8 апреля 2025 Финам Беленькая Ольга
Наиболее существенные особенности отчета:
1) прирост в марте неожиданно ускорился до 228 тыс (консенсус-прогноз предполагал снижение до 135 тыс с предыдущей февральской оценки 151 тыс, которая была пересмотрена до 117 тыс). Это максимум за последние 3 месяца и значительно выше среднего значения за 12 месяцев (158 тыс).
2) Безработица незначительно повысилась – до 4,2% против 4,1% в феврале, рынок не ожидал изменений. Это не критично – показатель безработицы с мая прошлого года колеблется в узком диапазоне 4,0-4,2%. Мартовский прогноз ФРС предполагает повышение безработицы до 4,4% к концу года. Более «широкий» показатель безработицы U-6 (неполной занятости), который учитывает также временных работников и работников, вынужденных работать неполный рабочий день по экономическим причинам, который в феврале достиг 8,0% (максимум с октября 2021 года) в марте немного снизился – до 7,9%.
3) Доля участия населения в рабочей силе, опустившаяся в феврале до минимальных с января 2023 года 62,4%, в марте незначительно повысилась до 62,5%, а показатель средней продолжительности рабочей недели также немного повысился от локального минимума (34,2 часа против 34,1 час).
4) Рост средней почасовой оплаты труда в марте в месячном выражении совпал с ожиданиями рынка (0,3% м/м) после пересмотренного в сторону снижения 0,2% м/м в феврале (прежняя оценка 0,3% м/м). В годовом выражении рост замедлился до 3,8% г/г после 4,0% г/г в феврале, лучше консенсус-прогноза 3,9%. ФРС считает совместимым с инфляцией на уровне цели 2% рост зарплат на 3-3,5% г/г. Таким образом, инфляционное давление со стороны рынка труда сократилось при все еще сильном приросте рабочих мест.
На колебания прироста рабочих мест в 1кв25 могли повлиять холода в январе-феврале и забастовки (в частности, в ритейле, где данные за март отражают возвращение к работе). Рост занятости в марте был обеспечен за счет нескольких секторов – здравоохранение (+54 тыс), развлечения и гостеприимство (+43 тыс.), социальная помощь (+24 тыс.), транспорт и складское хозяйство (+23 тыс., примерно вдвое выше среднемесячного значения за последние 12 мес.), розничная торговля (+24 тыс.). В госсекторе, обеспечивавшем в прошлом году значительный прирост рабочих мест, рост продолжается (+19 тыс.), сокращение численности второй месяц подряд отмечается в федеральном правительстве, но пока символическое (-4 тыс. в марте, -11 тыс. в феврале). Массовые увольнения в федеральных агентствах со стороны возглавляемого И. Маском DOGE (подтверждаемые в данных рекрутинговой компании Challenger, Gray & Christmas) пока не реализовались в существенном ухудшении отчетов о занятости, в частности, за счет того, что суды восстанавливали на работе значительное количество уволенных.
Отчет BLS в других условиях мог бы стать хорошей новостью для рынков, однако сейчас он показывает картину «вчерашнего дня». Паника на рынках связана с опасениями последствий для американской и мировой экономики вчерашних «зеркальных» тарифов США для 185 стран и сегодняшних ответных мер Китая. После введения Д. Трампом «зеркальных» тарифов JP Morgan повысил оценку вероятности рецессии в американской и мировой экономике в течение года до 60% (прежняя, также недавно повышенная, оценка 40%). Эти опасения отражаются в резком падении на фондовых и сырьевых рынках (цена нефти Brent рухнула ниже $65/барр., минимум с 2021 г., падение рыночной стоимости меди максимальное с 2022 г.). Бизнес, реагируя на влияние тарифов (разрыв производственных цепочек, рост издержек, ответные тарифы) будет выбирать между сокращением рентабельности или переносом издержек в цены (что на следующем витке должно привести к сокращению спроса). В обоих случаях вероятно последует ухудшение операционных условий и сокращение персонала, что будет отражаться на повышении безработицы.
Обратной стороной стремительного ухудшения экономических прогнозов стала переоценка трейдерами ожиданий по траектории процентной ставки ФРС. Рынок стал закладывать в ожидания суммарное снижение ставки с текущего уровня 4,25-4,5% более чем на 100 б.п., т.е. 4 снижения по 25 б.п. (в то время как большинство членов комитета по открытым рынкам ФРС на мартовском заседании ориентировались лишь на снижение на 50 б.п.). Между тем, эти ожидания рынка не представляются очевидными - практически единая позиция руководства ФРС состояла в том, что не нужно спешить со снижением ставки до тех пор, пока не появится ясность от результирующего экономического эффекта проводимых новой администрацией изменений в четырех областях: тарифы, иммиграция, фискальная политика и регулирование. ФРС может столкнуться с трудным выбором между целями инфляции и максимальной занятости, т.к. повышение тарифов, как ожидается, приведет к скачку инфляции, потерям экономического роста и занятости. Возможно, при появлении реальных признаков рецессии и угрожающего роста безработицы ФРС и приступит к активному снижению процентной ставки, но пока hard data не настолько плохи, основные опасения центробанка связаны с инфляцией.
Сегодняшнее выступление главы ФРС Дж. Пауэлла подтверждает наше предположение. По его словам, ФРС сталкивается с крайне неопределенными перспективами, с повышенными рисками как более высокой безработицы, так и более высокой инфляции. Хотя неопределенность высока и понижательные риски усилились, экономика все еще в хорошем состоянии. Поступающие данные показывают устойчивый рост, сбалансированный рынок труда и инфляцию, которая гораздо ближе к нашей цели в 2%, но все еще выше. Статистика (hard data) согласуется с более медленным, но все еще надежным прогнозом роста. В то же время опросы домохозяйств и предприятий (soft data) сообщают об ухудшении ожиданий и большей неопределенности относительно перспектив, особенно в связи с изменениями торговой политики. ФРС внимательно следит за расхождениями между «точными» данными и результатами опросов. Отвечая на вопрос о рисках рецессии, Пауэлл сказал, что данные «по-прежнему свидетельствуют о прочной экономике», но он понимает, что неопределенность тяготит людей.
Рынок труда в целом сбалансирован и не является существенным источником инфляционного давления. Сегодняшний утренний отчет о занятости показывает, что уровень безработицы в марте составил 4,2%, что все еще находится на низком уровне, где он удерживался с начала прошлого года. За первый квартал число рабочих мест росло в среднем на 150 000 рабочих мест в месяц. Сочетание низкого уровня увольнений, сдержанного роста рабочих мест и замедления роста рабочей силы позволило сохранить уровень безработицы в целом стабильным.
Обращаясь к другой стороне мандата ФРС – инфляции, Пауэлл вновь отметил, что ее снижение к цели 2% замедлилось. Более высокие тарифы, вероятно, повысят инфляцию в следующих кварталах. Пауэлл признал, что тарифы оказались выше, чем ожидалось. Отражая это, как опросные, так и рыночные показатели краткосрочных инфляционных ожиданий повысились. Однако «по большинству показателей, долгосрочные инфляционные ожидания — те, что выходят за рамки следующих нескольких лет — остаются хорошо закрепленными и соответствуют нашей цели по инфляции в 2%».
«Еще слишком рано говорить», какой будет правильная траектория денежно-кредитной политики. Пауэлл вновь повторил, «такое ощущение, что нам не нужно торопиться», чтобы изменить ставки», «у нас есть время», требуется больше ясности относительно экономических эффектов.
Пауэлл вновь подтвердил, что планирует доработать до конца своего срока во главе ФРС и неоднократно подчеркивал, что ФРС максимально изолирована от политических решений (“We’re strictly non-political”).
Прочие отчеты по рынку труда США, вышедшие на этой неделе:
1. Изменение занятости в частном секторе американской экономики (отчет ADP, март) (↑)
Прирост рабочих мест в частном бизнесе США в марте ускорился до 155 тыс., заметно превысив консенсус-прогноз 105 тыс. Данные за предыдущий месяц пересмотрены в сторону повышения до 84 тыс (прежняя оценка 77 тыс). В секторе услуг добавилось 132 тыс. рабочих мест, а именно: профессиональные/деловые услуги (57 тыс.), финансовая деятельность (38 тыс.), досуг/гостиничный бизнес (17 тыс.), образование/здравоохранение (12 тыс.) и информация (3 тыс.), в то время как торговля/транспорт/коммунальные услуги потеряли 6 тыс. рабочих мест. Сектор производства товаров добавил 24 тыс. рабочих мест, в т.ч. обрабатывающая промышленность (21 тыс.) и строительство (6 тыс.), в то время как природные ресурсы/добыча полезных ископаемых потеряли 3 тыс. рабочих мест. Между тем, годовой прирост заработной платы замедлился до 4,6% для тех, кто остался на прежней работе, и до 6,5% для тех, кто сменил работу. По мнению главного экономиста ADP, «несмотря на неопределенность политики и пессимистичное отношение потребителей, общие показатели за март оказались хорошими для экономики и работодателей всех размеров, даже если не обязательно для всех секторов».
2. Индикаторы занятости в индексах деловой активности (ISM, март) (↓)
Индикатор занятости в обрабатывающей промышленности находится в зоне сокращения (ниже 50) почти непрерывно с июля прошлого года (исключение – январь). В марте показатель упал до 44,7 (минимум с прошлого сентября) по сравнению с 47,6 в феврале.
В сфере услуг индикатор занятости снизился до 46,2 пункта против 53,9 пункта месяцем ранее и впервые за 6 месяцев перешел на территорию сокращения.
3. Планы сокращений персонала (Challenger, Gray & Christmas, март) (↓)
Международная рекрутинговая компания Challenger, Gray & Christmas сообщила, что запланированные сокращения рабочих мест в марте увеличились на 60% - до 275 240, что является самым высоким показателем с мая 2020 года, когда экономика оправлялась от первой волны пандемии COVID-19. Это также третий по величине ежемесячный показатель за всю историю.
За 1кв25 было объявлено о 497 052 увольнениях, что является самым высоким показателем с первого квартала 2009 года, когда экономика находилась в периоде Великой рецессии.
Более половины сокращений рабочих мест пришлось на Вашингтон, округ Колумбия, что отражает увольнения федерального правительства по инициативе DOGE. Challenger заявила, что за последние два месяца наблюдалось 280 253 запланированных увольнения федеральных работников и подрядчиков, затронувших 27 агентств. Еще 4429 сокращений рабочих мест произошли в результате сокращения федеральной помощи или прекращения контрактов, что в основном затронуло некоммерческие организации и организации здравоохранения.
Между тем, массовые увольнения пока не нашли существенного отражения в официальных данных по рынку труда, поскольку профсоюзы оспаривали увольнения и суды постановили восстановить тысячи уволенных работников.
За пределами правительства наблюдался значительный рост запланированных увольнений в технологическом секторе и ритейле.
Другой индикатор ослабления рынка труда – снижение активности в найме работников. Планы найма снизились до 13 198 с 34 580 в феврале. Компании намеревались нанять 53 867 работников в первом квартале. Это самый низкий показатель за первый квартал с 2012 года и на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
4. Число первичных и повторных заявок по безработице (неделя) (↕)
Число первичных заявок на пособие по безработице в Соединенных Штатах сократилось на 6 тыс. до 219 тыс. за неделю, закончившуюся 29 марта, что ниже ожиданий рынка в 225 тыс, и остается на исторически низком уровне. С другой стороны, количество продолжающих получать пособие по безработице американцев за неделю, завершившуюся 22 марта, выросло до 1,903 млн по сравнению с пересмотренными 1,847 млн неделей ранее, превысив консенсус-прогноз (1,860 млн), и стало самым высоким показателем с ноября 2021 года. Это может означать, что безработным становится все труднее возвращаться на рынок труда.
5. Новые вакансии и увольнения (отчет JOLTS, февраль) (≈).
Количество открытых вакансий в феврале сократилось на 194 тыс до 7,568 млн, немного ниже консенсус-прогноза 7,61 млн. Количество вакансий сократилось в розничной торговле (-126 000), финансах и страховании (-80 000), здравоохранении и социальной помощи (-46 000), индустрии отдыха и гостеприимства (-61 000) и обрабатывающей промышленности (-31 000). Данные за январь пересмотрены в сторону повышения до 7,762 млн вакансий вместо ранее сообщавшихся 7,74 млн. Количество увольнений увеличилось на 116 тыс., но все еще остается низким - 1,790 млн.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба