13 ноября 2024 ForkLog
Участники крипторынка нуждаются в понятном механизме налогообложения операций по купле-продаже активов, но высокие ставки могут погубить инновации.
Властям будет трудно отслеживать операции физлиц до момента появления российских бирж.
Криптосообщество не понимает, сколько, кому и зачем платить.
Властям будет трудно отслеживать операции физлиц до момента появления российских бирж.
Криптосообщество не понимает, сколько, кому и зачем платить.
В РФ возобновилась работа над законопроектом о налогообложении криптовалютных операций спустя четыре года после презентации первой редакции документа. Опрошенные ForkLog юристы с оптимизмом ждут конкретики в вопросах декларирования этого вида активов, а в криптосообществе сомневаются в адекватном функционировании новых норм.
Легализуйте, но не жестко
Развитие регулирования криптовалютных операций в РФ позволит решить многие проблемы отрасли, полагает юрист компании DRC Владимир Собинский. По его словам, на данный момент физ- и юрлица не понимают порядок декларирования доходов, полученных от биткоин-сделок.
«Мы, как профильные юристы, видим стремление участников рынка не скрывать, а наоборот, показывать свои доходы, их главный запрос — действовать абсолютно легально и платить все налоги. К легализации этого стремления налогоплательщиков и должно стремиться государство», — отметил эксперт.
Однако он опасается, что введение жестких налоговых ставок приведет к сокрытию гражданами реальных доходов, что в сфере криптовалют ввиду технических особенностей «сделать легко».
«Внедрение стандартных ставок (20%) для юрлиц нельзя назвать привлекательным с учетом дополнительного налога на прирост капитала. Важным аспектом для формирования и внедрения инновационных технологий в экономику является создание благоприятной регуляторной среды. А что может стимулировать лучше, чем льготное налогообложение?» — заключил Собинский.
Вместе с тем старший партнер юридической фирмы Emet law firm Эдуард Давыдов считает рациональной двухэтапную систему налогообложения для майнеров.
«На первом этапе доход от майнинга рассматривается как имущественный, и его стоимость должна быть задекларирована. На втором этапе, при продаже криптовалюты, облагается прирост капитала — разница между ценой продажи и исходной стоимостью актива», — объяснил юрист.
При этом он подчеркнул, что такой подход будет «справедливым», если налогоплательщикам разрешат учитывать затраты на майнинг в качестве вычета.
«Важно, чтобы налоговые органы заняли четкую позицию и донесли ее до сотрудников, обеспечив единый подход к затратам», — добавил Давыдов.
Как изменилась первая редакция законопроекта?
Текст оригинального документа появился в числе других законопроектов о криптовалюте в период 2020-2021 годов, рассказывает основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин. Именно тогда в РФ приняли основополагающий закон «О цифровых финансовых активах», регулирующий оборот криптовалют.
В то же время Минфин утвердил концепцию касательно комплексного регулирования биткоин-бирж и обменников в РФ, а в налоговую декларацию ввели новый код 09 — доход, полученный от операций с цифровой валютой.
«Нынешний законопроект, как ни странно, не о налогах. Вопрос с оплатой налогов физлицами закрыт с 2021 года, ничего нового тут уже не ждите. Главное, что вводит этот документ, — два новых отчетных документа для физ- и юрлиц», — объясняет Тугарин.
А именно:
сообщение о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой;
отчет об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
Важным моментом является то, что что порядок определения рыночной цены криптовалют определяет ФНС. Это будет особенно актуально с учетом новых полномочий налоговой по ведению реестра майнеров, подчеркнул Тугарин.
По его словам, с 2020 года комплексного регулирования криптобирж и обменников так и не случилось, этот бизнес в РФ все еще «серый». При этом принято регулирование майнинга и закон об экспериментальном правовом режиме, разрешающий использование криптовалют для трансграничных платежей.
«Очевидно, что этот спящий законопроект просто не к чему было применить почти пять лет. А сегодня он точно найдет свое применение и к майнерам, и к участникам эксперимента, так как механизмы отчетности точно нужны и появятся в том или ином виде», — рассуждает эксперт.
Тугарин предположил, что документ могут принять до конца 2024 года, дополнив его форматом налогообложения майнеров.
«Обычным физлицам тоже “попало”. Но пока у нас нет обменников и бирж, которые подчиняются строго российскому законодательству, отслеживать их активно в контуре криптовалют нашим регуляторам будет крайне сложно и неудобно», — резюмирует он.
Что по цифрам и 115-ФЗ?
CEO Exved Сергей Менделеев уже после беглого ознакомления с налоговым законопроектом усомнился «в реальности заложенных в нем положений».
«С трудом представляю себе, кто внесет себя в реестр российских майнеров и будет официально производить “русские” биткоины, коих за последние пару лет было добыто ровно ноль, по официальным данным», — заявил он в комментарии ForkLog.
По его мнению, введение налога на прибыль от торговли криптовалютами для физлиц должно означать, что банки перестанут блокировать счета по 115-ФЗ.
«В этом случае нет никаких проблем — в конце года физики будут предоставлять справки с бирж о своих операциях и платить положенную сумму НДФЛ. Однако как заплатить налоги с операций по счетам сотни дропов, которые криптовалютные трейдеры вынуждены использовать для своей работы, я лично не представляю — в личном кабинете налоговой службы такой опции нет», — указал Менделеев.
Также эксперт скептически отнесся к оценке ожидаемых налоговых поступлений на уровне 50 млрд рублей в год и усомнился в умении властей «пользоваться калькулятором».
«Стоимость всех биткоинов, потенциально добываемых в год с использованием российских электросетей, составляет около $2 млрд при себестоимости по разным оценкам от 50% до 80% от этой цифры. Каким образом отсюда еще можно выщемить 25% налогов, я в принципе не понимаю», — добавил он.
В заключении Менделеев заявил о готовности поспорить, что объем собранных исключительно с майнинговой деятельности налогов в 2025 году не превысит и 1% с указанной суммы — не более 500 млн рублей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба