

Китай лидирует как по индексу отраслевого издательства Nature, так и по показателям цитирования — в 8-ми основных дисциплинах из 14-ти. Среди них: физические науки, математика, инженерия, биологические науки, изучение окружающей среды и экологии.

Как Китаю удалось добиться этого статуса, рассказываем в публикации.

Мировая цитируемость

Как измерить качество научных статей? Например, подсчитать количество ежегодных публикаций, которые чаще всего цитируются другими учеными в более поздних работах. Еще в 2003 г. Китай уступал по этому показателю США в 20 раз, к 2013 г. — в 4 раза, а в 2023 г. превзошел как Америку, так и ЕС.

Кроме того, КНР занимает первое место в Nature Index, созданном одноименным издательством, который подсчитывает статьи, публикуемые в ряде престижных журналов.

Молодые таланты

В период с 2000 по 2019 гг. более 6 млн китайских студентов покинули страну, чтобы учиться за рубежом. В последние годы они приезжают обратно, привозя с собой приобретенные навыки и знания. С конца 2000-х годов в страну возвращается больше ученых, чем уезжает. Сейчас в Китае работает больше исследователей, чем в Америке и во всем ЕС. «Домой» их привлекают в том числе и через специальные мотивационные программы, включающие денежные бонусы, гранты, запуск лабораторий.

Огромное количество ученых получают образование в самом Китае. В 2020 г. местные университеты присвоили 1,4 млн инженерных степеней — в 7 раз больше, чем в Америке. Здесь выпускается в 2,5 раза больше, чем в США, бакалавров в сфере исследования ИИ. По прогнозам, к 2025 г. университеты Китая выпустят в 2 раза больше специалистов с докторскими степенями в области науки и технологий, чем американские.

Профессиональный «вес»

Китайские университеты и институты входят в число лучших по количеству научных работ и цитируемости. В топ-10 Лейденского рейтинга входят шесть учреждений из Поднебесной, в индексе Nature их семь. «Это потрясающе. Они добились этого за одно поколение», — говорит профессор Оксфордского университета Саймон Марджинсон.

Амбициозные планы

В реальном выражении расходы Китая на исследования и разработки (НИОКР) выросли в 16 раз с 2000 г. Здесь КНР отстает от США — $668 млрд ежегодно против $806 млрд. Однако более половины американского научного бюджета тратится на фундаментальные исследования, тогда как Китай инвестирует в прикладные исследования и экспериментальные разработки в области квантовых технологий, искусственного интеллекта, полупроводников, нейробиологии, генетики и биотехнологий, регенеративной медицины, а также в изучение «пограничных областей», таких как далекий космос, океаны и полюса Земли.

Уникальное оборудование

Еще в 2019 г. в распоряжении местных ученых был значительный запас техники: суперкомпьютеры, крупнейший в мире радиотелескоп с заполненной апертурой и подземный детектор темной материи. Сегодня список пополнили самый чувствительный в мире детектор космических лучей сверхвысокой энергии и сильнейшее в мире стационарное магнитное поле, а вскоре здесь появится один из самых чувствительных в мире детекторов нейтрино. Передовым оборудованием также оснащены отдельные лаборатории.

Промышленные мощности

В настоящее время в Китае также выдается больше патентов, чем в любой другой стране. Многие из них касаются лишь изменения конструкции, но не оригинальных изобретений. Новые разработки внедряются медленно, однако мощная промышленная база в сочетании с дешевой энергией позволяет относительно быстро развернуть крупномасштабное производство физических инноваций.

http://bcs-express.ru/ (C)