8 апреля 2025 Financial One
По словам Бессента, тарифная политика президента США Дональда Трампа является трансформационной для американской экономики. Он подчеркнул, что подход сочетает в себе как традиционные экономические идеи, так и новые стратегии. Бессент обратил внимание на то, что впервые за введение тарифов выступил один из отцов-основателей США Александр Гамильтон на заре становления государства. Гамильтон использовал тарифы для защиты американской промышленности и финансирования роста молодой страны. Трамп же привнес в эту стратегию новый элемент – использование тарифов в качестве инструмента для переговоров.
Говоря о важности тарифной политики, министр финансов США рассказал о последствиях так называемого «китайского шока» 2004 года, который американские рабочие ощущают до сих пор. Бессент указал на результаты недавних исследований, которые свидетельствуют о том, что американские рабочие так и не смогли полностью оправиться от экономических потрясений, вызванных интеграцией Китая в мировой рынок. В течение многих лет заработная плата стагнировала, а возможности трудоустройства для среднего класса сокращались, особенно в центральных районах США. Бессент подчеркнул, что президент Трамп понимает эту проблему и обещает восстановить былую мощь американского среднего класса, обратив вспять эти тенденции.
Бессент также привел доводы в пользу того, что экономическая безопасность – это основа национальной безопасности, ссылаясь на уроки, извлеченные из пандемии коронавируса. Кризис в области здравоохранения выявил уязвимые места в глобальных цепочках поставок, дав понять, что США должны обеспечивать свои производственные и экономические интересы внутри страны, подчеркнул он.
В рамках более широкой стратегии тарифы призваны стимулировать производителей к переносу производства в США. Ожидается, что такой переход не только сократит дефицит торгового баланса страны, но и поможет создать новые рабочие места и повысить заработную плату американских рабочих. По словам Бессента, со временем тарифы начнут постепенно снижаться по мере того, как все больше компаний будут переносить производство в США, но в промежуточный период США будут получать прибыль от тарифов, которая может составлять от $300 до $600 млрд в год.
«Конечная цель тарифов заключается в следующем: перенесите свои заводы в США. Первоначально мы увидим значительный доход от тарифов, но со временем, когда производители построят здесь заводы, тарифы снизятся, – объясняет эксперт. – Однако доходы от этих заводов – налоги на прибыль и новые рабочие места – будут расти. Таким образом, по мере снижения тарифов мы начнем получать больше доходов внутри страны, поскольку дефицит торгового баланса уменьшится».
Волатильность на фондовом рынке США
Значительная часть интервью также была посвящена взаимосвязи между фондовым рынком и состоянием экономики. Скотт Бессент признал, что показатели рынка часто рассматриваются как барометр экономики, но предостерег от чрезмерного внимания к краткосрочным движениям котировок. Ссылаясь на известное высказывание Уоррена Баффета о том, что в краткосрочной перспективе рынок – это машина для голосования, а в долгосрочной – весы, Бессент объяснил, что конечным показателем успешной экономики является наличие разумной политики для поддержки долгосрочного роста.
«Рынок то поднимается, то опускается», – заметил он, добавив, что недавнее падение американского рынка, особенно акций технологических компаний, скорее отражает сдвиги в конкретных секторах, таких как искусственный интеллект, чем является прямым следствием тарифной политики Дональда Трампа. Бессент подчеркнул приверженность текущей администрации прочным экономическим основам, включая налоговую стабильность, дерегулирование и доступную энергию – все это способствует укреплению экономики и, как следствие, повышению устойчивости фондового рынка.
«В своем прежнем бизнесе я часто комментировал структуру рынка и его взлеты и падения. Сейчас я стараюсь не заострять на этом внимание. Но для тех, кто считает, что падение рынка связано исключительно с экономической политикой президента, я могу сказать, что падение рынка началось с заявлений Китая о DeepSeek», – сообщил Бессент.
Тарифы как противовес несправедливым экономическим системам
Скотт Бессент обратил внимание на роль тарифов в борьбе с несправедливой, по его мнению, иностранной экономической практикой, в частности с китайской. По его словам, китайская экономическая система, которая опирается на субсидируемые отрасли и низкую стоимость рабочей силы, является несбалансированной и вредной для мировых рынков. Тарифы – необходимый ответный шаг против этой модели, считает эксперт.
«Мы противостоим другим экономическим системам. В Китае, например, совсем другая экономическая система. У них низкие издержки, некоторые даже называют это "рабским трудом". Они субсидируют свою промышленность за счет государственных кредитов и сталкиваются с небольшим количеством нетарифных барьеров», – объясняет Бессент.
Министр финансов США также отметил возможность получения значительных доходов от тарифов, которые могут быть использованы для сокращения дефицита бюджета страны и поддержания низких налогов. Недавнее исследование Массачусетского технологического института показало, что первоначальные тарифы президента Трампа, составлявшие около 20%, привели лишь к незначительному росту цен для американских потребителей, продемонстрировав, что большая часть бремени расходов ложится на иностранных производителей, сообщил Бессент.
Он также подчеркнул, что Китай вряд ли сможет принять существенные ответные меры на американские тарифы, назвав китайскую экономику одной из самых несбалансированных.
«Исторически сложилось так, что мы являемся страной-должником. У нас дефицит торгового баланса, в то время как страны с профицитом, такие как Китай, находятся в более слабом положении, – сообщил Бессент. – Китайская бизнес-модель и экономика в целом являются самыми несбалансированными из всех, которые мы когда-либо видели в современном мире. Мы никогда не наблюдали ничего подобного с точки зрения уровня экспорта по отношению к ВВП».
Китай находится в состоянии дефляционной рецессии или, возможно, даже депрессии, и пытается выйти из нее за счет экспорта, заявил американский министр финансов, подчеркнув, что США не могут позволить Китаю это сделать.
Говоря о сценарии развития событий мечты, Бессент сообщил, что это должна быть сделка, в которой США и Китай договорятся о сокращении потребления и увеличении производства.
«Мы будем меньше потреблять и больше производить, а Китай будет больше потреблять и меньше производить. Это восстановило бы равновесие в их экономике и дало бы нам более равные условия для игры. Но это произойдет не завтра и даже не в ближайший месяц. Однако в течение следующих нескольких лет, я думаю, Китаю придется приспосабливаться, потому что их бизнес-модель сломана. Я думаю, что тарифы президента Трампа сломали ее», – объясняет Бессент.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба