19 августа 2024 Financial Times
Китайские конкуренты захватывают долю рынка, в то время как американские и европейские перевозчики борются со слабым спросом и перенаправлениями вокруг России
Западные авиакомпании сокращают рейсы в Китай, поскольку сочетание низкого спроса и высокой стоимости полетов в обход российского воздушного пространства подрывает их способность конкурировать с местными перевозчиками.
В этом месяце British Airways заявила, что с октября приостановит полеты между Лондоном и Пекином, всего через несколько недель после того, как Virgin Atlantic решила свернуть свой единственный китайский маршрут в Шанхай. Австралийская авиакомпания Qantas, хотя и не затронутая запретом на использование воздушного пространства России, планирует сократить свой маршрут Сидней-Шанхай, заявив, что ее самолеты иногда летают полупустыми.
Регрессия сигнализирует об изменении отношения некоторых ведущих авиакомпаний мира к Китаю на фоне замедления китайского экономического роста и геополитической напряженности между Пекином, США и их союзниками.
До пандемии коронавируса эта страна рассматривалась как возможность роста для западных авиакомпаний, надеющихся получить выгоду от ее растущей экономики и увеличения числа туристов с большими деньгами.
Но во время пандемии количество рейсов сократилось, и хотя авиакомпании начали восстанавливать свои расписания после того, как границы вновь открылись в 2023 году, в последние месяцы они сигнализируют о новом отступлении.
В прошлом году BA заявила, что маршрут в Пекин был «одним из самых важных», когда она возобновила полеты после трехлетнего перерыва, и авиакомпания начала набор персонала, говорящего на китайском языке, еще в январе. BA по-прежнему летает в Шанхай и Гонконг, но в этом году вдвое сократила частоту полетов на бывшую британскую территорию.
Китайский авиационный рынок медленнее всех восстанавливается после открытия границ после окончания пандемии: путешествия возобновились только в 2023 году, а спрос на международных маршрутах все еще значительно ниже, чем в 2019 году.
Но для многих авиакомпаний закрытие воздушного пространства России стало самым значительным фактором, сделавшим маршруты нежизнеспособными, говорят руководители отрасли.
В 2022 году Россия запретила американским и европейским авиакомпаниям летать над своей территорией, что вынуждает их отклоняться от обычных маршрутов при полетах в восточные регионы Азии.
Это увеличивает счета за топливо, на которое приходится от 25 до 30 процентов эксплуатационных расходов, и вызывает жалобы авиакомпаний на то, что они находятся в невыгодном конкурентном положении по сравнению с китайскими перевозчиками, которые по-прежнему летают над Россией.
По данным компании OAG, количество рейсов международных перевозчиков из Европы и Северной Америки в Китай в напряженный летний сезон сократилось более чем на 60 процентов по сравнению с пиковым показателем 2018 года, превысившим 13 000.
Китайские авиакомпании сократили количество рейсов на таких маршрутах всего на 30 процентов по сравнению с пиком 2019 года, а летом выполняют на них более чем в два раза больше рейсов, чем их западные конкуренты, свидетельствуют данные OAG.
«Если у вас есть китайский перевозчик, который летает над Россией, у него есть несправедливое преимущество перед нами», - заявил в прошлом году Бен Смит, исполнительный директор Air France-KLM.
В феврале правительство США согласилось увеличить количество прямых рейсов между США и Китаем с 35 до 50 в неделю. Это менее шестой части от 325 рейсов в неделю, которые совершались до пандемии, но американские авиакомпании лоббируют Вашингтон, чтобы не повышать лимит, поскольку им трудно конкурировать с китайскими авиакомпаниями.
«Если рост китайского авиационного рынка будет продолжаться бесконтрольно и без заботы о равенстве доступа на рынок, рейсы будут и дальше уступаться китайским перевозчикам за счет американских рабочих и предпринимателей», - говорится в апрельском письме, с которым ознакомилась Financial Times, отраслевое лобби Airlines for America обратилось к госсекретарю США Антони Блинкену и министру транспорта Питу Баттиджигу.
Согласно данным A4A, спрос на беспосадочные авиаперевозки между США и Китаем в 2024 году снизился на 76 процентов по сравнению с 2019 годом.
Эдмонд Роуз, консультант по авиации и бывший руководитель Virgin Atlantic, который помогал запустить маршрут в Шанхай в 1999 году, говорит, что количество пассажиров не восстановилось до уровня 2019 года на маршрутах, которые и так сильно зависят от китайских туристов и студентов, летающих в летний период.
«Он всегда был гораздо более сезонным, чем, например, трансатлантический рынок, и это проблема, потому что если вы летаете по круглогодичному расписанию, то неизбежно сталкиваетесь с более низкими коэффициентами загрузки зимой при практически тех же затратах», - сказал Роуз.
Возможность летать над Россией позволила крупнейшим китайским перевозчикам занять «существенную» долю рынка на маршрутах в Западную Европу, говорит Джейсон Сум, аналитик по исследованию акций DBS.
Китайские авиакомпании увеличили количество регулярных рейсов в Европу в летний сезон на 16 процентов по сравнению с 2019 годом до 14 835, согласно данным OAG.
В прошлом месяце China Eastern открыла прямые рейсы из Шанхая в Марсель, а China Southern недавно начала полеты из Гуанчжоу в Будапешт. Китайские авиакомпании также получили дополнительные слоты в лондонском аэропорту Хитроу в этом году.
Брендан Соби, независимый авиационный аналитик из Сингапура, говорит, что китайские перевозчики также надеются лучше использовать свои широкофюзеляжные самолеты, поскольку внутренний спрос страдает от ослабления экономического роста в Китае.
Дэвид Ю, эксперт по авиационной промышленности из Нью-Йоркского университета в Шанхае, сказал, что увеличение числа рейсов в Европу китайскими перевозчиками соответствует усилиям Пекина по привлечению иностранных туристов, в том числе за счет предложения безвизового доступа для граждан многих европейских стран. «Конечная цель - вернуть больше людей в Китай», - сказал он.
Но один из руководителей западных авиационных компаний сказал, что, по их мнению, снижение популярности полетов между Китаем и Западом отражает более широкую геополитическую напряженность, которая возросла после 2019 года.
«Характер отношений Китая с западным миром изменился», - сказал руководитель.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу