8 апреля 2025 Financial One Катасонов Валентин
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В 1992 году Международный валютный фонд впервые оценил долю Российской Федерации в мировом ВВП. По паритету покупательной способности оценка была 4,85%. На сегодняшний день показатель колеблется в районе 3%. Хочу обратить внимание на то, что происходит постоянная манипуляция показателями паритета покупательной способности – это большая политика. Они то понижаются, то повышаются, но все равно остаются в пределах определенного диапазона. Тем не менее тенденция понятна: мы снижаемся, и, если так будет продолжаться, можем врезаться в землю, и все закончится катастрофой.
Хотелось бы понять, почему происходит снижение высоты полета, что не в порядке? Ситуацию можно сравнить с медициной. Есть симптомы – нужно переходить от симптомов к диагнозу. После постановки диагноза разрабатывается программа лечения пациента, которая может включать в себя физиотерапию, возможно, оперативное вмешательство. Это, конечно, аллегория, но думаю, вы прекрасно понимаете, о чем я.
Я считаю, что необходимо поставить диагноз. Я ставлю его: мы не в состоянии изменить траекторию пикирующего бомбардировщика по той простой причине, что мы, будем откровенны, остаемся полуколонией. И несмотря на все высокие заявления о том, что мы движемся к суверенитету и что мы уже суверенны, на самом деле страна управляется извне. И речь не идет о каких-то иноагентах, которые ведут подрывную деятельность. Да, они, наверное, есть, но пусть об этом докладывают сотрудники ФСБ или других ведомств.
Центральный банк России, например, имеет прямые связи с международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд и Банк международных расчетов. Команды идут оттуда, и они исполняются. Почему бы не выйти из Международного валютного фонда? Почему бы не хлопнуть дверью в Банке международных расчетов?
Есть еще одна интересная тема: заблуждение о естественных монополиях. Там, где существует монополия, рынка быть не может. В 90-е годы мы полностью открыли свою экономику и попали под управление транснациональных банков и корпораций. Уже четвертый год идет специальная военная операция, и четвертый год продолжается санкционная война со стороны коллективного Запада, но все двери и окна открыты.
Эта ситуация напоминает следующую картину: госпожа Набиуллина живет в загородном доме. К ней пришел какой-то человек и сказал открыть двери и окна. На улице зима, минус 30, а она стоит около газового котла, пытаясь отрегулировать температуру в доме, но температура в доме все равно минусовая. Это аллегория, показывающая, что Центральный банк лишь имитирует управление температурным режимом экономики. Но самое интересное, что средства массовой информации годами повторяют одно и то же, и люди начинают верить в несуществующий перегрев экономики. Например, в Китае темпы экономического роста порой превышают 10%, но там никто не говорит о перегреве экономики. Мы же начинаем соглашаться с этим и поддакиваем: «Да, у нас перегрев экономики».
Почему в России растет инфляция
Инфляция и дефляция зависят от баланса товарной и денежной массы. Если баланс меняется в пользу товарной массы, будет дефляция. Если наоборот, то инфляция. Для того, чтобы не было инфляции, деньги и кредиты должны работать. Сегодня же почти все деньги – кредитные. Некоторые даже утверждают, что 100% денег – кредитные. Центральный банк осуществляет эмиссию денег сам или организует ее через коммерческие банки. Это депозитные безналичные деньги. Но самое интересное, что эти деньги не работают, они не создают товарную массу.
Давайте посмотрим на цифры за 2024 год. Прирост денежной массы М2 – 20%. Прирост ВВП – 4,1%. Все просто прыгают от радости из-за этих 4,1%. А должно было быть как минимум 20%, если бы деньги действительно работали. Но они не работают. А что они делают? Во-первых, отдыхают, потому что банки предпочитают хранить их на депозите в Центральном банке. Конечно, в таком случае будет инфляция.
Во-вторых, деньги играют – они летят на биржу. На бирже ничего не создается, там только перераспределяются средства. Ну и, наконец, третью категорию денег я называю порхающими. Это просто деньги под оборот, скажем, для оптовой и розничной торговли.
Важно, чтобы деньги работали. А для того, чтобы деньги работали, каждый рубль, брошенный в экономику, должен создавать как минимум рубль товарной массы, а лучше – полтора рубля. В советское время, между прочим, так и было: один кредитный рубль создавал полтора рубля товарной массы. Это называлось противозатратным механизмом экономики. Сегодня, похоже, никто даже не вспоминает о таком механизме.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба