18 октября 2024 ИХ "Финам" Кабаков Ярослав
В 2024 году глобальная экономика находится на перепутье: перед ведущими странами стоят различные сценарии развития, каждый из которых несет свой набор последствий для финансовых рынков, центральных банков и государственной политики. Один из наиболее оптимистичных сценариев - “мягкая посадка” - предполагает, что инфляция продолжит снижаться, и экономика избежит рецессии. Для таких стран, как США, это будет означать преимущества для фондовых рынков и облигаций, поскольку центральные банки начнут снижать процентные ставки уже к середине года. Однако такой сценарий требует поддержания устойчивого экономического роста без чрезмерного давления на инфляцию.
Альтернативный сценарий - без “посадки” - предусматривает, что экономический рост остается сильным, но инфляция снижается медленнее. Это может отсрочить снижение ставок, что отрицательно скажется на рынках, хотя экономический рост будет продолжаться. Другой сценарий - неровная посадка - включает кратковременную, неглубокую рецессию, которая может быстро снизить инфляцию и ускорить снижение ставок. Первоначально это может повредить акциям, но рынки облигаций могут получить выгоду от снижения ставок.
В условиях глобальной неопределенности одним из наиболее опасных сценариев остается стагфляция - рост инфляции при замедлении экономического роста. Этот сценарий особенно вероятен на фоне растущих цен на энергоносители, вызванных геополитическими рисками, например, конфликтом на Ближнем Востоке. Он окажет крайне негативное воздействие на финансовые рынки, создавая риски для экономики как в развитых, так и в развивающихся странах.
Россия сталкивается с уникальными вызовами, которые делают "мягкую посадку" маловероятной. Высокие процентные ставки, достигшие 19-21%, замедляют экономический рост и создают риск рецессии. Хотя Минэкономразвития РФ улучшило прогноз роста ВВП на 2024 год до 3,9%, остается множество факторов, способных нивелировать этот рост: высокая инфляция (прогноз на 2024 год - 7,3%) и необходимость поддержания жесткой монетарной политики для ее контроля.
Если рассматривать международный опыт, можно заметить, что высокие процентные ставки, подобные тем, что применяются сейчас в России, часто приводили к рецессиям в других странах. Например, в США в начале 1980-х годов, при ФРС во главе с Полом Волкером, резкое повышение ставок вызвало краткосрочную рецессию с падением ВВП и ростом безработицы до 10%. Однако сильные институты и гибкая политика помогли США стабилизировать экономику. В России же аналогичной гибкости не наблюдается - высокая ставка ЦБ сдерживает экономический рост и инвестиции, без предоставления реальных мер поддержки.
Пример Турции 2021-2023 годов также важен для анализа. В ответ на высокую инфляцию Турция повысила ключевую ставку до 19%, что временно стабилизировало экономику, но затем правительство вернулось к политике низких ставок, что привело к падению турецкой лиры и новому кризису. Это подчеркивает важность последовательной и сбалансированной политики.
Еврозона после финансового кризиса 2008 года также предоставила урок: сохранение высоких процентных ставок замедлило восстановление ряда стран, таких как Греция и Испания. Только после смягчения монетарной политики ЕЦБ и масштабных фискальных стимулов эти экономики начали восстанавливаться. Россия рискует повторить этот путь, если не будут предприняты корректировка денежно-кредитной политики и структурные реформы.
В долгосрочной перспективе российская экономика сталкивается с серьезными вызовами, и ее будущее во многом зависит от способности государства эффективно адаптироваться к меняющимся условиям. Сценарное планирование, как показал опыт экономиста Пьера Вака, может сыграть ключевую роль в минимизации воздействия экономических шоков. Россия, как страна с ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью от внешних факторов, таких как мировые цены на нефть, должна активно использовать этот инструмент.
Структурные реформы необходимы для снижения зависимости от экспорта углеводородов. Экономисты, такие как Дани Родрик и Майкл Спенс, подчеркивают, что долгосрочный рост возможен только при внедрении инноваций и диверсификации экономики. В условиях глобального перехода к “зеленой” энергетике Россия должна искать пути для развития несырьевых отраслей и повышения производительности труда.
2025 год станет критическим для российской экономики. Если в 2024 году ожидается устойчивый рост, то в 2025 году возможна рецессия, вызванная продолжающимися высокими процентными ставками и инфляционным давлением. Инвестиции в основной капитал, которые в 2024 году вырастут по прогнозу на 7,8%, могут снизиться из-за дороговизны кредитов. Без значительных фискальных стимулов правительство не сможет поддерживать экономический рост, что делает сценарий с рецессией весьма вероятным.
Альтернативные сценарии включают медленный рост экономики на уровне 1,5-2% или даже полную рецессию. В последнем случае будет необходимо смягчение налоговой и кредитной политики, а также поддержка бизнеса через налоговые льготы. Однако бюджет на 2025 год таких действий не предполагает, а, наоборот, мы увидим рост налоговой нагрузки.
Наиболее оптимистичным сценарием является проведение масштабных реформ, направленных на диверсификацию экономики и снижение зависимости от внешних факторов. Это требует активного участия государства в развитии инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса и стимулировании инноваций, в том числе снижение роли государства в экономике. Но реализация таких планов напрямую сопряжена с политическими рисками.
Экономические перспективы России на 2024-2025 годы остаются крайне неопределенными, но, очевидно, что без корректировки текущей экономической политики страна может столкнуться с серьезными трудностями. Опыт США, Еврозоны и Турции показывает, что успешный выход из кризиса возможен только при сочетании гибкой монетарной политики и структурных реформ. Если Россия сумеет учесть эти уроки и инвестировать в долгосрочный рост, она сможет избежать наихудших сценариев и адаптироваться к новым экономическим реалиям.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Альтернативный сценарий - без “посадки” - предусматривает, что экономический рост остается сильным, но инфляция снижается медленнее. Это может отсрочить снижение ставок, что отрицательно скажется на рынках, хотя экономический рост будет продолжаться. Другой сценарий - неровная посадка - включает кратковременную, неглубокую рецессию, которая может быстро снизить инфляцию и ускорить снижение ставок. Первоначально это может повредить акциям, но рынки облигаций могут получить выгоду от снижения ставок.
В условиях глобальной неопределенности одним из наиболее опасных сценариев остается стагфляция - рост инфляции при замедлении экономического роста. Этот сценарий особенно вероятен на фоне растущих цен на энергоносители, вызванных геополитическими рисками, например, конфликтом на Ближнем Востоке. Он окажет крайне негативное воздействие на финансовые рынки, создавая риски для экономики как в развитых, так и в развивающихся странах.
Россия сталкивается с уникальными вызовами, которые делают "мягкую посадку" маловероятной. Высокие процентные ставки, достигшие 19-21%, замедляют экономический рост и создают риск рецессии. Хотя Минэкономразвития РФ улучшило прогноз роста ВВП на 2024 год до 3,9%, остается множество факторов, способных нивелировать этот рост: высокая инфляция (прогноз на 2024 год - 7,3%) и необходимость поддержания жесткой монетарной политики для ее контроля.
Если рассматривать международный опыт, можно заметить, что высокие процентные ставки, подобные тем, что применяются сейчас в России, часто приводили к рецессиям в других странах. Например, в США в начале 1980-х годов, при ФРС во главе с Полом Волкером, резкое повышение ставок вызвало краткосрочную рецессию с падением ВВП и ростом безработицы до 10%. Однако сильные институты и гибкая политика помогли США стабилизировать экономику. В России же аналогичной гибкости не наблюдается - высокая ставка ЦБ сдерживает экономический рост и инвестиции, без предоставления реальных мер поддержки.
Пример Турции 2021-2023 годов также важен для анализа. В ответ на высокую инфляцию Турция повысила ключевую ставку до 19%, что временно стабилизировало экономику, но затем правительство вернулось к политике низких ставок, что привело к падению турецкой лиры и новому кризису. Это подчеркивает важность последовательной и сбалансированной политики.
Еврозона после финансового кризиса 2008 года также предоставила урок: сохранение высоких процентных ставок замедлило восстановление ряда стран, таких как Греция и Испания. Только после смягчения монетарной политики ЕЦБ и масштабных фискальных стимулов эти экономики начали восстанавливаться. Россия рискует повторить этот путь, если не будут предприняты корректировка денежно-кредитной политики и структурные реформы.
В долгосрочной перспективе российская экономика сталкивается с серьезными вызовами, и ее будущее во многом зависит от способности государства эффективно адаптироваться к меняющимся условиям. Сценарное планирование, как показал опыт экономиста Пьера Вака, может сыграть ключевую роль в минимизации воздействия экономических шоков. Россия, как страна с ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью от внешних факторов, таких как мировые цены на нефть, должна активно использовать этот инструмент.
Структурные реформы необходимы для снижения зависимости от экспорта углеводородов. Экономисты, такие как Дани Родрик и Майкл Спенс, подчеркивают, что долгосрочный рост возможен только при внедрении инноваций и диверсификации экономики. В условиях глобального перехода к “зеленой” энергетике Россия должна искать пути для развития несырьевых отраслей и повышения производительности труда.
2025 год станет критическим для российской экономики. Если в 2024 году ожидается устойчивый рост, то в 2025 году возможна рецессия, вызванная продолжающимися высокими процентными ставками и инфляционным давлением. Инвестиции в основной капитал, которые в 2024 году вырастут по прогнозу на 7,8%, могут снизиться из-за дороговизны кредитов. Без значительных фискальных стимулов правительство не сможет поддерживать экономический рост, что делает сценарий с рецессией весьма вероятным.
Альтернативные сценарии включают медленный рост экономики на уровне 1,5-2% или даже полную рецессию. В последнем случае будет необходимо смягчение налоговой и кредитной политики, а также поддержка бизнеса через налоговые льготы. Однако бюджет на 2025 год таких действий не предполагает, а, наоборот, мы увидим рост налоговой нагрузки.
Наиболее оптимистичным сценарием является проведение масштабных реформ, направленных на диверсификацию экономики и снижение зависимости от внешних факторов. Это требует активного участия государства в развитии инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса и стимулировании инноваций, в том числе снижение роли государства в экономике. Но реализация таких планов напрямую сопряжена с политическими рисками.
Экономические перспективы России на 2024-2025 годы остаются крайне неопределенными, но, очевидно, что без корректировки текущей экономической политики страна может столкнуться с серьезными трудностями. Опыт США, Еврозоны и Турции показывает, что успешный выход из кризиса возможен только при сочетании гибкой монетарной политики и структурных реформ. Если Россия сумеет учесть эти уроки и инвестировать в долгосрочный рост, она сможет избежать наихудших сценариев и адаптироваться к новым экономическим реалиям.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу