Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ФРС отмечает возросшие риски роста безработицы и ускорения инфляции, остается в режиме “wait and see” » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ФРС отмечает возросшие риски роста безработицы и ускорения инфляции, остается в режиме “wait and see”

12 мая 2025 Финам Беленькая Ольга

На заседании 6-7 мая ФРС вновь ожидаемо для рынка сохранила процентную ставку в диапазоне 4,25-4,5% (в этом диапазоне ставка остается с конца прошлого года). Решение было единогласным. Майское заседание не сопровождалось публикацией макропрогнозов.

Из прежних формулировок в релизе сохранились утверждения, что экономическая активность продолжает повышаться уверенными темпами, безработица стабилизировалась на низком уровне в последние месяцы, условия на рынке труда остаются хорошими, а инфляция остается несколько повышенной. К изменениям относятся комментарий по ВВП в 1кв25 (резкие колебания показателей внешней торговли оказали влияние на последние данные, однако они по-прежнему свидетельствуют о том, что "экономическая активность продолжает повышаться уверенными темпами"), а также вывод о том, что неопределённость в отношении экономических прогнозов продолжила увеличиваться, и возросли риски роста безработицы и ускорения инфляции.

Основные тезисы выступления Дж. Пауэлла:

Экономика: Небольшое снижение ВВП в 1кв25 (-0,3%) отражает колебания чистого экспорта, которые, вероятно, были вызваны тем, что предприятия резко увеличили импорт в преддверии повышения тарифов. Этот необычный скачок импорта усложнил измерение ВВП в прошлом квартале. При этом показатель внутреннего частного спроса: частные внутренние конечные закупки, или PDFP, которые исключают чистый экспорт, инвестиции в запасы и государственные расходы, выросли на солидные 3% в 1кв., также, как и в прошлом году. Однако опросы домохозяйств и предприятий сообщают о резком снижении настроений и повышенной неопределенности относительно экономических перспектив, в основном отражая проблемы торговой политики. В целом, несмотря на повышенную неопределенность и очень пессимистичные настроения населения и бизнеса, экономика все еще находится в прочном положении.

Рынок труда: широкий набор показателей свидетельствует о том, что условия на рынке труда в целом сбалансированы и соответствуют максимальной занятости. За последние 3 месяца средний прирост рабочих мест в месяц составляет 155 тыс., безработица остается на низком уровне 4,2%.

Инфляция значительно снизилась по сравнению с пиковыми значениями середины 2022 года, но остается несколько повышенной по сравнению с долгосрочной целью ФРС в 2%. Показатели краткосрочных инфляционных ожиданий выросли, что отражено как в рыночных, так и в опросных показателях. Респонденты опросов, включая потребителей, предприятия и профессиональных прогнозистов, указывают на тарифы как на движущий фактор. Однако за пределами следующего года или около того большинство показателей долгосрочных ожиданий остаются в соответствии с целью ФРС 2%.

Риски роста безработицы и инфляции, по-видимому, возросли, и руководство ФРС считает, что текущая позиция денежно-кредитной политики оставляет хорошие возможности для своевременного реагирования на изменение ситуации. Если объявленные сильные повышения тарифов сохранятся, они, скорее всего, приведут к росту инфляции, замедлению экономического роста и росту безработицы. Влияние на инфляцию может быть кратковременным, отражая единовременное изменение уровня цен. Однако возможно, что инфляционные эффекты могут быть более устойчивыми.

Пауэлл вновь отметил, что тарифы (введенные Трампом) 2 апреля оказались «значительно выше, чем предполагалось в прогнозах, с которыми я ознакомился, и в наших прогнозах». Однако «похоже, мы вступаем в новую фазу, когда администрация начинает переговоры с рядом наших важных торговых партнеров, и это может существенно изменить картину — или нет». «Будет очень важно, как все это закончится».

ФРС может оказаться в ситуации, когда она столкнется с трудностями в достижении целей своего двойного мандата низкой инфляции и полной занятости (если окажется, что эти цели противоречат друг другу). Это был бы сложный выбор, с которым ФРС давно не сталкивалась. «Если бы это произошло, мы бы рассмотрели, насколько далека экономика от каждой цели, и потенциально различные временные горизонты, в течение которых эти разрывы, как ожидается, будут закрыты». Сейчас «слишком рано» говорить о том, какая сторона двойного мандата Федеральной резервной системы (высокой занятости и ценовой стабильности) важнее. Важно понять, какими будут тарифные эффекты для экономики и занятости, сколько времени потребуется для того, чтобы они полностью отразились на ценах, и, в конечном итоге, сохранятся ли стабильными долгосрочные инфляционные ожидания вблизи цели по инфляции.

ДКП ФРС сейчас является только умеренно-жесткой и хорошо позиционирована для того, чтобы дождаться большей ясности в отношении влияния тарифов и других экономических изменений новой администрации на экономику. «Мы не думаем, что нам нужно торопиться. Мы думаем, что можем быть терпеливыми».

Сейчас нет повода для превентивного снижения процентных ставок – экономика и рынок труда в хорошей форме, а инфляция все еще превышает целевой показатель. «Это не та ситуация, в которой мы можем действовать упреждающе, потому что мы на самом деле не знаем, какими будут правильные ответы на данные, пока не увидим больше данных».

Если тарифы в конечном итоге останутся на нынешнем уровне, это может задержать достижение целей ФРС (по занятости и инфляции). «Если это то, что мы увидим — если тарифы в конечном итоге будут введены на этих уровнях, которые мы не знаем, — то мы не увидим дальнейшего прогресса в достижении наших целей». Он намекнул, что речь может идти о возможном недостижении прогресса «в течение следующего, скажем, года».

На вопрос журналиста, может ли получиться так, что ФРС вообще не снизит процентную ставку в этом году (мартовский медианный dot plot ФРС предполагал 2 снижения ставки по 25 б.п., а рынок закладывал в ожидания от 3 до 4 снижений до конца года) Пауэлл ответил, что сейчас это невозможно предсказать. Есть сценарии, в которых нам было бы целесообразно снизить ставки в этом году, но есть и сценарии, в которых этого не будет. «Я не могу с уверенностью сказать, что знаю, какой будет... подходящая траектория процентных ставок».

Рынок отреагировал на заявления Пауэлла довольно сдержанно. Котировки фьючерсов на CME по-прежнему закладывают в ожидания около трех снижений процентной ставки до конца года. Но ожидания первого снижения продолжили смещаться на более поздний срок – к июльскому заседанию ФРС (30 июля). Сейчас оценка рынком вероятности сохранения ставки на текущем уровне на ближайшем заседании ФРС 18 июня составляет почти 80% (79,8%) против 41,8% неделю назад. В то же время снижение ставки в июле рынок оценивает с вероятностью 66,4% против 70% накануне. Неделю назад рынок оценивал вероятность снижения ставки в июне или июле выше 90%.

На наш взгляд, основной сигнал выступления Пауэлла состоял в том, что период ожидания может занять столько времени, сколько потребуется для оценки всех обстоятельств и аргументированного выбора. Снизить ставку раньше этого ФРС может заставить только угроза рецессии или резкое ухудшение данных по занятости в течение нескольких месяцев. Исходя из 90-дневной паузы, установленной Трампом для «зеркальных» тарифов 9 апреля, в июне у ФРС еще не будет достаточно данных для оценки окончательной конфигурации тарифов и их влияния на экономику.

Последний отчет BLS по рынку труда за апрель оказался хорошим и лучше ожиданий рынка. Данные по сокращению ВВП США в 1кв25 «не напугали» ФРС. Следующий блок данных – по инфляции – выйдет уже в начале следующей недели.